4 марта российский парламент собрался на внеочередное пленарное заседание, чтобы принять законы, необходимые в условиях кризиса и военной ситуации. Одни устанавливали ответственность за умышленные провокации и непростительную лёгкость в суждениях, другие — предполагали поддержку экономики, бизнеса и граждан.
Необходимость принятия экстренных мер вынудила депутатов вернуться к законопроекту четырёхлетней давности. Тогда, по инициативе спикеров обеих палат парламента и руководителей думских фракций, были приняты в первом чтении изменения в законодательство, устанавливающие уголовную ответственность за пособничество иностранным государствам в реализации антироссийских санкций и отказ отечественных компаний работать с теми, кого затронули ограничительные меры.
«Замороженный» все эти годы законопроект был теперь срочно реанимирован. Расширенный тремя новыми составами преступлений, вписанными в Уголовный кодекс, законопроект был поддержан парламентариями единогласно во втором и третьем чтениях. Наказание за призывы к введению санкций против России будет варьироваться от штрафа в 500 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 5 лет. Дискредитация Вооружённых сил посредством распространения «заведомо ложной информации», так называемых фейков (от англ. fake — подделка), повлечёт за собой штраф от 700 тыс. до 1,5 млн рублей или лишение свободы на срок до 3 лет. Если же действия совершены организованной группой или мотивом совершения этого преступления была политическая, расовая, религиозная и т.д. ненависть в отношении какой-либо социальной группы, штрафная планка поднимется до 3—5 млн рублей, а тюремная — до 5—10 лет. В случае тяжких последствий распространения фейков срок лишения свободы составит от 10 до 15 лет.
При этом вводится преюдициальная норма, то есть если гражданин в течение одного года наказывался в административном порядке за публичные действия по «дискредитации использования ВС РФ» или «призывы к воспрепятствованию использования ВС РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности», то при повторном таком деянии наступает уголовная ответственность со штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Большой блок вопросов относился к так называемому первому пакету антикризисных мер, внесённому в Госдуму правительством накануне. В нём — наделение кабинета министров правом оперативно принимать различные управленческие решения, в том числе касающиеся госзакупок, обеспечения населения лекарствами, повышения в случае необходимости размера соцдоплаты к пенсии и её дополнительной индексации, изменения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума; предоставление регионам большей самостоятельности в решении финансовых вопросов, а Банку России — полномочий по принятию оперативных решений; полугодовые кредитные каникулы для граждан и субъектов МСП, а также мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса на 2022 год и аккредитованных IT-организаций — до конца 2024 года. Всё это парламентарии одобрили единогласно сразу в трёх чтениях.
Также правительство предложило «расширить возможность получить статус участника свободной экономической зоны Республики Крым или территории города Севастополя». Что это предполагает, представитель правительства не уточнил. Одним из законопроектов были внесены поправки в Бюджетный кодекс, дающие возможность размещать средства Фонда национального благосостояния в государственных ценных бумагах и оперативно использовать дополнительные ненефтегазовые доходы для предотвращения негативного влияния на экономику. Кроме того, среди антикризисных мер — четвёртый этап «амнистии» капиталов и налоговые каникулы на федеральном и региональном уровнях. И здесь предложения правительства были поддержаны.
В вопросах, заданных депутатами, звучала озабоченность тем, будут ли сохранены социальные гарантии гражданам. Так, Алексей Куринный попросил правительство разъяснить, в чём заключаются предполагаемые особенности установления МРОТ и регулирования трудовых отношений, не ухудшит ли это положение рабочих. Заместитель министра труда и соцзащиты Андрей Пудов заверил, что «в условиях, когда отдельные работодатели будут испытывать сложности в обеспечении трудовых прав работников», правительство будет принимать меры, которые позволят «обеспечить сохранение всех работников, обеспечив их занятость», а МРОТ при необходимости может быть повышен не с 1 января, как установлено действующим законодательством, а в середине года. Ещё один вопрос коммуниста Куринного заместитель министра предпочёл пропустить мимо ушей. Речь шла о возможности «национализации имущества недружественной страны, в том числе и наших олигархов», как одной из антикризисных мер.
Нина Останина попыталась добиться от правительства расшифровки понятия «отдельные категории граждан», в отношении которых правительство добивается права принимать решения об «особенностях правового регулирования в сфере оказания государственной социальной помощи». «Будут ли относиться к ним все российские семьи с детьми вне зависимости от числа и возраста детей?» — спросила депутат. Ответ прозвучал неоднозначный: «Будут, безусловно, после подробного обсуждения, в том числе на Российской трёхсторонней комиссии».
Выступая от фракции КПРФ, Николай Коломейцев заметил, что предложения правительства слабые, учитывая, что час «Ч» уже настал. Суть всех предложений сводится к одному — «дать максимальную свободу правительству и ЦБ». А решения должны быть более конкретными. Надо выкупить акции Сбербанка, которые сейчас на спаде, и национализировать хотя бы «Газпром», считает депутат. А то что ведь получается? 48% акций Сбербанка находится в свободном обращении, при этом 46% принадлежит американцам и британцам. И они только за 2020 год получили в виде дивидендов 475 млрд рублей. Такая же история с «Газпромом». 49% акций компании находится в американских депозитарных расписках, по которым в том же 2020 году было получено дивидендов на сумму 300 млрд рублей. В виде дивидендов из России вывозится в офшоры 5 трлн рублей. Поэтому проку от «амнистии капиталов» никакого не будет, уверен парламентарий. «Никто ни одного цента не даст назад вывезти, потому что все счета офшорных компаний обслуживаются американскими и британскими банками», — заметил Н. Коломейцев. «Два года из России вывозится золото, и ни одной унции не попадает в хранилище, — продолжил депутат перечисление фактов, свидетельствующих о поражении финансово-экономического курса правительства. — Вывозится куда? Нашему врагу в Лондон. Для чего? Для того, чтобы кому-то получить 18,9 млрд долларов прибыли и оставить там».
