15 ноября депутаты Ярославской областной Думы рассмотрели проект регионального бюджета на будущий год и плановый период в первом чтении. Несмотря на то, что оно подразумевает обсуждение только основных параметров главного финансового документа, дебаты продолжались более часа, а к чиновникам правительства возникло немало вопросов. В том числе у представителей фракции КПРФ.
Основные характеристики проекта бюджета на 2025 год представил министра финансов региона Алексей Долгов. В тексте документа доходная часть была указана в сумме 125,1 миллиард рублей, а расходная – почти 126 миллиардов рублей. Однако 14 ноября в Государственной Думе России состоялось второе чтение по проекту федеральной казны. В результате Ярославской области будет дополнительно выделено ещё 13,4 миллиарда безвозмездных поступлений. Таким образом, доходы составят уже 138,5 миллиарда рублей. На ту же сумму увеличатся и расходные обязательства. Дефицит остался прежним – 923 миллиона рублей.
Поступившие из федерации средства, в том числе, пойдут на реализацию национальных проектов. При этом, их состав и количество изменятся – вместо 11 будет 19. По словам Алексея Долгова, проект бюджета сформирован по благоприятному варианту прогноза социально-экономического развития области. Свыше 53% всех затрат приходится на социальную сферу. Полностью обеспечены расходы на исполнение майских указов Президента. На 5,1% проиндексируют выплаты, установленные Социальным кодексом, и зарплаты работников бюджетной сферы, не включённых в вышеназванные указы. При этом, часть льгот всё-таки будет «обрезана».
Председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова обратила внимание на компенсацию родительской платы за путёвки в летние лагеря. Сегодня она составляет 2000 рублей, и ранее её давали всем. Теперь – только по принципу нуждаемости. Хотя на заседании профильного комитета по социально-демографической политике было указано, что дополнительных критериев адресности вводить не будут. В итоге получилось, что всё-таки ввели. Также Елена Дмитриевна, сославшись на заключение Контрольно-счётной палаты, констатировала значительное увеличение рыночных заимствований Ярославской области. В связи с чем, возникают риски обеспечения устойчивости бюджета, связанные с существенным объёмом долговых обязательств.
— В своё время наша область уходила от рыночных заимствований для финансирования дефицита бюджета и переориентировалась на дешёвые бюджетные кредиты. Сейчас всё происходит с точностью до наоборот. С чем это связано? – спросила депутат-коммунист.
В ответ Алексей Долгов указал, что ранее федерация помогала регионам и реструктуризировала бюджетные кредиты. В «ковидные» 2020 и 2021 году выделялись средства на замещение рыночных заимствований, дабы направить высвободившиеся деньги на национальные проекты. На смену им пришли инфраструктурные бюджетные кредиты. Вместе с тем, в нынешнем году регион недополучил доходы от налога на прибыль организаций. Для того, чтобы закрыть кассовый разрыв, и пришлось привлекать коммерческие кредиты. В дальнейшем область не планирует существенно наращивать долю таких заимствований. В свою очередь, заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло попенял, что в проекте бюджета заложен минимальный уровень инфляции, не имеющий ничего общего с реальной ситуацией:
— Бюджет формируется с учётом уровня роста инфляции, определённого в размере 4,5%. Насколько я понимаю, это делается по образу и подобию Москвы. Однако мы все ходим в магазины. И прекрасно видим, что 4,5% даже не пахнет!
Кроме того, депутат поинтересовался – почему при общем росте затрат на программу развития транспортного комплекса в Ярославской области троллейбусное движение всё ещё остаётся в положении «бедного родственника»:
— Вновь закладываются огромные средства на обновление подвижного состава. Но, как и в прошлые годы, это касается только автобусов. При этом, ещё в начале нынешнего года в правительстве озвучили, что у нас планируется приобретение троллейбусов. Однако в бюджете я этих средств не увидел. Мне бы хотелось понять, что у нас происходит в этом направлении? И почему опять троллейбус обделён?
На этот раз главный финансист был короток. Отметив лишь то, что всё зависит от наличия конкретных государственных программ, предусматривающих обновление подвижного состава. В ответ Валерий Иванович резонно заметил, что такие программы существуют и в части электротранспорта. Наверное, ситуацию мог бы прояснить министр дорожного хозяйства и транспорта. Однако этого сделано не было. В результате вопрос парламентария так и остался без внятного ответа. Впрочем, ясность отсутствовала и по многим другим направлениям. На что депутаты фракции КПРФ обратили внимание в своих выступлениях.
— Я хотел затронуть раздел проекта бюджета, который формируется из неналоговых доходов. Кто внимательно читал, наверняка обратил внимание на три основных пункта. Первый – доходы от приватизации. На 2025 год – рост 7,4 миллиарда рублей, по сравнению с текущими показателями получается в 8 раз. У меня вопрос – откуда возьмутся эти поступления? План приватизации – это предбюджетный вопрос. И его нужно рассматривать на профильном комитете, чтобы разобраться – какие объекты в него включаются, и какие доходы планируется получить от их реализации. Хотелось бы ко второму чтению эту информацию всё-таки получить. Второй пункт – доходы от использования государственного имущества. Рост на 540 миллионов, в 6 с лишним раз. За счёт чего – также непонятно. И третий пункт – доходы от штрафов. Общая сумма — 4,6 миллиарда рублей. Пожалуй, главный администратор, ответственный за его поступление – министерство дорожного хозяйства и транспорта. Заместитель министра нам подтвердила, что они соберут названную сумму. Вернёмся к этому вопросу через год, и посмотрим – собрали или нет. Но хотелось бы, чтобы правительство взяло ответственность за те цифры, которые оно озвучивает. Второй вопрос, о котором я уже упомянул – обновление подвижного состава троллейбусного парка. Нельзя вваливать миллиарды в одно направление и сотнями обновлять автобусы, а троллейбусы оставлять без внимания. Экономически троллейбус выгоднее электробуса. Километр пробега и техническое обслуживание дешевле, а срок эксплуатации – больше. Почему правительство не обращает на это внимание? Что касается инфляции, то, на мой взгляд, исполнительная власть намеренно занижает уровень её роста, создавая для себя максимально «тепличные» условия для формирования расходной части бюджета Ярославской области. А страдают от этого граждане! – констатировал Валерий Байло.
А Елена Кузнецова выразила сомнение в точности прогнозируемых цифр, и обратила внимание на несколько важных статей, с которыми неплохо было бы поработать ко второму чтению.
— Понятно, что сегодняшние цифры бюджета не окончательные. Однако остаётся вопрос: позволит ли свёрстанный по благоприятному варианту прогноза социально-экономического развития Ярославской области бюджет обеспечить все взятые на себя и публично озвученные обязательства? В 2024 году у правительства это получилось далеко не по всем направлениям. Взять, к примеру, благоустройство парков и других общественных территорий, которых по сравнению с предыдущими годами было не так много. Особенно это актуально в преддверии большого праздника – 80-летия Великой Победы. Скажем, в Гаврилов-Яме благоустройство центральной площади планируется завершить только к сентябрю 2025 года. А праздник у нас 9 Мая! Как люди смогут подойти к Воинскому мемориалу, чтобы возложить цветы – вообще непонятно! Тем более, что, с учётом наших погодных условий, подрядчики смогут возобновить работы в лучшем случае в апреле. То же самое касается Парка 30-летия Победы в Дзержинском районе Ярославля, который готов только на две трети. И работы там тоже будут перенесены на 2025 год. В контексте праздника также хочется отметить, что выплаты «Детям войны» чрезмерно малы. Полторы тысячи рублей – это совершенно не те деньги, которыми нужно отблагодарить эту категорию граждан. Уверена, что ко второму чтению правительству стоит увеличить эти суммы. Хотелось бы обратить внимание и на состояние памятников советского периода. В прошлом году наша фракция вносила поправку на их благоустройство. И губернатор обещал, что деньги в бюджет заложат. Но ни одного отремонтированного памятника лично я так и не увидела. Настаиваю, что ко второму чтению эти средства также необходимо заложить. В Контрольно-счётную палату представлены не все законы по мерам социальной поддержки. Между тем, у некоторых мер срок действия заканчивается 31 декабря 2026 года. В то время, как бюджет рассчитывается на трёхлетний период и включает уже 2027 год. У нас уже есть нехороший пример, когда отменили временные меры поддержки ветеранов труда и ветеранов военной службы. Очень медленно решается вопрос с обеспечением жильём детей-сирот, необходимо закладывать больше средств на сертификаты. И в завершении хочется отдельно сказать про инфляцию, которой наше правительство очень хорошо жонглирует. Социальный кодекс мы индексируем только на 5,1%. Как и зарплаты бюджетникам, не входящим в указы Президента. Набор продуктов – уже на 7,4%, а тарифы – вообще на 11,9%. Это лукавство! – подчеркнула Елена Дмитриевна.
По итогам обсуждения проект бюджета в первом чтении был принят большинством голосов. Против выступили лишь двое депутатов, ещё один воздержался. Далее парламентариям предстоит подготовить поправки. На это отведено время до 25 ноября. Свои предложения обязательно внесёт и фракция КПРФ. В окончательном варианте главный финансовый документ планируется обсудить на заседании Думы 6 декабря.
Иван ДЕНИСОВ.