Новая команда мэрии Ярославля во главе с Владимиром Слепцовым находится у власти менее трёх месяцев. Но даже за столь короткий срок успела «прославиться» сразу несколькими инициативами. Которые, по мнению коммунистов, могут обернуться серьёзными проблемами и вызвать негативную реакцию со стороны жителей города. Более подробно об этом мы побеседовали с заместителем председателя фракции КПРФ в областной Думе Эльханом Мардалиевым.
— Эльхан Яварович, на сегодняшний день остается немало вопросов по размещению так называемых нестационарных торговых объектов (НТО) или по-простому — ларьков. Как Вы оцениваете действия новых городских властей на этом направлении?
Тема не нова. И поначалу было ощущение, что новая администрация продолжает наступать на старые грабли. Сегодня для ларьков разработаны довольно жёсткие требования. Они должны быть определённого размера, цвета и формы, там необходимо обустроить туалет, умывальник, организовать видеонаблюдение, предусмотреть тревожную кнопку и так далее. Всё это стоит больших денег. Ценник за аренду земли также загнули чуть ли не по максимуму. Естественно, люди стали возмущаться. В результате получилась странная ситуация. Вроде бы, первоначальный посыл был верным – борьба с нелегальными НТО. Но методы этой борьбы и её результаты откровенно удручали. «Под нож» попали люди, которые этого не заслуживали. Которые были готовы идти на контакт, производить необходимые изменения, обеспечивать рабочие места и платить налоги. Что совсем не лишнее, учитывая ситуацию с бюджетом. Увы, долгое время их просто не слышали. Но некоторое время спустя, под сильным давлением общественности, в том числе благодаря акциям протеста, ситуация наконец начала меняться. Власти заговорили о выделении дополнительных мест для размещения торговых точек и о снижении арендной платы.
— Выходит, сейчас проблема решена?
Я бы так не сказал. До окончательного решения ещё далеко. Например, у нас есть обращения от предпринимателей, которые на протяжении последних 20 лет занимались продажей сувениров. Они всегда исправно платили деньги в бюджет, а места под торговлю (на улице Кирова, на Стрелке, у музея-заповедника) выигрывали на аукционах. Очередной такой аукцион должен был состояться в октябре. Но новые городские власти по непонятным причинам его отменили. В результате предприниматели оказались «в подвешенном состоянии». Имеющиеся договоры заканчиваются 26 декабря. После этого люди могут стать безработными. А это ни много ни мало 100-150 человек.Взаменбыли предложены места в «Старом городе». Но такой вариант предпринимателей абсолютно не устраивает. Сувениры – товар специфический. И специально за ними бегать никто не будет. Палатки должны стоять на основных туристических маршрутах. Одним словом, точку в ситуации с размещением торговых объектов ставить рано.
— В приведённом Вами примере власти хотя бы предложили места для торговли. А некоторым жителям отказали даже в этом. Речь о муниципальных рынках. Каково Ваше отношение к этой проблеме?
Мне абсолютно непонятна борьба городских властей с людьми, которые торгуют «с земли». В основном, это пожилые люди, которые выходят к рынкам и продают квашеную капусту, соленья, овощи и другие продукты собственного труда. Притом, выходят далеко не от хорошей жизни. А лишь для того, чтобы заработать хоть какие-то деньги к своей мизерной пенсии. Это понятно всем! Кроме, похоже, городских властей! Не долго думая, они запретили торговать на прилегающей территории. А взамен проявили «удивительную заботу» — выделили 50 стационарных мест на все муниципальные рынки. Но позвольте, разве у нас в городе всего 50 бабушек? А что делать остальным? Они что, должны драться за эти места? На мой взгляд, если мэрия действительно хотела привести торговлю в «цивилизованное русло», нужно было обеспечить гораздо больше мест. Не велики деньги. И люди, пытающиеся заработать копейку в наше тяжёлое время, были бы благодарны. Вообще, властям нужно понять, что главная задача муниципальных рынков – не баснословная прибыль, а поддержка местных производителей. Они не могут пробиться в сетевые магазины. Ярмарки выходного дня проблему не решают. Единственный выход – обеспечить им свободный доступ на рынки. Это был бы правильный шаг.
— Ещё одна актуальная тема – уборка города. Она тоже проходит не без проблем. Что Вы скажете об этом?
По традиции, зима каждый год приходит «неожиданно». На этот раз она пришла практически одновременно с новой командой мэрии. Которая с первых дней стала проявлять интерес к действующему контракту на уборку Ярославля. С приходом новых управленцев в документ начали вносить изменения. Предусмотренный для посыпки улиц песок был заменён за техническую соль. Преимущества которой весьма относительны (если вообще есть), а стоимость значительно выше. Мешок реагента стоит 400-500 рублей. Чтобы обработать территорию размером с небольшой двор, за месяц нужно не менее 8 мешков. В результате получаем около 4000 рублей. За эти деньги можно привезти целую машину песка. И обработать не один, а двадцать один двор! Что получилось в итоге? Если главные улицы ещё расчистили и обработали, то про дворовые проезды и тротуары забыли. Город превратился в сплошной каток. А втравмпункты выстроились длинные очереди пострадавших. В завершение всего мэрия и генподрядчик вообще приняли решение о расторжении контракта. И это в разгар осенне-зимнего периода, когда все силы нужно бросать на уборку города, а не организацию и проведение новых аукционов! Для чего всё это – откровенно непонятно! Среди общественности бытует мнение, что власти могли устроить банальный «передел кормушек». Так это или нет на самом деле – сказать сложно. Но предположение имеет право на существование.
— Одним из мест, где поддерживали относительную чистоту, были две платные парковки. Правда, машин на них было совсем немного. Тем не менее, от дальнейшего развития этой идеи вроде бы не отказываются. Как Вы на это смотрите?
Фракция КПРФ с самого начала выступала против этого московского новшества. В том, что в центре города возникла проблема с платными парковками, отчасти виновата сама городская власть. Которая в своё время отдала все свободные территории под точечную застройку. В результате ставить машины стало попросту некуда. Сейчас проблему хотят переложить на плечи людей. Самое удивительное – идея создания платных парковок подаётся как благо. А в чём это благо? В том, что ранее бесплатная территория превратилась в платную? Или в том, что из-за этого стали больше парковаться во дворах и на обочинах, затрудняя движение?По-моему, это не имеет ничего общегос интересами горожан. Также хочу отметить, что ни в коем случае нельзя вводить платные парковки рядом с «Ярославлем-Главным». Это не только станет очередным способом отъёма денег у населения, но и может создать определённым транспортные проблемы.
— Кстати, о транспорте. Власти вновь объявили о повышении стоимости проезда. Неужели это нужно делать каждый год?
Мы, коммунисты,всегда выступаем категорически против этого. Регулярное повышение стоимости проезда – это бег по порочному кругу. Власти говорят, что муниципальный транспорт является убыточным. Для решения проблемы предлагается увеличить стоимость проезда. Пассажиры, которым это не выгодно, пересаживаются на «маршрутки». В результате автобусы, троллейбусы и трамваи ходят пустыми. Выручка падает. Вопрос о повышении стоимости встаёт заново. И так далее.Такие действия властей медленно убивают общественный транспорт. Подход давно пора менять. И вместо повышения стоимости принимать другие меры. А именно – проводить аудит муниципальных транспортных предприятий, добиваться своевременного погашения задолженности по субсидиям со стороны области, оптимизировать маршрутную сеть, пересматривать расписание движения и так далее. Тогда проблема будет решена.