Он говорил от имени народа

DyyFXv3QvMz5_andrei-dementev

26 июня 2018 года на 89 м году жизни скончался один из последних поэтов шестидесятников Андрей Дементьев.

Я умышленно не заключаю в кавычки это слово – шестидесятники. Оно давно и прочно вошло в наш обиход, укоренилось в русском языке. При этом слове у людей старшего поколения и некоторой части молодёжи возникает ряд образов замечательных поэтов, ярких личностей, красивых людей, имена которых были у всех на устах. В самой читающей стране мира иначе и быть не могло – государство ценило талантливого писателя, который по праву считался властителем дум, инженером человеческих душ. Это особенно правильным кажется на фоне сегодняшнего отношения к художнику слова. Скажи нынешнему молодому сочинителю, выпустившему с грехом пополам сто экземпляров своего сборничка в мягкой обложке, что книги в советское время выходили сто( тысячными тиражами, а литературные журналы ( миллионными, – не поверит. Да я и сам порой думаю, не приснилось ли мне, что довелось жить в той стране, где действительно делалось всё для блага человека и во имя человека.

Не являюсь страстным поклонником творчества поэта Андрея Дементьева (хотя талант его неоспорим), но поклонником его человеческих качеств – несомненно. Встреч было немного, но все они навсегда остались в памяти. Обаяние этого человека было фантастическим, каким-то непостижимым образом он притягивал к себе людей. Его знаменитая улыбка вызывала всегда ответную реакцию, хотелось так же щедро открыть ему свою душу, пооткровенничать. Кто попадал под его человеческое обаяние, на всю жизнь оставлял о нём светлую память. Разница в возрасте и, главное, моя деревенская застенчивость не позволили нам сблизиться, стать друзьями, даже приятелями. Да и его всё возрастающая известность и популярность были для меня определённым барьером, который не мог перешагнуть. Знаменитый, серьёзный человек, не склонный к необдуманным поступкам, он вызывал во мне какой-то душевный трепет, похожий на обожание. А я в то время мало что мог предъявить читающему миру, тем более такому мастеру. Моему характеру ближе был поэт Игорь Тюленев из Перми, здесь можно было пображничать, побеситься в меру, покуражиться, устроить поэтическую дуэль.

С Андреем Дмитриевичем встречались несколько раз на раз( личных совещаниях и других разного рода мероприятиях – в Союзе писателей на Комсомольском, 13, в Переделкине, в Российском авторском обществе и т.д. Всегда улыбчив и приветлив, он производил впечатление вечного, нестареющего человека, был олицетворением жизнелюбия и вдохновения. С ним хотелось общаться, быть рядом с ним. Думаю, подобные чувства он вызывал не только у меня. Он всегда был одинаков, спокоен и ровен – и в жизни, и на сцене во время прочтения своих стихов. Это меня, откровенно говоря, удивляло и озадачивало: привык к тому, что поэт, читая свои произведения, преображался до неузнаваемости, трудно в нём бывает узнать того, с кем только что общался. Правда, Андрей Дмитриевич иногда «заводился», и здесь восторгу слушателей не было предела. Красив, строен, подтянут, одет с иголочки, он мне напоминал Есенина. Хотя, конечно, всё в них было разное, но я почему-то находил в них сходство. На фотографиях видел поэта в разных нарядах, в жизни – только в безукоризненно сидящем на нём костюме и при галстуке. Изящно выглядел этот невысокого роста человек всегда, открытость и дружелюбие его были не показными. И вообще, мне кажется, он ничего не делал «на публику», всё в нём было органично и естественно.

Знаменитые шестидесятники Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Ю.Друнина, Р.Казакова не заслоняли таланта своего собрата по перу. Это была одна семья, один братский круг, каждый был близок, интересен и дорог другому. Да, кто-то из них уходил во внутреннее диссидентство, кто-то в открытое. Дементьев своих взглядов и убеждений не менял, оставаясь патриотом, защитником интересов своего народа.

Иногда приходится слышать: поэт-песенник Андрей Дементьев. На мой взгляд, это неправильно, даже унизительно для настоящего, истинного, подлинного художника слова. Да, А.Фатьянов, М.Исаковский, наш Л.Ошанин со своими великими стихами, ставшими всенародно любимыми песнями, больше известны именно в этом качестве. Талантливые композиторы безошибочно выбирали их гениальные стихи и создавали музыкально-поэтические шедевры, которые затем пела вся страна. Андрей Дементьев – поэт, и только поэтому песни на его стихи поют сегодня и, надо полагать, будут петь всегда. Они вечны, как вечна душа русского народа. Люди никогда не будут петь музыкальных побрякушек на словесные конструкции Газманова или Резника. А вот «Отчий дом», «Лебединая верность», «Алёнушка», «Натали», «Баллада о матери», «Яблоки на снегу», «Каскадёры» и другие песни навсегда в сердцах и памяти наших соотечественников. Их исполняли Л.Зыкина, В.Мулерман, С.Ротару, И.Кобзон, Е.Мартынов и другие всеми любимые артисты. Я видел, что творилось с людьми, когда Андрей Дмитриевич читал свои знаменитые «Не смейте забывать учителей», «Никогда ни о чём не жалейте вдогонку», «Не обижайтесь на детей», «Быть стариками – непростая штука» и другие, — лица у людей светлели, на глазах появлялись слезы радости и благодарности автору великолепных строк, написанных истинным чувством, пропущенных через сердце.

В Твери, где поэт родился 16 июля 1928 года, пять лет назад открыт Дом поэзии, которому присвоено имя А.Дементьева. Сейчас там мемориал памяти, горят свечи, люди приносят цветы.

Поэт Андрей Дементьев до последнего часа жизни оставался верен своему Делу, своему призванию, «святому ремеслу» — выступал на «Радио России» с новыми стихами, издавал книги, помогал молодым становиться на крыло. Его жизнь – пример служения русской литературе, русскому художественному слову, русской культуре. Он почётный гражданин Твери, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств, кавалер орденов Почёта и «За заслуги перед Отечеством» двух степеней. Он автор более 40 поэтических сборников, суммарный тираж которых превысил миллион экземпляров. Его поэзия переведена на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, хинди и другие языки мира.

Творческих наград у А.Дементьева великое множество. Но особенно дорожил он премией «Золотой Дельвиг», учреждённой «Литературной газетой», поскольку, по его словам, она вручалась под девизом «За верность Слову и Отечеству». Поэт мог, имел право говорить от имени народа, от имени Отечества, к тому времени поруганного и разворованного ельциными-гайдарами-чубайсами-березовскими-гусинскими-абрамовичами-немцовыми («Ни звука русского, ни русского лица») и прочей криминальной нечистью. И народ отвечал ему взаимной любовью – за честность, за стойкость, за мужество, за прекрасные стихи и песни, без которых отечественную культуру невозможно представить, за любимый несколькими поколениями советских людей журнал «Юность», за многолетнюю работу на радио в программе «Виражи времени». Была в его судьбе и телепередача «Народ хочет знать», без объяснения причин закрытая перепуганными насмерть псевдодемократами.

Чистый, светлый, совестливый был человек.

Вечная память!

Евгений ГУСЕВ, член Союза писателей России.

Комментарий “Он говорил от имени народа

  1. Уважаемый Евгений Павлович , отдавая должное памяти А. Дементьева, перечислил наиболее известных поэтов -шестидесятников. Но при всем при этом он почему то воздержался от главной оценки их позиций в событий 91=93 г.г. А это самое важное. Я до сих пор не могу спокойно видеть эту секретаршу из фильма Э. Рязанова, оравшую а каком то зале. И сколько их, этой творческой элиты, было тогда, вроде Басилошвилли. Вот на основании чего нужно давать оценки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *