«ПО КРАЮ ЭКРАНА»: ОБ АНДРЕЕ ЕРМАШЕ, АНДРЕЕ МИРОНОВЕ И КОНСПИРОЛОГИИ В КИНЕМАТОГРАФЕ

В минувшее воскресенье, 30 июня, в конференц-зале Ярославского обкома КПРФ по уже сложившейся доброй традиции состоялось очередная, четырнадцатая, встреча авторского киноклуба режиссера Геннадия Ершова «По краю экрана», организованная Ярославским региональным отделением Всероссийского Созидательного Движения «Русский Лад» совместно с Обществом Читателей Письма.

Геннадий Леонидович тепло поприветствовал гостей, кратко рассказал об истории создания данного проекта и представил собравшимся Светлану Биткину, постоянную участницу киноклуба, которая стала в этот вечер одной из выступающих. Светлана отыскала человека, о котором неоднократно говорилось на встречах киноклуба, как об одной из самых загадочных фигур отечественного кинематографа — режиссера Андрея Филипповича Ермаша, сына Филиппа Тимофеевича Ермаша, легендарного председателя Госкино СССР с 1972 по 1986 годы. Дело в том, что Андрей Филиппович, сняв совсем немного фильмов, оказался с начала 90-х в некоторой информационной изоляции, о нем ничего не было слышно, а на большинстве ресурсов в интернете можно было лишь прочитать: » дальнейшие сведения отсутствуют». Фигура это загадочная, в течение тридцати с лишним лет никто не знал, где этот человек и что с ним, а все попытки выяснить это у авторитетных в мире кино людей не принесли результата. И вот после одного из вечеров киноклуба в октябре прошлого года, посвященных как раз Андрею Ермашу и его творчеству, Светлане очень захотелось попробовать найти советского режиссера, и она написала ему в социальной сети ВКонтакте. И случилось удивительное: он ей ответил, хоть и спустя полгода!

— Андрей Филиппович вышел на связь, очень обрадовался, что мы им интересуемся, — рассказала Светлана участникам вечера. Она поделилась фотографиями из семейного архива режиссера, гости в этот день имели уникальную возможность послушать записи телефонных разговоров с Андреем Филипповичем, где он отвечает на вопросы Светланы о его жизни и творчестве, истории создания фильмов «Возвращение доктора» и «Лунная радуга».

— Книга всегда лучше, чем фильм, — поделился со Светланой режиссер в своей беседе о создании фильма «Лунная радуга». — И к сожалению, в то время производственные возможности для создания научно-фантастических фильмов были те, которые были. И получилось то, что получилось.

— В мире сейчас, думаю, всё стало гораздо сложней, — продолжил делиться своими размышлениями мастер. — Я пессимистически смотрю на то, что происходит сейчас. У меня ощущение, что уже тогда, в 1985-86 годах, начали происходить изменения, которые еще не привели ни к чему до конца. И дай бог, чтобы человечество не забыло о том, что такое гуманность и превратилось во что-то благообразное.

Особенно приятны были слова благодарности художника участникам киноклуба:

— Благодарю всех, кто занят киноклубом. Для меня вы — люди, которые не поддаются бессмысленным сиюминутным веяниям моды, которые хотят думать и размышлять о действительно важных вещах. И мне бы очень хотелось, чтобы мои фильмы трогали людей, чтобы люди их прочувствовали и после их просмотра у зрителей оставались впечатления и ощущения.

Андрей Васильченко, писатель, историк, культуролог и блогер, рассказал участникам вечера о том, что кинематограф на данный момент можно считать новой формой религии, формирующей те или иные модели поведения людей, которые раньше соответствовали религиозным, он стал более успешным средством массовой информации, нежели все существующие. Если средневековый человек, например, раньше соотносился с житиями, с Новым Заветом, то современный человек соотносится с моделью поведения того или иного киногероя, которого он воспринимает для себя — как бы хорошо или плохо это не было.

Андрей Вячеславович в своем выступлении затронул и такую интересную тему как модели кинематографа. К примеру, модель замалчивания, когда вольно или невольно режиссер находит, нащупывает какую-либо тему, не подлежащую оглашению (например, проблема социальной инженерии будущего) и эту тему тут же «закручивают», закрывают. Это можно обнаружить на примере внезапно «схлопнувшихся» на первом сезоне достаточно популярных сериалов. Или другая модель, не менее часто встречающаяся: модель забалтывания, когда какую-либо возникшую насущную проблему попросту забалтывают посредством создания той или иной кинокартины, например «Людей в черном». В Америке в конце 80-х- начале 90-х годов успешно развивалась конспирологическая модель так называемых черных вертолетов и людей в черном, которые похищают активистов. И это было настолько резонансным, что были проведены даже слушания в Сенате. А затем, чтобы как-то нейтрализовать эту проблему, был снят знаменитый комедийный фантастический фильм «Люди в черном». И действительно, проблема была снята — любой человек, который сейчас попытается обсуждать проблему людей в черном, будет подвергнут осмеянию.

Существует также проблема тестирования на зрителях: как будет восприниматься та или иная конструкция, которая идет вразрез с традиционными представлениями в обществе, а также манифестирование через кинематограф, когда кто-либо заявляет о своих воззрениях, что присуще как раз режиссеру Андрею Ермашу.

— С этой точки зрения интересны два фильма режиссера — «Лунная радуга» и «Конец вечности», — продолжил свой рассказ Андрей Васильченко. — Это пример манифестирования, когда человек о чем-либо ярко заявляет. Например, о причастности к неким группам, которые определяют социально-экономическое развитие страны, наши цивилизационные ориентиры, на которые нужно было брать курс. Поэтому Андрей Ермаш интересен вдвойне: как художник, и как художник, несущий в себе некий тайный посыл. И в интервью он это не подтверждает и не отрицает, иногда иносказательно говорит о том, что все, что мы увидели — это далеко не все. Одним словом, кинематограф и конспирология — тема гигантская и неисчерпаемая, — подытожил всё сказанное Андрей Вячеславович.

Алексей Филиппов , председатель ЯРО ВСД «Русский Лад», первый секретарь Кировского РК КПРФ г.Ярославля, рассказал участникам киноклуба об Андрее Миронове, добавив интересные и неизвестные зрителям и поклонникам этого великого артиста штрихи к его портрету.

— Ночи напролет Наталия Николаевна Кустинская рассказывала мне про интересных людей, с которыми ей доводилось общаться, мы начали писать с ней книгу, — начал свое выступление Алексей Станиславович. — В их числе был и Андрей Александрович Миронов, с которым они выросли практически за кулисами, потому что его родители, Мария Миронова и Александр Менакер, были знаменитыми артистами разговорного жанра. Мать Наталии Николаевны, Марина Вдовенко, была оперной певицей, а отец, Николай Андреевич, — куплетистом-чечеточником, и очень часто выступал вместе с родителями Андрея в одних концертах. Наталия Николаевна была для будущего артиста как старшая сестра, с которой он делился всеми своими мыслями и переживаниями, а она часто успокаивала его и давала советы.

— Если говорить о детстве великого артиста, нужно отметить в первую очередь то, насколько это был застенчивый и до упертости справедливый мальчик, стеснявшийся своей детской полноты, — продолжил свой рассказ Алексей Филиппов. — Это был очень интеллигентный и легкоранимый, с очень тонкой душевной организацией, всегда сомневавшийся в себе человек, никогда не болевший звездной болезнью, настолько честный, что однажды, найдя у школы потерянные кем-то 20 копеек, он написал и развесил объявления на кабинетах о своей находке, чтобы потерявший их обратился к нему. Как это ни странно звучит в наше время — за пропажей никто не обратился.

В фотоархиве Наталии Кустинской, который теперь хранится у меня, среди прочих фотодокументов сохранились и архивные фотографии детства Андрея Александровича, которых сегодня практически нигде не увидишь.

