60 лет назад, 12 апреля 1961 года, первый человек планеты Земля совершил космический полёт. Им был гражданин Союза Советских Социалистических Республик коммунист Юрий Алексеевич Гагарин. Этот полёт стал триумфальным подтверждением лидерства нашей державы в космическом соревновании.
А ведь оно начиналось в далеко не равных условиях. До войны США существенно повысили свой научный потенциал за счёт притока из Европы учёных, бежавших от нацистов. После войны за океан устремились уже учёные, обслуживавшие гитлеровский режим.
Помимо всего этого, Советскому Союзу война принесла страшное разорение, а Соединённые Штаты сказочно обогатились на ней. И экономический потенциал США был тогда много выше советского.
Американцы всячески подчёркивали свою уверенность в том, что первыми сумеют выйти в космос. Они заявили о своих планах запуска спутника ещё в 1948 году и дали своей космической программе красноречивое название «Авангард».
Тем не менее первый искусственный спутник Земли оказался советским. И первый полёт с живым существом на борту — собакой Лайкой. И первый корабль к другой планете. И первый космический корабль с человеком на борту.
И потом наша страна сохраняла лидирующее положение. Советским был первый многоместный корабль; первый выход в открытый космос совершил советский космонавт; первая орбитальная станция тоже была советской…
Причём Советский Союз в космических проектах опережал американцев не только по срокам, но, как правило, и по качеству.
Что же предопределило первенство Советского Союза в космическом соревновании?
В советские времена в Белгороде, неподалёку от завода «Энергомаш», возвели стелу, на которой было изображено, как выстрел «Авроры», пройдя сквозь годы, выводит в космос первый спутник. В постсоветское время власти уничтожили эту стелу. Но не удастся уничтожить правду о том, что путь в космическую эру проложил Великий Октябрь.
После полёта Гагарина президент США Джон Кеннеди сказал: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Но ведь именно Октябрьская революция открыла путь к реальному равенству возможностей получения качественного образования людьми из всех социальных слоёв общества. Одним из шагов на этом пути было создание (ещё в годы Гражданской войны!) рабфаков, позволявших детям рабочих и крестьян получить такую подготовку, которая позволила бы им успешно освоить высшее образование.
Ещё одна особенность советского образования: оно было нацелено не просто на снабжение учащихся каким-то запасом знаний, но и их развитие, на формирование, как признал даже министр образования РФ в правительстве Путина Фурсенко, «человека-творца».
Советский Союз не смог бы выйти в космос, если бы у него не было передовой науки. Значение науки для развития державы ясно понимал Владимир Ильич Ленин. И потому в стране забота о науке была поставлена в число приоритетных задач — причём не просто о её сохранении, но о выводе на новый уровень. Курс на всемерное развитие науки сохранил и Сталин.
Сыграли свою роль — и немалую — и достижения в коммунистическом воспитании советского народа.
В годы реализации сталинского проекта строительства нового общества для многих миллионов людей труд приобрёл одухотворённый характер, сделался способом раскрытия творческого потенциала личности, служением стране и народу. В полной мере такое отношение к труду воплотилось в прокладывании дороги в космос.
Сказывалось и сложившееся у многих людей весьма спокойное отношение к быту.
Всё это, сложенное воедино, и обеспечило Советскому Союзу первенство в соревновании за выход в космос.
Подчеркну, что выход в космос был не просто научно-техническим достижением, пусть даже выдающимся, — это был прорыв на качественно новый уровень развития цивилизации, это было начало «космической эры в жизни человечества», которую предсказывал Константин Эдуардович Циолковский.
И то, что этот прорыв был совершён в нашей стране, убедительно доказывает безусловное преимущество социалистического пути развития. Пытаться делать вид, что не понимают этого, могут только те, кого патологическое неприятие социализма лишило способности здраво мыслить.
По материалам газеты «Правда»,