В Переславле-Залесском находится один из древнейших памятников архитектуры Руси: Спасо-Преображенский собор, построенный в 1152-1157 годах, в правление Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Для сравнения, в Ярославле никаких построек ранее семнадцатого века не сохранилось.
В целом, в настоящий момент, памятник находится в удовлетворительном состоянии. Тем не менее, есть ряд моментов, нуждающихся в улучшении.
Близ Красной площади города Переславля, где расположен Спасо-Преображенский собор, а также памятник родившемуся в Переселавле Александру Невского и ещё несколько старинных храмов, весьма затруднена парковка транспортных средств. Со стороны главной улицы города подъехать к площади очень трудно, единственная автостоянка расположена неудобно, а на обочине дороги места явно недостаточно.
Исторический облик самого здания очень сильно портят канализационные трубы, приделанные к стенам. Авторы проекта, видимо, сочли, что покраска труб под цвет стен вполне достаточна, чтобы они вписались в архитектурный ансамбль двенадцатого века. В действительности же, не будет преувеличением сказать, что трубы уродуют облик храма.
Также на площади находится захоронение двух переславских коммунистов, погибших в годы Гражданской войны. Рядом с ним нет никакой таблички, никакого знака. Увы, но замалчивание этой страницы истории нашей страны стало для властей привычным.
В заключение, предлагаем взглянуть на страницу, посвящённую Красной площади Переславля в Википедии – крупнейшей современной электронной энциклопедии.
На странице есть только одно фото, и на нём изображён…Владимир Путин во время своего визита в Переславль-Залесский в 2008 году. Спасо-Преображенский собор виднеется лишь на заднем плане и попал в кадр не полностью, памятник Александру Невскому виден только сбоку и, опять же – на заднем плане, а другие храмы не видны вообще.
Такое освещение очень показательно, оно, увы, отражает господствующую в современной России тенденцию – всесторонний пиар и самопиар власти при одновременном пренебрежении культурным наследием.
Николай Мишуров, фото автора