«Необходимо изменить денежно-кредитную политику, — заявил первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. — Центробанк принял решение об увеличении в два с лишним раза процентной ставки после вечернего обращения Ходорковского к Чубайсу, к Кудрину и так по списку. С моей точки зрения, если Владимир Владимирович не найдёт нового Берию, то нам могут представить нового Керенского. Поэтому надо провести расследование: на каком основании Центральный банк и финансовые министерства внедрили нам бюджетное правило. Бюджетное правило — это не что иное, как реквизиция наших нефтяных доходов от развития страны».
Коломейцев по пунктам перечислил меры, которые, по мнению фракции КПРФ, нужно было бы незамедлительно принять в нынешних условиях. Первое: отказаться от бюджетного правила. Второе: если не отменить 30-процентный кредит (после поднятия ЦБ ключевой ставки до 20% будет стремиться вверх и ставка по кредитам), остановится всё, поэтому необходимо ввести в практику связанные кредиты или бюджетные ссуды. Чтобы сохранить рабочие места и нарастить производство нашей продукции, надо дать товаропроизводителям оборотные средства. «Вы здесь все приобщались к победам сельского хозяйства, — заметил Николай Васильевич. — Через неделю уже во многих регионах юга начинается посевная. Все говорят: ой, сельское хозяйство — локомотив, молодцы. А что вы творите? За прошлый год на 70—150% выросли цены на удобрения. Семенной материал — наша безопасность, а у нас больше половины семенного материала закупается за валюту. Для комбикормовых заводов добавки всё также закупаются за валюту».
Николай Коломейцев от имени фракции КПРФ обратился к председателю Госдумы с настоятельным предложением: создать отраслевые рабочие группы, в которые войдут отраслевые ассоциации, профильные министерства, финансовые институты, чтобы совместно выработать контрмеры по сохранению цепочек поставок, логистических и кооперационных связей, которые сейчас начнут разрушаться. Связи с Западом себя исчерпали, полагает депутат. Надо найти альтернативные каналы поставок. А самое главное — подумать, как заставить кредитные институты работать на страну. «Может, даже поставить вопрос о замене председателя Центробанка, который не сохранил колоссальные золотовалютные резервы и нанёс удар в спину в самый неподходящий момент — 3 триллиона рублей сжёг за два дня. Какой же дурак проводит торги в то время, когда вам объявили войну?! Это можно только корпоративным сговором назвать», — заключил депутат.
Вопрос о золоте возник вновь, когда подошло время рассмотрения законопроекта, инициированного «единороссом» Владиславом Резником. Законопроект, принятый без проволочек в первом чтении и в целом, предполагает отмену НДС на приобретение золота из банковских хранилищ физическими лицами. Действующая система налогообложения, когда приобретение гражданами драгоценных металлов (за исключением монет) облагается 20-процентным НДС, а последующая обратная покупка организациями и банками у граждан слитков золота осуществляется по рыночной цене без НДС, является основным препятствием для использования драгоценных металлов в качестве инструмента инвестирования и дедолларизации экономики, отмечается в пояснительной записке. Здесь же говорится: «Отмена НДС на эти операции предоставит гражданам альтернативный инструмент накопления средств, не имеющий кредитного и валютного риска».
«Металл является хорошим средством сохранения сбережений, и безусловно это будет востребовано», — со знанием дела заметил Резник в ходе обсуждения законопроекта об отмене НДС на покупку золота. «Люди, совершенно не обладающие какими-то состояниями, сегодня смогут прийти в банк и купить вот эти несколько граммов золота, которые в их голове дадут сознание, что они сохранили эти деньги», — вторил ему партийный единоверец Андрей Макаров.
Только миллионам российских граждан, получающим нищенскую пенсию, унижающую человеческое достоинство студенческую стипендию, жалкое (ниже прожиточного минимума) пособие по безработице, от этого закона ни горячо и не холодно. Может, кто-то и купит на «чёрный день» «несколько граммов золота», но в основном этот закон для тех, кто имеет миллионы и миллиарды. «Этот закон не просто не полезный, он вредный, потому что прежде всего государство должно пополнить и хранить свои резервы теперь в золоте, и в хранилищах банков должно быть это золото, — считает доктор экономических наук, профессор, независимый депутат Оксана Дмитриева. — Мало того, что в течение 2020 года на 20 миллиардов долларов золота было отправлено в Великобританию, 12 миллиардов — положительное сальдо исключительно по торговле с Великобританией». И закон, по её мнению, принимается только для того, чтобы крупные состояния быстро переложить в золото. Это, пожалуй, единственная конкретная мера, названная антикризисной, видимо, потому, что призвана спасти от разорения имущий класс олигархической России.
Татьяна Офицерова
Правда