Жириновщина — явление, которое невозможно не заметить и нельзя игнорировать в общественно-политической жизни современной России. Получив название от имени основателя и бессменного лидера ЛДПР, оно, как явление социальной действительности, имеет объективную природу своего происхождения. Возникло на закате горбачёвской перестройки, а дальнейшее развитие получило в процессе реставрации капитализма в России: с появлением олигархического, крупного компрадорского, капитала реставрировалась и многочисленная мелкобуржуазная среда. Она — социальная почва жириновщины, являющейся одним из течений или разновидностей политического мещанства. О чём и пойдёт речь в данной статье.
Гоголевский типаж
Владимир Вольфович Жириновский — главный идеолог современного политического мещанства, что стало массовым явлением в нашей стране: за ЛДПР голосуют миллионы. Он не просто отражает неустойчивость, колебания, резкие перепады социального настроения мелкобуржуазной среды (пропитанных частнособственнической психологией мелких предпринимателей, малооплачиваемых интеллигентов и служащих, отчасти и пролетариев), но и придаёт этому настроению агрессивный характер, направляя его в русло политической реакции. Делает это под прикрытием так называемого истинно русского патриотизма, рекламируя себя защитником интересов русской нации, русского народа. Но, как говорится, обо всём по порядку.
Можно сказать, что Владимир Жириновский буквально ворвался в политическую жизнь страны в последние два года догоравшей «перестройки». Его выступления на радио и в телеэфире не могли не обратить на себя внимания: свободная речь, бьющая через край энергия скорострельного слова, образная хлёсткость речи и непривычно высокий её темп. Держался молодой тогда ещё Жириновский раскованно, артистично. Уже в дебюте каждое его выступление воспринималось как политическое шоу. Многим бросался в глаза американизированный стиль его публичного слова. Да и манера говорить и держать себя напоминала, напоминает и сейчас, заимствованный с Запада рекламный, имиджевый характер поведения, принцип которого — быть в центре публичного внимания во что бы то ни стало. Для этого предназначены эпатаж, скандалы, обличение противника, не выбирая выражений. И, конечно же, нескончаемое словоизвержение: не хочешь, да услышишь. В дни думских и президентских выборов не случайно шутят: «Включи утюг — услышишь Жириновского».
Но при всей американизации стиля поведения Владимир Вольфович Жириновский — явление национальное. Он тот типаж русской жизни, что запечатлён Н.В. Гоголем на страницах его бессмертных «Мёртвых душ». Вспомните, кто постоянно устраивал скандалы и эпатировал окружающих художественным враньём.
Не просто врал, а творил в своём воображении то, чего не было, но во что самому-то верилось. Даже выведи такого на чистую воду, а с него как с гуся вода… Ну, конечно же, это гоголевский Ноздрёв. Как говаривал сам Николай Васильевич, Ноздрёв живуч, и мы ещё не раз увидим его, но в ином обличье.
Так оно и случилось у Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. В «Письмах к тётеньке» он выводит Ноздрёва с почётом принимаемым в высшем обществе, свободно и безапелляционно рассуждающим по всем проблемам российского мироустройства. И о нём говорят теперь: Ноздрёв — это сила!
И ведь так говорят в «высшем обществе» и о Жириновском. Но только ли Ноздрёв живёт во Владимире Вольфовиче?.. Живёт в нём и вездесущий Хлестаков с его лёгкостью мысли необыкновенной, что возвещает нам: «Я везде! Я везде!» В этом можно было убедиться совсем недавно. В июне 2016 года в радиопередаче «Пиджаки» (г. Москва) Жириновский с жаром утверждал: «Сейчас нам нужно обеспечить победу ЛДПР 18 сентября… Это быстро отрезвит Запад. Добиться победы Жириновского на выборах 2018 года. И всё, Запад поднимет руки вверх! С ума сойдёт Запад». И вследствие этой победы вот что произойдёт на Украине: «Церковь сразу восстановится. Мы восстановим все наши границы. И тогда украинское правительство сбежит за 24 часа, если я въеду в Кремль. Я в Кремль въеду в 12 часов дня, а они в 2 часа дня уже разбегутся все на Украине. Все!.. Всех отдам под суд. Московский военный гарнизонный трибунал». Ну чем не Хлестаков?.. Однако далеко не все именно так воспринимают блеф Жириновского.
Всегда на стороне сильного
В мелкобуржуазной обывательской среде немало тех, кто оценивает нарочито агрессивную риторику Владимира Вольфовича как проявление решительной силы. Находящемуся между молотом и наковальней — крупным капиталом и неимущим пролетариатом — мелкому собственнику, сознающему опасность оказаться в положении неимущего изгоя и на собственной шкуре испытывающему олигархический и чиновничий произвол, чрезвычайно желателен политик сильной руки, способный защитить его, навести в стране порядок быстро, решительно, без промедления. Ему, этому загнанному в угол обывателю, всеми силами стремящемуся обратить на себя внимание, именно во внимании и отказывают сильные мира сего. Мелкого частника продолжают водить за нос под речитатив пустых обещаний: «на этот раз наконец-то и всерьёз» обеспечить государственную поддержку малому бизнесу. Это давно уже стало ритуальным танцем на площадке политического розыгрыша. А вот Жириновский поставил отчаявшегося частника-обывателя в центр внимания в своих программных речеизвержениях. Сделал его главной фигурой: проголосуй за ЛДПР, и ты будешь защищён, и всё сможешь, чего пожелаешь! Он называет его простым человеком, на котором страна держится. Возвышает его в собственных глазах…
Чем Жириновский захватывает души обывателей (и не только из числа мелких собственников, и не только мещан), так это прежде всего ураганным обличением презираемых в народе разрушителей страны. Он обрушивается на них словом той беспощадно грубой сатиры, которая близка по лексике к суждениям о бывших властителях, высказываемых в рабочих курилках и пивных. Тем он берёт сердца слушателей, более расположенных к внушению, нежели к убеждению.
Иллюстрацией тому могут служить характеристики-образы главных героев «перестройки» и «реформирования» России. Они даны Жириновским в его переизданной в этом году книге «Последний вагон на север». Читаем: «Перенесёмся мысленно туда, в последний вагон. Что за человек притулился на нарах сразу у двери? Его и не узнать в свете заоконных огней. Присмотритесь — видите, это пятнистый реформатор Михаил Сергеевич, сумевший так начать, а затем так углубить, что мать-Россия до сих пор лежит ничком. Этот нобелевский тракторист, политический Чикатило сумел изнасиловать великую страну… Не хотелось ли ему, как Иуде, повеситься на дереве после предательства партии, взрастившей на своей груди змею?» Впечатляюще сказано!.. Эдак по-русски — с размаха да по…
Книга Жириновского «Последний вагон на север» несёт в себе идею неотвратимости возмездия разрушителям великой державы, а её автор предстаёт перед читателем как провозвестник этого возмездия. Для обывателя-мещанина он и судья, и прокурор, сила, карающая как внутренних, так и внешних врагов России. Поэтому Владимир Вольфович, как говорится, работает под народ, пользуясь лексикой, близкой к ненормативной, — к чёртовой матери так называемую политкорректность!.. Ну как не прочесть такое: «Всем недругам в России обломали кости: и Наполеону, и Гитлеру, и вам, американским прихвостням, натовским холуям, слугам мирового правительства, обломаем. Побегаете, попрыгаете, расстреляете друг друга — и сбежите, уйдёте. Либо в последний вагон на север, там для вас уготованы места… Кто замерзнёт в пути. Гайдар, жаль, что рано скончался… Вот морда: когда на неё посмотришь, то впечатление, будто он только что оторвался от корыта со сгущённым молоком, так и причмокивает, так и облизывается…»
Но почитайте книгу повнимательнее, и вы убедитесь, что в отношении тех, за кем стоят весьма влиятельные внешние силы и кто занимает далеко не последнее место в «пятой колонне», Жириновский предельно политкорректен, более того — льстив. Вот что он пишет о Чубайсе: «Анатолий Борисович Чубайс. Я уже не раз писал и говорил о нём. Я противник давать клички. Рыжий, красный, синий. Это не имеет значения. Это в принципе человек, который достаточно образован, имеет неплохие организаторские способности… Анатолий Борисович способен к манёврам. Тот факт, что сумел обмануть всех наших доблестных генералов, говорит о том, что этот человек и реалист, и силён. А сильные всегда побеждают».
Что примечательно: в адрес Ельцина, пока тот был жив, Владимир Вольфович ни одного хлёсткого слова себе не позволил. Он рьяно защищал его, когда в мае 1999 года Госдума по инициативе фракции КПРФ рассматривала вопрос об объявлении импичмента первому президенту России. Жириновский использовал тогда довольно пошлую, мещанскую, аргументацию защиты: в катастрофическом состоянии страны виноват-де не Ельцин, а США и «пятая колонна». По Жириновскому выходило, что Ельцин никакого отношения к «пятой колонне» не имел. Эту же мысль в несколько отредактированном виде он повторил в своём отклике на смерть Ельцина: «Сегодня мы также видим, что неудачи, связанные с экономикой, внешней политикой и ситуацией на Кавказе, — это во многом ошибки советников и консультантов».
Историческую заслугу Ельцина Жириновский видел в том, что он, Ельцин, «подарил народу России свободу» и добился «декоммунизации и десоветизации России». Последнее послужило, по нашему убеждению, главной причиной защиты лидером ЛДПР презираемого уже тогда, в 1999 году, громадным народным большинством президента РФ.
В решающий момент перед тайным голосованием Жириновский пытался обелить Ельцина. И он, можно сказать, спас его: именно голосов фракции ЛДПР не хватило для отрешения его от власти.
Но вот в феврале 2016 года ТАСС сообщил, ссылаясь на имеющийся в распоряжении агентства документ, что фракция ЛДПР внесла на рассмотрение Госдумы проект постановления «О признании политической деятельности президента СССР М.С. Горбачёва и первого президента РФ Б.Н. Ельцина преступной». И такой проект был внесён дважды, в марте и в апреле (с поправками), и до сих пор находится на рассмотрении Комитета Госдумы по законодательству и госстроительству.
Что послужило основанием для разворота Владимира Вольфовича на 180 градусов в отношении Ельцина? Прежде всего отметим: Жириновский всегда плывёт в фарватере наличной власти. Как писал М. Горький, тонкий знаток российского мещанства, родовая черта последнего — быть всегда на стороне сильного. Для политического мещанства — это вдвойне характерно: чем грубее сила власти, тем она надёжнее для мещанина-обывателя.
Идеологически обслуживающие Путина и созданный им режим власти ведущие теле- и радиоканалов (Д. Киселёв, В. Соловьёв, С. Брилёв, др.) последовательны в проведении линии, отграничивающей эпоху Путина — эпоху «стабилизации и возрождения страны» от эпохи Ельцина — эпохи вырождения, распада и варварства. Сам Путин имя Ельцина в негативном свете никогда не упомянет. Но не без его благословения в массовое сознание методически внедряется мысль о «чёрных» для России девяностых годах минувшего века. Понятно, что они ассоциируются в народе с деяниями первого президента РФ, давно презираемого и проклинаемого. Жириновский обо всём этом отлично знает. Знает, что можно быть безнаказанно смелым задним числом. Да к тому же предстоящие президентские выборы в марте 2018 года обязывают наживать политический капитал от безопасной приговорной критики бывших властителей России.
Но есть ещё одна очень важная для лидера ЛДПР причина его смелости задним числом. Она кроется в выстроенной им концепции политической непорочности, безгрешности его и созданной им партии. Он без устали повторяет: коммунисты виновны в падении великой державы — развале СССР; либералы виновны в разграблении страны, в её геополитическом унижении в годы ельцинско-гайдаровских реформ; единственно, кто чист перед народом и не запятнал себя преступлениями перед ним, — это ЛДПР во главе с Жириновским. Концепция требует того, чтобы не оставить камня на камне в беспощадном обличении Советской власти, КПСС, лично Горбачёва, с одной стороны, с другой — Ельцина и его политики реформирования России. Что касается последнего, то Жириновский в основном довольствуется грубой сатирой в жанре политического памфлета (портретная зарисовка сатирической строкой), о чём уже шла речь. Иначе он ведёт себя в отношении к коммунистам и Советской власти.
Воинствующее невежество
Патологический антисоветизм и антикоммунизм Жириновского — классический образчик современного политического мещанства. В своей ненависти ко всему советскому, коммунистическому он, бывает, срывается до политически курьёзных, анекдотических высказываний. Так, в упомянутой ранее радиопередаче «Пиджаки» Владимир Вольфович с политической страстью утверждал: «Зачем вообще поддерживать большевиков. Сегодня Украина в крови. Мы проигрываем чемпионат во Франции. Это всё из-за них!»
Жириновский — антисоветчик и антикоммунист до потери здравого смысла. О том свидетельствует не имеющая авторства (?!) книга «Русская драма» (М., Издание ЛДПР, тираж 80 тыс. экз. — немало!). Вышла она в этом году и, конечно же, не без санкции председателя ЛДПР. Ничего без его ведома в свет не выходит от ЛДПР. Примечательно название первой главы книги: «Добрая Российская империя». В ней Россия Николая II представлена в качестве ведущей страны мира как в экономическом, политическом, так и в культурном отношении. Знающим отечественную историю начала ХХ века остаётся только плечами пожимать да разводить руками. Судите сами.
Вот лишь некоторые извлечения из названной книги:
«К 1913 году Россия твёрдо встала на путь индустриализации» (без комментариев);
«К 1914 году на правах собственности и аренды крестьянам принадлежало 100% пахотных земель в азиатской части России и 90% в европейской части страны». Сколько было в собственности земли у крестьян по сравнению с помещичьей земельной собственностью в расчёте на одного крестьянина и одного помещика, у кого арендовали землю крестьяне и какие крестьяне (кулаки, середняки, бедняки), наконец, сколько было безземельных крестьян — обо всём этом умалчивается;
«К 1916 году грамотных в империи насчитывалось не менее 85%» (без комментариев);
«В 1913 году Россия — … лидер машиностроения» (без комментариев);
«Россия в царствование Николая II достигла высшей степени благосостояния, даже несмотря на неудачную для неё Русско-японскую войну и спровоцированные спецслужбами Запада и японской разведкой революционные потрясения 1905 года».
Итак, внутренних причин революции 1905 года просто не существовало. Она была спровоцирована действиями внешних сил. Этой версии придерживается ЛДПР и в отношении Февральской и Октябрьской революций 1917 года. По ЛДПР (читайте: по Жириновскому) существовала добрая Российская империя. Всё в ней процветало — мир да благодать. Никаких вам классовых противоречий, никаких причин для революционной бури. И если бы её «не втянули сначала в войну, а потом в революцию, то русский рубль стал бы единственной универсальной валютой мира ещё в 1930 году, первый космонавт полетел бы в космос уже в 1940 году, а к 1950 году русский язык стал бы самым распространённым языком в Солнечной системе».
Умиляет исключительная точность футурологического анализа. «Но страшная война, предательство политической элиты и злобные атаки продавшихся Западу революционеров разрушили великую державу». Оказывается, как всё просто: всего-то предательство и продажность привели к тому, что великая империя «слиняла в три дня» по выражению русского мыслителя Розанова.
Известно даже мало-мальски знающему политическую историю, что предательство элиты есть следствие необратимого кризиса политической системы, но никак не причина её распада. Что до продавшихся Западу революционеров, то, если согласиться с этим, надо тогда обвинить в продажности всю классическую русскую литературу (от Пушкина до Горького), ибо именно она, что общеизвестно, сыграла великую роль в формировании блестящей плеяды русских революционеров — от Чернышевского до Ульянова-Ленина. Да и всю отечественную историю надо обвинить в том, что она не туда шла с Разиным, Пугачёвым, Радищевым, декабристами, народовольцами. Да и Петра I чёрт дёрнул «в Европу прорубить окно»… А там Вольтер, Руссо, Кант, Гегель, Фейербах, Маркс…
Попытка обелить царскую Россию времён Николая II, чтобы представить Великую Октябрьскую социалистическую революцию как роковую ошибку истории либо как импортированную с Запада, — совершенно очевидный признак политической реакции, доставляющий удовлетворение воинствующему мещанству. Оно страшится кардинальных перемен, революции как огня боится. В невежестве своём принимает за социальную революцию так называемую революцию цветную, то есть смену клик или кланов.
Без зазрения совести
Но антисоветизм и антикоммунизм Жириновского не мешают ему и его «соколам» славить Советский Союз. В рассматриваемой книге «Русская драма» читаем: «Нам есть что взять из СССР в современную Россию. В СССР существовала мощная система социальных лифтов. И карьеру самого высокого уровня мог сделать и рабочий, и крестьянин, и служащий, и научный сотрудник. В Советской России судьба её гражданина зависела только от него самого, а не от количества денег на его счетах и принадлежности к политическому или финансовому клану».
А далее следует изложение великого социального минимума, который гарантировало каждому гражданину СССР Советское государство. И как главный вывод из обзора внутренней политики Советского Союза (а стало быть, Советского правительства и правящей КПСС — да! да!): «По всем экономическим показателям развития народного хозяйства страны мы (словом, «и мы пахали». — Ю.Б.) со второй половины ХХ века занимали прочное второе место в мире после США. И не надо забывать, что на просторах России в ХХ веке прокатились три чудовищные войны, а на территории США войн вообще не было в течение последних 150 лет».
Заключительный аккорд этого манифестального текста: «До 1991 года мы жили в стране, с которой считались во всём мире. Она являлась державой номер один». А далее следует то, что можно назвать гимном советским культуре, науке и технике. И ведь всё сказано абсолютно верно, что для неискушённых в знании истории может послужить основанием для вывода: но если это правда, то, стало быть, правда и то, что сказано о дореволюционной России. Ну не могут же люди так раздваиваться?
Могут и делают это без зазрения совести. Нельзя недооценивать редкого политического чутья, цинизма и прагматизма Жириновского. Он отлично сознаёт, что сегодня, когда в народе происходит (но ещё не произошла) переоценка ценностей советской истории и растёт интерес к ней, в особенности к Сталину у молодёжи, на мещанском антисоветизме далеко не уедешь. Но и отказаться от антисоветизма и антикоммунизма тоже нельзя: потеряешь лицо и не будешь угоден власти. Чтобы собрать урожай на поле КПРФ, Жириновский вступает в конкуренцию с коммунистами в пропаганде всемирно-исторических достижений СССР — знак советским патриотам: «Я — свой». Он — убеждённый антикоммунист, антисоветчик — раздваивается, маневрирует, идёт на алогизм в расчёте на доверчивых (а их немало) к его словесной эквилибристике.
За границей здравого смысла находятся утверждения, содержащиеся в цитируемой нами книге: «Из-за жестоких репрессий многие на Западе считали Советскую Россию колоссом на глиняных ногах, полагая, что русские не станут защищать коммунистический режим, утопивший страну в крови Гражданской войны, а значит, и СССР тоже. Однако разгром русской армией гитлеровских полчищ показал: наш народ сражается не за Сталина с Берией, а за Россию, пусть она временно и называется СССР. Именно такое отношение народа к СССР и привело к тому, что Советский Союз, несмотря на жесточайший террор большевиков и огромный отток денежных средств из России в страны, «вставшие на путь построения социализма», вышел в мировые лидеры».
Закономерен вопрос: почему же наш народ, сегодня, как и во все времена, готовый на жертвы ради России, несмотря на политику геноцида в отношении русских прежде всего (об этом Жириновский говорит уже почти 30 лет), несмотря на разграбление страны в «лихие девяностые» и по сей день, несмотря на чудовищный отток капитала за рубеж, почему же он, народ, вопреки всему этому сегодня не проявил чудес творчества и героизма на поприще науки, культуры, хозяйственного строительства и не вывел Россию в мировые лидеры? Ведь вот уж скоро будет тридцать лет, как нет большевистской Советской власти, а РФ всё та же Россия?.. В ЛДПР эти и подобные вопросы не допускаются к обсуждению.
Мистификация «русского вопроса»
Паразитирование на прославлении державной мощи СССР и её наивысшего выражения в Великой Победе 1945 года характерно для политического мещанства современной России. Это всё равно что засветиться в лучах великой славы, что всегда немаловажно для мещан от политики: греться у чужого, не тобой разведённого костра. Типичное проявление мещанского хамелеонства — при откровенном антисоветизме признавать неискоренимые в народной памяти великие символы советской эпохи: Великую Победу, полёт Гагарина, советские песни…
Мещанское хамелеонство свойственно не только ЛДПР, но и её партнёрам: «Единой России» и «Справедливой России». Все они стремятся приватизировать великие советские символы, дабы лишить их социалистического содержания. Жириновский в этом преуспел более других, разыгрывая карту ЛДПР как «третьей силы», в отличие от господствующей «Единой России» и непримиримо оппозиционной КПРФ. В его «Последнем вагоне на север» выражена идея всеобщего примирения и всепрощения: «Русские люди, как же вы устали от тягот и невзгод. И это длилось почти весь ХХ век. Окаянные годы, страшные годы, мерзопакостные годы. И это со времени самой страшной и одновременно Великой революции 7 ноября 1917 года. Мы не можем корить наших предков: они не знали, чем она закончится. Но я за то, чтобы этот день оставался государственным праздником и в новой России как день всех революций, всех реформ, как день поминовения всех жертв насилия и произвола, как день всепрощения. Мы привыкли к нему. Для нас этот день,
7 ноября, так и остался святым… Простить всех. Указ издать о всеобщей политической амнистии, простить царя и помещиков наших, дворян, попов, интеллигенцию, простить всех коммуняк, всех сталинистов, брежневистов, горбачёвцев, ельцинистов — всех простить. И выбросить из памяти грязь эту «демократическую». И начать новую жизнь. Давайте восстановим всё лучшее, что было в Российской империи, сохраним всё лучшее, что было в СССР, и очистимся от всего грязного, что появилось в новой «демократической» России. Это будет сочетание трёх эпох, трёх режимов, при опоре на собственные силы, на нашу российскую землю, на наши традиции, обычаи, даты, на нашу духовность, в первую очередь православную».
Старая песня буржуазного национализма, прикрываемого щитом патриотизма. Жириновский в своём всепрощении готов бросить труд в удушающие «патриотические» объятия капитала, дабы тот эксплуатировал труд под шум родных берёз и колокольный звон. Национальное единство перед угрозой Запада — превыше всего!!!
С древнейших времён Запад грозит нашей стране. Необходимое перед лицом этой угрозы общенациональное единство сегодня требует как минимум прогрессивного налогообложения: не 13 процентов с доходов что у олигарха, что у пролетария, а введения налога по доходам и по капиталам. Вместо этого наш герой из года в год ратует за полную амнистию капитала, спрятанного в офшорах, нажитого грабежом общенародной собственности.
Жириновский сеет среди доверчивых простаков (а их, увы, хватает у нас) иллюзию возможного всеобщего примирения при социальном расколе российского общества — никакой тебе классовой борьбы за социальную справедливость. В ней он видит одно лишь кровавое насилие, а имена Ленина и Сталина вызывают у него приступ ярости. Событие, изменившее весь мир и определившее ХХ век как век России, — Великая Октябрьская социалистическая революция, подготовленная всем ходом отечественной истории, для лидера ЛДПР не более чем результат большевистского заговора.
К. Маркс и Ф. Энгельс объявлены им русофобами, а марксизм — учением, враждебным России. Всё просто до мещански-обывательского примитива.
Даже любовь к Родине имеет у главного патриота ЛДПР уникальное утилитарное объяснение: «Дайте людям собственность, дайте, чтоб они владели. Тогда они будут хорошо работать, беречь и умножать своё богатство. Тогда они будут защищать свою Родину, свой дом». А в книге «Русская драма» прямо заявлено: «Должен появиться мощный фермерский класс — класс хозяев русской земли». Итак, частная собственность — вот основа патриотизма?!.
Отдадим должное лидеру ЛДПР: с момента образования его партии и по сей день он выступает трубадуром «русского вопроса», говорит, где только можно, о трагедии русского народа. И это находит отклик не только в мещански-обывательской среде, но и среди всех, кому дорого чувство поруганного русского патриотизма. Кому ненавистна русофобия, до сих пор глумящаяся в России над национальной гордостью великороссов. Несколько отвлечёмся от сегодняшнего дня, чтобы вернуться к нему с большой ясностью мысли. Русофобия — не выдумка славянофилов, а прежде всего форма презрительно-высокомерного отношения аристократических верхов царской России к русскому народу. О них метко сказано Белинским: они изучали народ через своего камердинера в передней. Порвав родовые связи с отечеством, они уподобились перекати-поле.
С реставрацией капитализма в нашей стране реставрировалась и русофобия, взросшая на преклонении перед «цивилизованным» Западом не только отъявленных либералов, но и «новорусских аристократов». У всех у них — новых господ — русофобия приобрела форму антисоветизма. Обо всём сказанном выше Жириновский нигде и никогда не обмолвился. Более того, в главном своём тезисе по русскому вопросу он сомкнулся с либералами-западниками, утверждая, что ни одна власть «так жестоко не истребляла русский народ», как это делала большевистская власть, то есть Советская. Либералы твердят то же самое, с той лишь разницей, что на космополитический манер говорят о народе вообще, как безнациональном.
В обличении русофобии и описании бедственного положения русского народа ничего нового, отличного от сказанного в патриотической публицистике, у Жириновского и ЛДПР нет. Нет ничего нового и в предложении ими пресловутого третьего пути развития России в противовес западному капитализму и советскому социализму. Только на этом пресловутом пути державного, великорусского «национал-капитализма», что просматривается в речах Жириновского, может быть, согласно ему, решён «русский вопрос». Его третий путь обязывает провести конституционную реформу, предусматривающую превращение России в унитарное национальное государство русского народа, уважающего равноправие союзных с ним народов. Далее — русский народ должен быть признан государствообразующим и самым решительным образом должна проводиться политика конституционной ликвидации автономий. Надлежит преобразовать автономии в области и края, а лучше в губернии, как то было в царской России, с предоставлением культурной автономии всем проживающим там этническим группам. Вот вам и уважение равноправия союзных с ним народов…
Короче говоря, великому Советскому Союзу наш элдэпээровский поклон и… поворачиваем историю вспять: возвращаем Россию-матушку к дореволюционному государственно-территориальному устройству. История уже отвергла его как пережиточное, когда после Февраля 1917 года страна расползалась по этническим швам, и она бы распалась, если бы не Октябрь 1917 года, Советская власть и социалистическая собственность. Они явились основой создания СССР. Не приведёт ли возврат к давно пережиточному устройству многонациональной России, случись это, к новому (и, возможно, роковому) росту национализма в автономных образованиях? Вопрос риторический. Политическая реакция, а то, что предлагает Жириновский, иначе не назовёшь, сделает реальной угрозу распада России в самой жестокой его форме — религиозной (ислам против православия). Вместо обещанного окончательного решения «русского вопроса» случится его катастрофическое обострение.
Ничего не менять!
И, тем не менее, «третий путь» Жириновского — подчеркнём это ещё раз — имеет своих сторонников не только в мещански-обывательской среде, но и среди оказавшихся в неустойчивом, тревожном социальном положении: малооплачиваемые госбюджетники — работники образования и здравоохранения, служащие, рабочие. Чтобы понять, почему они идут в ЛДПР, голосуют за Жириновского, надо принять во внимание оживление дореволюционных, пережиточных форм сознания с возвращением капитализма в Россию. Это объяснимо: кризисы, зависимость от рыночной стихии порождают отчаяние, неуверенность в себе. А постоянное унижение личного достоинства и понижение умственной культуры в обществе делают человека чувствительным к магии сильных слов, в которых для него звучит призыв веры в сильную Россию. Этим умело пользуется мастер демагогии и популизма Владимир Жириновский. Он блефует, изображая из себя сильную личность. Его особый путь России, на котором русский народ, а соответственно и каждый простой русский, обретёт свою мощь и силу, воспринимается многими отчаявшимися и наивно доверчивыми как единственный выход из тупика. Такое уже случалось у нас в конце XIX — начале XX века. Тогда народники выступали глашатаями особого, в отличие от буржуазного Запада, пути развития России.
Ленин писал об этом в своей работе «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве»: «Бесспорно, что народники очень и очень повинны в квасном патриотизме самого низкого разбора (г. Южаков, напр.). Бесспорно и то, что игнорирование социологического метода Маркса и его постановки вопросов, касающихся непосредственных производителей, равносильно для тех русских людей, кто хочет представлять интересы этих непосредственных производителей, с полным отчуждением от западной «цивилизации». Но сущность народничества лежит глубже: не в учении о самобытности и не в славянофильстве, а в представительстве интересов и идей русского мелкого производителя… Народничество отразило такой факт русской жизни, который почти отсутствовал в ту эпоху, когда складывалось славянофильство и западничество, именно: противоположность интересов труда и капитала. Оно отразило этот факт через призму жизненных условий и интересов мелкого производителя, отразило поэтому уродливо, трусливо, создав теорию, выдвигающую не противоречия общественных интересов, а бесплодные упования на иной путь развития».
