Не так страшен министр, как его просвещение

2024-07-09_09-53-27

Очередная инициатива минпросвещения РФ буквально с ходу приобрела скандальный характер. В этот раз она коснулась кино. Позже ведомство попыталось всё опровергнуть.

В минувшую пятницу Союз кинематографистов РФ опубликовал на своём официальном сайте новость о письме, которое поступило в адрес организации из департамента кинематографии и цифрового развития министерства культуры. В нём, в свою очередь, содержались предложения другого министерства — просвещения — об экранизации ряда исторических произведений. Был приведён и номер документа: АЗ-1397/06 от 28 июня 2024 года.

Инициатива призвана способствовать созданию фильмов для детей и юношества ради сохранения исторической памяти и формирования патриотизма. Это сейчас модно среди чиновников. Если бы они ещё и вправду умели сохранять историческую память и быть патриотами, а не казаться ими…

Будучи весьма заинтригованы тем, что же предложило минпросвещения, мы изучили список фильмов, который доступен на том же сайте Союза кинематографистов. Признаться, даже немного волновались, но, обнаружив «Матрёнин двор» Солженицына, сразу успокоились: ничего с нашей антисоветской властью не случилось, какой была, такой осталась.

Однако неприятность вышла не из-за наличия в министерском списке прозападного диссидента-коллаборанта, а по той причине, что состоял этот список из двух частей. В одной были перечислены новые экранизации, а другая была озаглавлена так: «Перечень фильмов для создания ремейков». Переснять заново собрались, в частности, такие работы: «Александр Невский» и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Судьба человека» и «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля. Всего в перечне 30 наименований.

Тут и грянул скандал. Мы выскажем и своё мнение, но сперва процитируем народного артиста РСФСР Сергея Никоненко. Его слова приводит РБК: «Предлагаю срочно уволить министра просвещения. Никогда ещё копии и репродукции не были лучше оригинала. В этих намерениях просветителей я подозреваю тенденцию вредительства. Снимайте своё, пусть оно будет лучше, но не трогайте классику».

Полностью солидарны с Сергеем Петровичем, а от себя добавим, что снять лучше сегодня не получится: некому! Приведём пример. В 2014 году вышел ремейк «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая. Вердикт зрителей в виде рейтинга на сайте «Кинопоиск» таков: 8,5 балла по 10-балльной шкале у оригинала и 1,1 — у ремейка.

А Солженицына пусть экранизируют, его не жалко. Мы уже разбирали на страницах «Правды» кино 2021 года «Иван Денисович». Подозреваем, что от него сам Исаич в гробу перевернулся. Если в отечественном «Кинопоиске» фильму натянули рейтинг до шести с копейками, то на международном ресурсе IMDB красуются заслуженные 5,2 (из 10).

После слов «уволить» и «вредительство» минпросвещения через ТАСС вечером того же дня всё опровергло: «Информация о ремейках отечественных фильмов не является достоверной. В рабочем порядке Минкультуры был передан список шедевров отечественного кинематографа, знакомство с которыми представляется важным для воспитания юного поколения». Хочется верить. Но Союз кинематографистов новость с сайта не снял. Более того, в интернете появились сканы письма, а там ведь ремейки. Кто же всё-таки лукавит, интересно?

Ну и ещё. В пресловутом перечне ремейков нас очень заинтересовали пункты 22 и 23. Это фильмы «Сотников» и «Восхождение» Ларисы Шепитько по одноимённым повестям Василя Быкова. Понимаете, да, что рекомендует минпросвещения «для воспитания нового поколения»? Нет никаких двух повестей и двух фильмов! Есть фильм 1976 года «Восхождение», снятый режиссёром Шепитько по повести Быкова «Сотников». Такие дела…

Сдаётся нам, что в Союзе кинематографистов такую феерическую чушь вряд ли могли сморозить. Подозрение падает на министерских клерков и их начальников, которые, видимо, сами не понимают, что подписывают. В общем, всё как в апокрифе: проблема не в министре культуры, а в культуре министра. Но это вполне применимо и к минпросвещения.

Михаил КОСТРИКОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *