Минздрав предложил передать часть функций участковых терапевтов медсёстрам
Этот страшный дамоклов меч — экономия средств, нависающий над головами чиновников министерства здравоохранения, придаёт их мыслям невероятную живость. И действительно, провести свой корабль под названием «российское здравоохранение» между Сциллой экономии и Харибдой дефицита профессиональных кадров — задачка не из лёгких.
Казалось бы, всё просто. По оценкам самого минздрава, сегодня нехватка медработников составляет порядка 100 тыс. человек. Только за прошлый год врачей у нас стало почти на 10 тыс. меньше, среднего медперсонала — почти на 40 тыс. Наиболее серьёзный дефицит врачей наблюдается в 22 регионах России: на Чукотке, в Чувашии, Туве, в Марий Эл, Калмыкии, Хакасии, Татарстане, в Калужской, Челябинской, Брянской, Липецкой, Кемеровской областях, Краснодарском крае и других.
Решение напрашивается само собой: повышение зарплаты, улучшение условий труда, увеличение набора в медвузы и медучилища, повышение уровня обучения и приближение его к практической деятельности, уменьшение писанины и чрезмерной отчётности, ну в крайнем случае хотя бы возвращение обязательного распределения выпускников. Но нет, минздрав выбирает самое сомнительное решение: перераспределение полномочий между работниками. Иначе говоря: тришкин кафтан в действии.
Напомним, что инициативы, на кого бы возложить врачебную обязанность, возникают у нас с периодичностью восхода солнца. От искусственного интеллекта до — на полном серьёзе — почтальона. Так что возложение некоторых докторских функций на средний медперсонал выглядит на этом фоне даже более логичным. В частности, медсёстры должны будут проводить медосмотры, наблюдать за состоянием здоровья пациентов с хроническими заболеваниями, оценивать эффективность применения медикаментов и т.п.
А как к данной инициативе относятся сами медики? Согласно проведённому популярным медицинским сайтом опросу, большинство врачей (более 50%), надеясь несколько облегчить свою участь, поддерживают эту идею. А вот средний медперсонал (90,6%) вполне ожидаемо не одобряет инициативу минздрава. Главной причиной они называют перегруженность, а также опасения, что пациенты не будут им доверять так, как доверяют врачам.
Привычное в подобных начинаниях обращение к «мировой практике» — мол, в «цивилизованных странах» медсёстры обладают гораздо большим функционалом — не выдерживает никакой критики. Начиная с того, что в признанных образцовыми странах средний медперсонал получает гораздо более фундаментальную подготовку, кончая зарплатой, которой мог бы позавидовать даже московский опытный врач, не говоря уже о молодом в региональной больничке.
Никто не спорит, что некоторые задачи, вроде первичного опроса, сбора анамнеза медсёстры вполне могли бы выполнять. Но возникает вопрос: а кто в это время будет исполнять их собственные обязанности? И без того из-за нехватки медперсонала они вынуждены изображать из себя сторуких Шив. Вырастить сто первую руку? Возложить часть их функций на уборщицу? А кто будет в это время мыть полы? Главврач? Запустить производство роботов, которые будут ухаживать за пациентами? А это сэкономит средства?
И точно не нужны врачебные знания, например, при диспансеризации, которая также вроде бы по силам среднему медперсоналу? Конечно, она и сейчас зачастую проводится чисто формально, но тогда уж не лучше ли просто честно её отменить, а не тратить такие дефицитные средства на профанацию?
Ведомство объясняет все эти свои начинания желанием «повысить доступность медпомощи без потери качества». Однако качество никак не может быть повышено перетягиванием дырявого одеяла с одного на другого работника. Ну да, лечить, прописывать препараты, оперировать пока что доверяют только врачу. Но кто знает, куда дорога экономии приведёт чиновничью мысль в дальнейшем…
И последнее. Среди пациентов существует миф, что опытная медсестра порой больше понимает в медицине, чем дипломированный доктор. Спрашивается: чему же тогда учится врач шесть лет плюс два года ординатуры? Если он действительно знает меньше среднего медперсонала, то каков уровень его образования? Мысль об экономии уже привела к тому, что в поликлинике врач может начинать работать прямо со студенческой скамьи, без всякой интернатуры-ординатуры. Тут с лёгкостью игнорируется «мировой опыт», на который так любят ссылаться всякого рода «оптимизаторы» здравоохранения. А «опыт других стран» говорит как раз о том, что врач к первичному приёму допускается, только если после получения диплома он работал и получал практическое медобразование ещё не менее шести лет в клинике под присмотром опытных коллег.
Но рулевые нашего здравоохранения, по-видимому, считают, что для отечественного пациента «и так сойдёт». Если на приём можно посадить выпускника, то почему не медсестру?
И вишенка на торте. Одновременно минюст зарегистрировал новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего профобразования по специальности «Сестринское дело». Он сокращает для окончивших 11 классов продолжительность подготовки на год, то есть почти вдвое — до 1 года 10 месяцев. Медсёстры-акушерки будут учиться на четыре месяца меньше, чем сейчас, — 2 года 6 месяцев. Как разъясняют авторы этой суперидеи, мера нацелена на устранение кадрового дефицита. Заметим, что подобный уровень образования среднего медперсонала действует лишь в нескольких самых беднейших странах Африки.
Зато в современной России девочка, проучившись меньше двух лет, сможет уже выполнять некоторые функции врача. Куда ещё заведёт наше здравоохранение желание сэкономить?
Мария ПАНОВА.