Было бы непростительным упрощением принимать ЛДПР за аналог народников. Но то, что Жириновский, как и иные проповедники особого пути России, не думая о том, в той или иной степени (кто в большей, кто в меньшей), пусть уродливо, но отражают интересы мелких производителей (малого бизнеса) и отчасти близких к ним по социальной тревожности пролетариев умственного и физического труда, — этот факт требует, по нашему убеждению, самого серьёзного внимания коммунистов. КПРФ нельзя отдавать на откуп ЛДПР людей, искренне заблуждающихся относительно этой партии и её лидера. Необходимо решительно и постоянно обнажать буржуазную подноготную Жириновского и жириновщины как воинствующего политического мещанства, главный принцип которого — ничего не менять (ни буржуазной собственности, ни буржуазной власти) при видимости словесного бунтарства.
Все, кто сознательно идёт за Жириновским, как и он сам, притворно славянофильствуют, паразитируют на русском вопросе. Повторяют как заклинание «Мы за русских!», откровенно спекулируя народнической теорией об особом пути России, доводя её до карикатуры, до абсурда. Так, в не раз упоминаемой книге «Русская драма» утверждается: «Пора заявить, что на территории России — СССР границы между новообразованными субъектами — республиками носили чисто технический характер, и тот политический субъект, который в своё время создал эти границы, вправе самостоятельно решать вопрос об их изменении в случае, когда в этом появится необходимость». И далее уточняется: «Независимые» государства на этой территории являются вторичными по отношению к российско-советской государственности». Не означает ли это, что Российской Федерации позволительно по своему усмотрению изменять границы стран СНГ? И что это за перл исторической науки — российско-советская государственность?
Отмеченное выше делается с одной целью: затушевать классовые противоречия современной России, не допустить классовой борьбы труда с капиталом — ничего не менять! Обличение олигархов, требование национализации крупных предприятий, добычи полезных ископаемых и т.п. — это у Жириновского и жириновцев для отвода глаз. Ну какая может быть беспощадная борьба со сверхбогатыми, к коей они так пылко призывают, если богатым гарантируется неприкосновенность их собственности?
Всё в той же «Русской драме» сделано заявление программного характера: «ЛДПР считает, что главная социальная задача государства заключается не в уничтожении богатых (нам не нужна ещё одна кровавая и беспощадная революция), а в поддержке бедных. Им надо предоставить возможность своим трудом кормить семьи и достойно жить». Иначе говоря, предоставить возможность добывать средства к существованию исключительно продажей своего труда богатым, то есть капиталистам. И это называется «Мы за бедных! Мы за русских!»? Крупный капитал прекрасно видит, как блефует Жириновский, объявляя войну олигархам и коррупционерам, — кричит, грозит всем тюрьмой, а никому не страшно.
Что же касается режима личной власти президента РФ, сложившегося в России в полном соответствии с Конституцией 1993 года, то его, этот режим, Владимир Вольфович никогда не ставил под сомнение. Ещё бы! Он самым активным образом участвовал в разработке Конституции 1993 года, о чём предпочитает умалчивать, конечно же, из излишней скромности. Ничего не менять! — таково негласное политическое кредо Жириновского и его партии. Власть и крупный капитал это высоко оценивают и не обходят ЛДПР вниманием, оказывая ей отнюдь не моральную поддержку. ЛДПР — респектабельная буржуазная партия, что скрыто за её фасадом как якобы партии простых русских людей. Если же убрать словесную «патриотическую» мишуру, то в сухом остатке окажется: ничего не менять! В этом кредо политического мещанства, в этом вся суть жириновщины, в этом весь Жириновский.
На государственном телеканале «Россия-1» из него делают политического вещуна-пророка при всей очевидности провалов его предсказаний. Не он ли ещё вчера под шампанское поздравлял Россию с избранием Д. Трампа президентом США?..
Жириновские приходят в смутные времена самозванства и уходят, когда эти времена кончаются. Не им Россию возрождать.