Алексей Станиславович рассказал также и о своей личной встрече с прославленным артистом, произошедшей в первой половине 80-х, когда в Ярославль для выступления перед премьерой фильма «Мой друг Иван Лапшин» в рамках встречи со зрителями «Товарищ Кино» приехали режиссер картины Алексей Герман и актер Андрей Миронов, сыгравший в ней удивительно глубокую и трагическую роль. На одном из премьерных показов тогда еще подросток Алёша задавал им вопросы, но и этого ему показалось мало: он проник за кулисы и стал задавать вопросы Андрею Александровичу уже там. Между мальчиком и знаменитым артистом состоялся довольно интересный непродолжительный диалог.

— Он потрепал меня по голове, улыбнулся своей чарующей улыбкой и спросил: «Какую музыку ты слушаешь?» На что я гордо заявил в ответ: «Я слушаю «Битлз»!» Андрей Александрович ответил: «Вот с него уже довольно давно всё всегда и начинается! Продолжай слушать эту волшебную музыку, и вкус и взгляд на самые простые, но вечные вещи и мироощущение у тебя всегда будут настоящими!» И пожал мне руку, тепло которой я чувствую до сих пор. Помню, как с того момента я без памяти влюбился в него, его талант и магию его голоса, а ведь уже было и «Обыкновенное чудо», и «Достояние республики», и «Бриллиантовая рука» и много, много чего…

Вечер завершился просмотром дипломной работы режиссера Андрея Ермаша «Возвращение доктора», снятой на киностудии «Мосфильм» в 1980 году и созданной на основе двух рассказов: Я. Зайделя «Туда и обратно» и Р. Даля «Звуковая машина». Как говорил сам режиссер об этом фильме — это новелла о художнике, который страдает депрессией и у которого отсутствует вдохновение. К нему приходит доктор и говорит о том, что эту проблему можно решить. Ученый в отчаянии от того, что с помощью специального прибора слышит крики боли срезаемых цветов и прорубленных деревьев. Их проблема решается в специальной клинике, где они превращаются в итоге в безразличных ко всему существ и перестают быть личностями, утрачивая свою субъектность. В конечном итоге речь здесь идет об обезличивании человека в буржуазном обществе.

Пользуясь случаем, в связи с недавним днем рождения, вспоминая многолетнюю дружбу, Андрей Васильченко, который является известным историком и автором множества книг, подарил Алексею Филиппову свою книгу «Секретные базы III рейха в Антарктиде», где впервые подробно рассказывает о знаменитой Немецкой Антарктической экспедиции 1938-1939 годов, за подготовку и проведение которой отвечал рейхс-маршал Геринг. В своем дальнейшем выступлении Алексей Филиппов вспомнил известного и совершенно забытого ныне советского режиссера-фронтовика Федора Ивановича Филиппова, снявшего несколько замечательных фильмов, среди которых и знаменитый «На завтрашней улице», и предложил сделать рубрику «Забытые имена» в рамках киноклуба: о деятелях культуры, которые много сделали для нашей страны и кинематографа, но были незаслуженно забыты с приходом 90-х.
А Геннадий Ершов, в свою очередь, предложил расширить круг спикеров: включать во встречи материалы о личных размышлениях, наблюдениях и находках участников, которыми они хотели бы поделиться с гостями.

Но знаете, что оказалось самым неожиданным и удивительным этим вечером? Таким событием оказался телефонный разговор с самим режиссером Андреем Ермашом, который состоялся сразу же после просмотра фильма. Все желающие смогли поговорить с ним и задать ему свои вопросы. А Андрей Филиппович выразил благодарность автору проекта Геннадию Ершову и всем участникам киноклуба за неподдельный интерес к его творчеству.

Вот и получилось в этот вечер не только по-настоящему прикоснуться к творчеству одного из самых загадочных советских режиссеров, но даже пообщаться с ним. И тем внести свой небольшой скромный вклад в историю русского кинематографа.

Наталия Тергаушева, заместитель председателя ЯРО ВСД «Русский Лад», секретарь Кировского РК КПРФ по оргпартработе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *