С 5 ноября и после него, по мере того как исполнялось сто лет дням, «которые потрясли мир», центральные телеканалы России стали угощать зрителей сериалами, фильмами и передачами об Октябрьской революции, о том, что ей предшествовало и что за ней последовало. За сериалом «Демон революции» по второму каналу был показан сериал «Троцкий» по Первому каналу, за фильмом «Великая русская революция» пошли сериал «Подлинная история русской революции» и фильм «Октябрь. LIVE». Анонсированы и другие телепередачи на эту тему.
Миф о Троцком
В течение четырёх вечеров на наших телеэкранах появлялся человек, похожий на Троцкого в молодости, и расспрашивал другого человека, напоминавшего Троцкого в старости. Первый должен был изображать агента НКВД Меркадера, который проник к Троцкому под видом канадского журналиста Джексона. Вторым был актёр Хабенский, который играл 60-летнего Троцкого. Известно, что на самом деле Меркадер не скрывался под легендой журналиста и интервью у Троцкого не брал. Однако растянувшаяся на восемь серий беседа дала возможность создателям сериала обратиться к различным эпизодам из жизни Троцкого. С такой же целью Троцкий многократно беседовал с покойниками, которые ему время от времени являлись. (Хотя Троцкий был болен эпилепсией, нет никаких сведений, что он страдал галлюцинациями и ему виделись давно умершие люди).
Можно было бы считать эти отступления от истины лишь сценическими приёмами, если бы авторы сериала не пытались выдать содержание бесед Троцкого с мнимым журналистом и привидевшимися ему призраками за документальное изложение исторических событий, обозначая их в титрах указаниями на место и время. На самом деле создатели сериала попытались, словно на спор, исказить как можно больше реальных фактов. Надпись на экране «Санкт-Петербург, 18 декабря 1905 года» предшествует показу Троцкого на фоне входа в Эрмитаж перед несметной толпой рабочих. Этой толпе противостоит строй солдат, каждый из которых прицелился для того, чтобы стрелять по собравшимся. Но рабочие не обращают внимания на солдат, так как они внимательно слушают речь Троцкого.
Между тем в советское время всем было известно, что десятки тысяч рабочих появились на Дворцовой площади в 1905 году не 18 октября, а 9 января. Их вёл священник Георгий Гапон, который за много месяцев постоянных встреч с трудящимся людом Питера снискал их уважение к себе. Троцкий же никогда не был в Петербурге до своего выступления 18 октября в Петербургском Совете рабочих депутатов, которое происходило в небольшом зале Технологического института. Троцкий был представлен членам Совета как «Яновский», так как за три года до этого он сбежал из сибирской ссылки и в столице его могла поймать полиция.
На телеэкране мы видим на Дворцовой площади также покровителя Троцкого Парвуса (Израиль Гельфанд) и таинственного иностранца, покровителя Парвуса. Эти два субъекта ждут, когда Троцкий призовёт толпу двинуться на Зимний дворец. Они предвкушают, что произойдёт бойня, Троцкого застрелят, но зато начнётся революция, которую готовят враги России. Но, к разочарованию Парвуса и его спутника, Троцкий призвал собравшихся разойтись, а те послушно выполнили его приказ. Авторы убеждают зрителей, что так мирно разрешилось противостояние рабочих Питера и царских властей в 1905 году. Заодно нас уверяют в том, что не Гапон, а Троцкий пользовался не-обыкновенным авторитетом среди питерских рабочих.
Кто же такой Парвус, который был раздосадован срывом кровавого побоища? Авторы сериала показали, как Парвус раздаёт ключи съёмщикам квартир в принадлежавшем ему парижском доме. В одной из них жила будущая жена Троцкого — Наталия Седова. В другой — Парвус разместил Троцкого. А вскоре Парвус вручил Троцкому мандат делегата II съезда РСДРП, который купил для него.
На самом деле Парвус не зарабатывал на жизнь сдачей меблированных квартир, да и своего дома в Париже у него не было. Мандаты делегатов съезда РСДРП не продавались. Троцкий же познакомился с Парвусом после окончания съезда в конце 1903 года в Мюнхене, где в то время жил этот видный член социал-демократической партии Германии. Там и началось сотрудничество этих двух сыновей богатых одесских зернопромышленников.
Потакая вкусам телезрителей, приученных вечерами смотреть фильмы про драки, избиения, кровавые разборки, авторы сериала постарались показать как можно больше сцен, связанных с насилием. Ленин напал на Троцкого на краю крыши парижского дома, показав тому, что может легко сбросить его вниз. Титр «Грузия, 1903 г.», появившийся на фоне густого горного леса, должен нас убедить в том, что тогда Сталин вместе с отрядом рас-стрелял жандармов, которые везли груз с деньгами. Потом нам показали, как Сталин стрелял по приставам, которые пытались задержать его в поезде. Из содержания серии следует, что, сбежав от полиции, Сталин сумел нелегально пересечь границу и попасть на съезд партии в 1903 году. Очевидно, то обстоятельство, что в 1903 году Сталин неотлучно находился в тюрьмах, а затем в сибирской ссылке, авторов не смутило.
Нам показали, как охранник Троцкого Маркин избил вооружённых винтовками охранников на лестнице в Зимнем дворце, чтобы прорваться в кабинет к Керенскому, а затем поставил премьеру ультиматум: или тот освободит Троцкого из тюрьмы, или Корнилов свергнет Керенского. (Авторы уверяют, что перепуганный Керенский послушался матроса, а освобождённый из заключения Троцкий с помощью красногвардейских отрядов разгромил мятеж Корнилова). Это просто чудовищное враньё. И таких примеров — десятки.
Исторические факты оказались слишком тесными для версии, которой придерживались авторы сериала. Сочинённый ими образ Троцкого совершенно не соответствует реальности, а потому они смогли изобразить его лишь на фоне фантастического вранья. Авторы скрывают, что до сентября 1917 года Троцкий был известен лишь ограниченному кругу лиц, а среди них только немногие были высокого мнения о нём. Создатели сериала уверяют, что Ленин завидовал Троцкому, и показывают, как был восхищён Сталин выступлением Троцкого на съезде и пытался пожать ему руку. И то и другое — полная чушь.
В сериале Столыпин отдаёт приказ, чтобы «ни один волос не упал с головы Троцкого», и добивается встречи с ним. В день приезда Троцкого в Петроград 7 мая 1917 года Керенский зовёт его к себе, а при встрече с ним сообщает, что зачитывается его работами. Вся эта галиматья просто смешна. На самом деле приезд Троцкого в Петроград прошёл более чем скромно и незаметно.
Пытаясь создать впечатление о необыкновенной интеллектуальной мощи Троцкого, авторы сериала заполняют звуковой ряд сериала репликами главного героя, которые свидетельствуют о крайней убогости интеллектуального багажа создателей сериала. Среди словесной трескотни, состоящей из эпатажа и претензий на парадоксальность, можно услышать фразы героя о революции, которой надо «овладеть, как женщиной», о необходимости разрушить старый порядок, построенный на неравенстве, и создать мир равноправия и справедливости. Ради этих целей Троцкий готов презреть моральные принципы, семейные устои, дружеские связи, но главное — жизни миллионов людей.
Этими нигилистическими словоизвержениями возмущается «Джексон»-Меркадер. Отец Троцкого проклинает его. Сын Троцкого, Лев Седов, отрекается от него, обзывая палачом. Между тем известно, что до нападения на Троцкого «Джексон»-Меркадер никогда не спорил с Троцким, отец «пламенного революционера», Давид Бронштейн, мирно трудился в Наркомате продовольствия, пока сын занимал высокое положение, а Лев Седов никогда не участвовал в студенческих демонстрациях в Москве, которых в то время просто не было.
Телезрителям назойливо вбивают в голову ассоциативную связь: «тот, кто требует равноправия, тот, кто выступает за революционное уничтожение порядка, построенного на несправедливости», непременно приведёт общество к разрушению и невиданным человеческим жертвам.
В то же время авторы подсказывают, что Троцкий не был самым страшным разрушителем России и палачом её народов. Нам показали заседание Политбюро 1922 года, на котором Дзержинский выступает за расстрелы российских профессоров. Кто-то из участников заседания замечает, что по воле Дзержинского советские тюрьмы переполнены и даже «трещат». Мало кому из телезрителей известен архивный документ (ЦГАОР СССР. Ф.193. Оп. 39. Д. 48. Л.л. 13—14), из которого следует, что в 1923 году во всех 355 местах заключения РСФСР содержалось 79 тысяч заключённых (это, по крайней мере, в 10 раз меньше, чем в современной России). При этом на лиц, осуждённых за преступления «против порядка управления» и «государственные преступления», приходилось чуть более 7 тысяч. Вряд ли авторы сериала могли бы объяснить, почему же стены советских тюрем тогда трещали.
За расстрел учёных, помимо Дзержинского, голосуют Сталин и его сторонники. Троцкий вносит предложение: выслать недовольных учёных из страны. Троцкого неожиданно поддерживает Ленин. И это предложение было принято, а Лев Седов помирился с отцом.
А потом во время беседы в Горках Троцкий сговаривается с Лениным вывести Сталина из руководства партии. Но секретарь Ленина Фотиева предупреждает Сталина. Тот приезжает в Горки — и на утро у Ленина случился инсульт. Вздорные слухи о том, что Ленин и Троцкий собирались «нанести удар» по Сталину и лишь инсульт, поразивший вождя партии, помешал осуществить эти планы, в своё время распространяли троцкисты. Однако в своих измышлениях даже они не придумали тайный заговор Сталина и Фотиевой и версию о роковых последствиях этого заговора.
Чтобы перечислить все искажения правды в сериале, потребовалось бы обращение ко всему тексту этого «сочинения». Пытаясь оклеветать Октябрьскую революцию, создатели сериала превысили все нормы вранья, которое уже более четверти века распространяется по отечественному телевидению. Можно предположить: авторы знали, что содержание многих сериалов, демонстрируемых в вечернее время, быстро забывается, а потому предложили зрителям лошадиную дозу клеветы, для того чтобы хотя бы крупицы созданного ими яда, случайно попавшего в сознание зрителей, долго отравляли их.
Клевета на революцию в другом флаконе
Если сериал «Троцкий» предназначен для тех, кто обычно смотрит развлекательные вечерние передачи, то сериал «Подлинная история русской революции» Первый канал предложил зрителям, интересующимся не только сценами мордобоя и к тому же готовым посидеть у телеэкрана далеко за полночь. В отличие от предшествовавшего ему сериала, претендовавшего на «художественность», следовавшее сразу же за ним телесочинение создавало впечатление документальности, хотя многие сцены в нём были игровыми.
В сериале, который, по замыслу его авторов, представляет собой экранизацию книги российского эмигранта Б.В. Михайленко, рассказывается о многих реальных событиях, предшествовавших революциям 1917 года, а также происшедших в ходе восьми месяцев 1917 года и в последующие месяцы. В расчёте на сравнительно искушённых зрителей создатели фильма упомянули ряд подлинных проблем царской России. Много было сказано о подготовке дворцового переворота накануне Февральской революции представителями крупной буржуазии страны во главе с А.И. Гучковым и другими. Упомянуты были и связи заговорщиков с зарубежными правящими кругами.
Однако авторы сериала пошли на явный подлог, освещая царское прошлое. Они создают впечатление о том, что Россия была успешно развивавшейся страной в экономическом и социальном отношении. Диктор бесстрастно зачитывал текст, из которого следует, что к 1920 году в России должна была быть ликвидирована неграмотность. Реальные же данные свидетельствуют о том, что даже в самом «грамотном» городе страны — Санкт-Петербурге, в котором большинство населения было грамотным, при тогдашнем росте школ, всеобщая грамотность могла быть достигнута только к 1948 году. Лишь к концу ХХ века население Европейской части России могло стать грамотным. В других областях Российской империи подобный уровень грамотности был бы достигнут только в следующих столетиях.
Авторы скрыли вопиющее отставание России по многим показателям экономического развития, что явилось причиной поражений русской армии в Русско-японской войне, а затем в ходе Первой мировой войны. Признав наличие «снарядного голода», авторы сериала уверяли, будто к 1917 году эта проблема была решена, а российская армия была готова к победоносному маршу против стран Центрального блока. Они не раз повторили, что лишь стремление царя развернуть это наступление помешало ему обратить внимание на волнения в Петрограде. Подробно рассказали про провал попыток генерала Иванова раздавить Февральскую революцию, умолчав об отказе солдат сражаться за прогнивший строй.
Наибольшую часть измышлений авторы сериала обрушили на большевистскую партию и её вождя — Ленина. Они уверяли, что большевики брали деньги на закупку оружия для революции 1905 года у Японии. Они объявили, что большевики не брезговали прибегать к вымогательству, грабежам и убийствам для получения денежных средств. Они даже утверждали, что либеральная буржуазия давала большевикам деньги на ведение пропаганды, а руководство партии наживалось на распространении этой подпольной литературы. От начала и до конца всё это — чистейший вымысел.
Много посокрушались авторы сериала по поводу Брестского мира, ни слова не сказав о роли Троцкого в срыве мирных переговоров и не упомянув, что Брестский мир действовал всего 8 месяцев. Ответственность же за развязывание Гражданской войны авторы сериала возложили целиком на Ленина. Разумеется, о введении 8-часового рабочего дня в России на четвёртый день после установления Советской власти, о Декларации прав народов России, о принятии первых законодательных мер по введению всеобщего бесплатного образования и бесплатного медицинского обслуживания уже в первый месяц после начала Октябрьской революции не было сказано ни слова.
Нет сомнения в том, что поток антисоветских телепередач в дни столетия Великого Октября — это ответ правящих кругов страны на сохранившуюся в народе добрую память о советской жизни и свершениях страны социализма. Не исключено, что антисоветский поток не иссякнет и в последующие месяцы по мере приближения дня президентских выборов. Вряд ли можно признать случайным то обстоятельство, что в сериалах и других передачах на тему Октября атаке подвергалась сама идея революции, сокрушения несправедливых порядков. Нападки были предприняты даже против либералов столетней давности и связанных с ними западных держав. Последнее обстоятельство отражает обострение борьбы внутри современной российской буржуазии.
Ответом на антисоветскую пропаганду, искажающую советское прошлое и разрушающую историческое сознание, должны стать наши усилия по распространению подлинных знаний об Октябре и о его великом наследии. Только так мы должны продолжить работу юбилейного года.