Ровно 100 лет назад, 5 февраля 1918 года был опубликован декрет Совета народный комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Этот исторический документ положил конец клерикальному характеру российского государства и утвердил начала светской власти.
Если ранее. В Российской империи православие было официальной государственной религией, и его последователи пользовались привилегиями, а Русская православная церковь считалась государственным учреждением, то теперь было установлено: «Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются»»
Государство было полностью отделено от церкви: «Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями».
При этом верующим было гарантировано свободное исполнение религиозных обрядов, ограничения могли быть наложены лишь в то случае, если данные обряды «не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики».
Также из ведения церковных органов в ведение государственных учреждений была передан регистрация актов гражданского состояния: учёт рождений и браков.
Все религиозные объединения отныне должны были подчиняться общему законодательству. Не допускалось получение ими привилегий и субсидий от государства, а также – принудительные сборы с населения в пользу религиозных организаций.
Важнейшим элементом нового законодательства, нашедшим отражение в Декрете, было отделение школы от церкви. Образование, наконец, было освобождено от клерикальной цензуры, появилась свободная возможность использования передовых научных теорий и концепций, ранее замалчиваемых, из-за несовпадения с религиозным учением.
С другой стороны, верующим была гарантирована возможность получения религиозного образования в церковных учебных зщаведениях.
Также Декрет объявил о национализации церковных имуществ, передаче их в народную собственность, церковные земельные владения распределялись между крестьянами.
В наши дни декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» вновь актуален, поскольку клерикальные силы явным образом пытаются пересмотреть его результаты.
Вслед за «Основами православной культуры» в школах пытаются внедрить «Закон Божий», раздаются требования запрета публикации научных данных и прекращения научных исследований, опровергающих религиозные догмы.
Вместо теории эволюции детям предлагается изучать легенды о семи дня творения и лженаучные измышления, якобы эти легенды подтверждающие.
Делаются и попытки пересмотреть итоги национализации церковных имуществ. В частности, в Ярославле местная епархия требует передать ей здание бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Если это случится, Ярославский музей-заповедник придётся перенести в нынешнее здание военного госпиталя, а военный госпиталь – на окраину города, в загазованную промышленную зону.
В наши дни, как никогда, важно отстоять завоевания социализма в области религиозной политики!
Николай Мишуров