12 октября, предваряя пленарное заседание Государственной Думы, перед журналистами выступил депутат фракции КПРФ Н.В. Арефьев. Представляем вашему вниманию его выступление.
— Сегодня Государственная Дума будет рассматривать сразу четыре законопроекта на одну и ту же тему. Эта тема давно созрела и перезрела, законы лежат уже несколько лет. Сегодня мы будем рассматривать вопрос о прогрессивном подоходном налоге.
Все мы хорошо знаем, в каком положении находится наша страна, знаем о том, что не хватает денег в бюджете. Вот сейчас внесли законопроект о бюджете на 2018 год и на плановый период до 2020 года. В нем прослеживается одна и та же тенденция: денег нет, надо затягивать пояса, надо строго экономить.
Все оппозиционные фракции представили законопроекты о том, где взять деньги, и есть ли они в нашей стране. Предварительное рассмотрение в бюджетном комитете вопроса о прогрессивном подоходном налоге показывает, что, скорее всего, эти законы не будут приняты. Потому что противников их принятия, особенно со стороны фракции «Единая Россия», достаточно много.
Между тем этот вопрос родился не сегодня и не вчера. С 18 века в Англии было введено прогрессивное налогообложение. Потом, уже в 19 веке, оно перешло в Германию, а после войны 1812 года уже и Россия стала использовать закон о прогрессивном подоходном налоге. Последний прогрессивный налог был введен при Николае II, но, вы знаете, произошли Февральская и Октябрьская революции, и данный закон не был до конца реализован.
В советское время не было никаких прогрессивных налогов, потому что весь народ зарабатывал примерно одинаково, и ни у кого никаких сверхдоходов не имелось. А вот в середине 90-х годов был вновь введен прогрессивный налог. Он просуществовал где-то до 2002 года. Но после того, как буржуазия окончательно утвердилась во власти, она отменила этот закон, прибавив всем по 1%. В результате плоская 13-процентная шкала существует до настоящего времени. Но она, к сожалению, не обеспечивает наполняемости бюджета. И бюджет, как правило, у нас каждый год дефицитный. Денег не достает ни в регионах, ни в федеральном бюджете. Поэтому мы и внесли закон о прогрессивном налоге.
Президент уже два раза обратился к народу и сказал, что надо затягивать пояса. Да, наверное, надо. Но кому затягивают пояса с 2014 года, когда начался реальный кризис? Затягивают пояса, прежде всего, пенсионерам. В прошлом году не проиндексировали пенсии, ограбили наших пенсионеров на 7,5 тысяч рублей. И все «нормально»! Сейчас пенсия индексируется не на уровень реальной инфляции, а гораздо ниже.
Работающим пенсионерам перестали индексировать пенсию. Госслужащим перестали индексировать пенсию. Почему нападают на самых бедных? Вы посмотрите, у нас только в этом году за 8 месяцев уровень жизни населения упал на 1,2%. В прошлом году – на 6%. А всего за последние три года уровень жизни снизился на 16%.
Сейчас в регионах, особенно в прошлом году, приняли Социальные кодексы, и у пенсионеров отобрали последние льготы. А тех, у кого льготы остались, заставляют собирать справки о том, что они не имеют задолженности по платежам. И вот стариков заставляют сидеть в очередях, брать эти справки, чтобы доказать, что они никому не должны. Только тогда им будут начислены положенные льготы.
Обидели инвалидов. Им чисто административно снизили категорию инвалидности. Для чего? А для того, чтобы не платить. Теперь инвалид третьей категории уже не инвалид, а здоровый, значит, не нуждается ни в каких дотациях от государства.
А как же живут наши богатые? Они затянули пояса или нет? Давайте посмотрим. Возьмите журнал «Форбс». У нас 200 долларовых миллиардеров за последний год повысили свои доходы на 100 млрд долларов! Общее состояние наших миллиардеров уже равняется золотовалютным резервам страны. Это 460 млрд долларов. Может быть, хватит? Сколько имеет накоплений страна, столько же имеют и 200 олигархов! Разве это правильно?
Вы посмотрите, о чем сообщают СМИ. Например, начальник почты выписал себе 200 миллионов рублей. А сколько пишут о ректорах университетов, которые устанавливают себе оклады по 10 миллионов рублей в месяц, в то время как профессора получают всего по 24 – 30 тысяч рублей! Как же так можно! Вот мы, коммунисты, и предлагаем: давайте немного умерим эту алчность.
Берем самую высокую планку. Те, кто получает свыше 400 тысяч рублей, будут облагаться прогрессивным налогом. Для тех, кто получает менее 400 тысяч, ставка остается в 13%. Все, что от 400 тысяч до 1 миллиона, будет облагаться 30-процентным налогом. А все, что выше миллиона, будет облагаться 50-процентным налогом. Это немного. Это нормально. Например, во Франции 60-процентный налог. В самой удачной европейской стране – Швеции – налог составляет 26%. В Соединенных Штатах – 28%. В 24 странах мира имеется прогрессивный налог, он работает, и государство получает дополнительные доходы.
Если мы примем наш закон, то страна получит 4 трлн 750 млрд рублей. Это как раз заткнет все дыры бюджета. А у нас сегодня не хватает 2,5 трлн рублей в региональных бюджетах и 1,5 трлн в федеральном бюджете.
Но нам говорят «нет», не будем принимать этот закон, потому что из-за такого налогообложения бизнес уйдет в страны с более либеральным налоговым законодательством. А почему тогда из Америки никто не убежал? Почему никто не убежал из Франции? Один Депардье приехал к нам, получил три квартиры и опять уехал, обозвав нас свиньями. То есть аргументации, в общем-то, никакой нет. Ее и быть не должно, потому что во многих странах мира прогрессивный подоходный налог успешно действует.
Говорят, что станут убегать инвестиции. Но наша страна станет привлекательной для инвестиций только тогда, когда в ней не будет обмана. Инвестиции и так не приходят, к нам приходит лишь спекулятивный капитал, который покупает недвижимость, перепродает ее и увозит деньги заграницу. У нас нет никакой инвестиционной политики, хотя мы на нее тратим огромные деньги.
Нам говорят, что олигархи начнут повышать себе зарплату. А я думаю, что они наоборот будут понижать фонд заработной платы. Зачем же им платить огромные деньги в бюджет? Они, скорее всего, будут уходить в тень. И тогда надо уже привлекать фискальные органы – налоговую инспекцию, прокуратуру. В других-то странах все это работает! Почему у нас это не должно работать? Просто не хотят этим заниматься. А раз не хотят, надо принуждать!
Я думаю, что сегодняшнее рассмотрение этого вопроса будет довольно горячим, потому что оппозиционные фракции все-таки настроены принять закон. Вот только надо будет убедить парламентское большинство в том, что принять его нужно хотя бы концептуально. Потому что такой закон необходим!
см. также