Прививки к древу власти

image

13 октября Госдума приняла пакет из трёх президентских законопроектов, закрепляющих новые конституционные поправки, касающиеся организации различных ветвей власти. В первую очередь под скальпель реформ попали правительство, Конституционный суд и прокуратура.

ТАК, на смену действующему закону о правительстве РФ придёт новый, который, как убеждают рупоры Кремля, усилит роль парламента. Это усиление усматривается в наделении Государственной думы полномочиями по утверждению председателя правительства, его заместителей и министров несилового блока, а силовиков президент будет назначать после консультаций с Советом Федерации. Однако независимо от того, утвердит парламент или нет кого-либо из членов кабинета министров, президент будет вправе поступить по-своему.

Вообще, правительство лишается своего статуса высшего исполнительного органа власти, переходя в полное подчинение к главе государства. Поэтому если что и усиливается, так это президентская власть. А парламенту предложено довольствоваться тем, что он станет оплотом гласности, ведь теперь на его площадке можно будет открыто обсуждать кандидатуры руководства правительства и отдельных министерств.

Коммунистов не удовлетворила такая скромная роль парламента. Представительный орган власти вправе участвовать как в формировании правительства, так и в определении его структуры, а также и в отставке отдельных министров и кабинета в целом, считают они. Но этого нет.

Фракция КПРФ, не поддержавшая законопроект, указала и на другие его изъяны. Так, по мнению коммунистов, правительство должно действовать на основе программы, заслушивать и утверждать которую следовало бы парламенту. Кроме того, в законопроекте нет ни строчки о таком важнейшем принципе управления, как стратегическое планирование. Соответствующий закон есть, но он больше напоминает декларацию о намерениях, подчеркнул Николай Осадчий. Между тем эффективность планово-государственной деятельности доказана не только советским опытом, но и, например, недавним прорывным развитием Иркутской области под руководством красного губернатора Сергея Левченко, пятилетка которого дала непревзойдённые результаты и по наполнению регионального бюджета, и по социально ориентированному строительству.

Если бы стратегическое планирование было поставлено во главу угла на федеральном уровне, многих негативных моментов удалость бы избежать, убеждён Н. Осадчий. Взять хотя бы снижение поддержки науки, здравоохранения, образования. Эти решения правительства в корне противоречат интересам государства. Одним из факторов ухудшения демографической ситуации (а естественная убыль населения в этом году составляет около 300 тысяч человек) является отсутствие социально-экономического территориального планирования по размещению и развитию производительных сил, по строительству больниц, школ, детских садов и др., считают коммунисты. Все эти важнейшие аспекты остались за рамками президентского законопроекта.

«Селекционные» работы с древом власти продолжили поправки в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде», которые так же, как и предыдущий законопроект, фракция КПРФ не поддержала. Сокращение судей с 19 до 11 человек сделает Конституционный суд менее коллегиальным и более управляемым, полагают коммунисты. А изменённый порядок прекращения полномочий судей КС РФ, когда жрецы Фемиды могут лишиться своей мантии по представлению президента в Совет Федерации, является прямым нарушением принципа разделения властей, уверен Валерий Рашкин.

У Конституционного суда появилось новое полномочие — так называемый предварительный нормоконтроль. После принятия того или иного законопроекта Госдумой и одобрения его Советом Федерации Конституционный суд по запросу президента сможет проверить конституционность этого правового акта. Ольга Алимова обратила внимание на то, что не устанавливается никаких объективных оснований для направления запроса, кроме единственного — «президент полагает». Уже сегодня невозможно провести референдум ни по одному вопросу, потому что ЦИК толкует по своему разумению нормы действующего законодательства и находит массу отговорок, заметила Ольга Николаевна. Подобная ситуация проектируется, по её мнению, и на предварительный нормоконтроль КС РФ.

Право должно быть выше политики, считает Валерий Рашкин. А сегодня этот защитный механизм нарушается. Сокращение числа судей Конституционного суда в совокупности с возможностью давления на судей со стороны президента приведёт к политизации Конституционного суда и к подчинению судебной власти президенту, подчеркнул депутат.

Поправки в закон о прокуратуре менее радикальны, хотя и здесь тоже делается крен на усиление президентской власти. Если сейчас генпрокурор и его заместители назначаются на должность Советом Федерации по представлению президента, то с принятием поправок расстановка сил изменится. Генпрокурор, его замы и прокуроры регионов будут назначаться на должность президентом после консультаций с сенаторами, а освобождаться от должности главой государства вообще безо всяких совещательных процедур. Здесь опять же наблюдается нарушение принципа разделения властей, что может привести к злоупотреблениям, убеждены коммунисты. Другие поправки касаются уточнения определения прокуратуры, запрета на наличие у прокуроров иностранного гражданства, приоритета российского права над международным в осуществлении деятельности прокуратуры.

Этот законопроект фракция КПРФ поддержала в первом чтении, предложив его доработать ко второму. По мнению фракции коммунистов, роль прокуратуры в последнее время незаслуженно принижается. К примеру, Центробанк вообще неподнадзорен Генеральной прокуратуре, что абсолютно неправильно, заметил Валентин Шурчанов. Если закрепить за прокуратурой статус высшего надзорного органа за законностью в Российской Федерации, то это не только повысит её авторитет, но и укрепит законность в стране и поднимет работу по защите прав российских граждан на новый уровень, считают коммунисты.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *