Почтили память О.П.Попова, спасшего «Домик Лермонтова»

В Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошли XXIII Лермонтовские Чтения.
Для участников Чтений, в числе которых были гости из Ставропольского края: сотрудники государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова Екатерина Леонидовна Соснина и Татьяна Николаевна Яналина, а также праправнучатый племянник Лермонтова Владимир Николаевич Соколов-Лермонтов, состоялась поездка в поселок Семибратово к могиле Олега Пантелеймоновича Попова, спасшего в годы войны «Домик Лермонтова» в Пятигорске.


Олег Пантелеймонович Попов с 25 ноября 1937 года по 9 августа 1942-го работал научным сотрудником в «Домике Лермонтова», занимался музейной перепиской, проводил экскурсии, читал лекции, писал стихи:

Мы в домик поэта зашли —
Ведь мы так давно его знали!
Мы в домик поэта зашли,
Но дома его не застали.
Лишь в маленькой комнатке той,
Что синею тенью одета, —
Лишь в маленькой комнатке той
Все чудится облик поэта.

В 1941 году Пятигорск готовился отметить столетие со дня гибели Лермонтова, но началась война. По причине плохого зрения Олега Попова на фронт не взяли, отправили на строительство укреплений.
В 1942 году в Пятигорск вошли немцы. Они потребовали от директора музея, чтобы там остались работать лишь три человека. Олег Попов предложил оставить М. Ф. Николаеву, эвакуированную из Ленинграда, и Н. В. Капиеву, у которой были маленькие дети, а сам согласился работать в полиции, предупреждая горожан об арестах.
Наступил 1943 год.
«10 января около пяти часов вечера в ворота музея громко постучали, я быстро подошла к калитке, но открыла не сразу.., – пишет в книге «Последний приют поэта» директор музея Елизавета Ивановна Яковкина. – Руки не поднимались… Стук повторился с новой силой. Как только я отодвинула задвижку, калитка распахнулась, и во двор ввалился сильно подвыпивший полицай с каким-то свертком под мышкой. Он направился к скамейке, стоявшей напротив «Домика». Там сидели сотрудники и друзья музея… Не успев дойти до скамьи, полицай заорал:
– Мне поручено поджечь музей.
Все оцепенели. Минуту длилось молчание… Заговорили все сразу:
– Это невозможно! «Домик Лермонтова» нельзя уничтожить…
Попытки убедить его, что «Домик» – памятник великому русскому поэту, что все русские люди должны чтить память Лермонтова, – были тщетны. Поджигатель пьяным голосом кричал:
– Я жить хочу! Я головой отвечаю! Велели поджечь, вот и подожгу!
…Положение спас О. П. Попов. Указывая на отъезжавшую немецкую машину, он заявил, что музей немцами заминирован, он оставлен здесь для охраны и пребывание посторонних лиц на этой территории запрещено. Для выяснения дела полицай предложил Попову идти с ним в качестве заложника в штаб. Они ушли, а часа через полтора, уже в темноте, Попов, сбежав от пьяного сопроводителя, вернулся в музей и оставался там до утра. Расчет на то, что полицай побоится докладывать о невыполнении задания и возвращаться в темноте в музей, был верен».
Так благодаря О. П. Попову угрозу поджога удалось отвести.
На следующий день город освободила Красная армия, и сотрудница «Домика Лермонтова» М. Ф. Николаева спрятала Попова в подвале музея.
После войны О. П. Попов работал учителем, был завучем в совхозной школе. Как-то его статью о школьной работе опубликовала «Учительская газета». Из Академии педагогических наук пришло предложение рассказать об учительском опыте подробнее. В марте 1947 года его собирались зачислить в академию внештатным научным сотрудником, но вместо этого он был арестован за сотрудничество в газете «Пятигорское эхо» и работу в качестве участкового надзирателя полиции во время оккупации Пятигорска.
О. П. Попова приговорили к двадцати годам лагерей с конфискацией имущества. Он был сослан в Воркуту, где работал на строительстве, добывал в шахте уголь, а затем в школе для заключенных. В лагере он познакомился с заведующей учебной частью политотдела Тамарой Борисовной Ярошевич, ставшей в последствие его женой.
В феврале 1956 года Олег Пантелеймонович был освобожден, работал преподавателем русского языка и литературы в школах Воркуты, с отличием окончил филологический факультет государственного пединститута Ростова-на-Дону, написал несколько статей для «Лермонтовской энциклопедии».
После выхода на пенсию Олег Пантелеймонович с женой переехали в поселок Семибратово, где он пятнадцать лет руководил «Клубом любителей поэзии».
Скончался О. П. Попов 3 февраля 2000 года, а спустя два месяца в Семибратово из Ставропольской прокуратуры пришли документы о его реабилитации.
Во дворе музея М. Ю. Лермонтова в Пятигорске установлен мемориал «Памяти сотрудников музея, спасших Домик Лермонтова в грозные годы Великой Отечественной войны. От благодарных россиян».
На памятнике пять имен: Капиева Наталья Владимировна, Николаева Маргарита Федоровна, Попов Олег Пантелеймонович, Шаховская Ирина Федоровна, Яковкина Елизавета Ивановна».
Обо всём этом участникам Лермонтовских Чтений рассказала библиотекарь Наталья Ивановна Фондо, а затем на могилу Олега Пантелеймоновича Попова были возложены живые цветы.
Олег ГОНОЗОВ.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *