РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ. ВОПРОС – НАДОЛГО ЛИ?

2-3

В самом начале прошлого года (выпуск 1092 от 12.01.2022) «Советская Ярославия» рассказывала об одиозном проекте федерального закона под названием «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», внесённом двумя видными представителями «Единой России». По сути, документ сводил весь муниципальный уровень власти к формальности, а как таковое самоуправление фактически упразднялось. Инициатива вызвала огромный резонанс. Тем не менее, её успели принять в первом чтении. Но дальше началась специальная военная операция. И всем стало не до «реформы». В итоге законопроект забуксовал. А на днях федеральные СМИ написали, что его рассмотрение возобновится не раньше 2024 года.  

Проект федерального закона был внесён в Государственную Думу 16 декабря 2021 года. Его авторами стали председатели думского и сенатского комитетов по государственному строительству «единороссы» Павел Крашенинников и Андрей Клишас. Инициатива кардинально пересматривала действующую систему местного самоуправления в России, правовые основы которой были заложены ещё в 2003 году. Основные изменения сводились к следующему.

2-1

Во-первых, сама система ОМСУ должна стать одноуровневой. Городские и сельские поселения, которые существуют сегодня вместе с городскими округами и муниципальными районами, ликвидируются. Соответственно, автоматически отменяются выборы их глав и представительных органов. Клишас и Крашенинников посчитали, что это «позволит повысить эффективность органов местного самоуправления, укрепить финансовую основу их деятельности». Во-вторых, водится разделение на городские и муниципальные округа, за которыми закрепляется идентичный объем полномочий.

В-третьих (и это самое важное), инициатива подразумевает наделение глав регионов правом единолично отбирать кандидатов в мэры и самостоятельно отрешать их от должности (такая возможность имеется и сейчас, но перечень оснований и сама процедура существенно ограничены), а также выносить им предупреждения и даже объявлять выговоры (будто своим подчинённым). Таким образом, законопроект устанавливал предельно жёсткие рамки, в которых из-за сворачивания выборов практически не оставалось места прямому народному волеизъявлению, всякая инициатива снизу зарубалась на корню, а муниципальные главы ставились в абсолютную зависимость от вышестоящих руководителей.

Кроме того, нельзя не отметить, что местная власть исторически была ближе всего к народу. Притом, не только ментально, но и территориально. А с упразднением сельских и городских поселений граждане попросту лишились бы возможности получать элементарные услуги непосредственно по месту жительства. Вместо администрации, расположенной через дорогу или в соседнем посёлке, им пришлось бы ехать в райцентр за десятки (а для ряда субъектов – даже за сотни) километров. Из-за неудобств люди рано или поздно стали бы уезжать в более обжитые места. Что привело бы к окончательному вымиранию глубинки. Ведь уже сейчас решение о работе, скажем, сельской школы или фельдшерского пункта принимается исходя из численности жителей в конкретном населённом пункте.

Процесс передачи полномочий на уровень муниципальных округов или субъектов также вряд был бы гладким. Что уже сейчас подтверждается конкретными примерами. Когда нынешней весной в Ярославской области обязательства по ремонту муниципальных дорог неожиданно решили передать от поселений к районам, это обернулось путаницей, массой вопросов и задержкой в проведении конкурсных процедур. Не трудно представить, какой бардак настанет в случае передачи всей полноты власти.

Не удивительно, что после рассмотрения проекта закона в первом (и, как оказалось впоследствии, пока единственном) чтении к документу поступило рекордное число поправок – более 500! Наиболее принципиальные подготовили депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе. Они отметили не только пагубный характер предложенных «единороссами» изменений, но и неподходящее время для их обсуждения. По мнению коммунистов, проект реформы местного самоуправления приведет к масштабному перераспределению полномочий и финансов, что может привести к дезорганизации управления страной, недопустимого в период спецоперации.

В частности речь идёт о ликвидации почти 17 тысяч органов местного самоуправления сельских и городских поселений, перераспределение 2/3 полномочий и около 4 триллионов рублей от местного самоуправления к органам государственной власти и пересмотр границ около 2 тысяч городских и муниципальных округов. Кроме того, введение в действие федерального закона о реформе местного самоуправления приведет к необходимости последующего внесения системных изменений в, по меньшей мере, 170 федеральных законов и в более чем 1000 подзаконных актов исполнительной власти.

С учётом всех озвученных нюансов, обсуждение законопроекта было приостановлено. В случае его принятия, основные положения начали бы действовать уже с нынешнего года. Однако вопреки прогнозам его сторонников и всевозможных «независимых экспертов», дальше первого чтения он так и не прошёл. А 9 мая нынешнего года газета «Ведомости» написала, что власти и вовсе решили отложить его рассмотрение до 2024 года. Так что в нынешнем сентябре жители Ярославской области, как и прежде, смогут выбирать муниципальных глав и депутатов представительных органов напрямую.

Напомним, что осенью в нашем регионе завершатся 38 избирательных кампаний. Самыми крупными (конечно, помимо выборов в Ярославскую областную Думу) станут выборы в Муниципальный Совет Рыбинска и городскую Думу Переславля-Залесского. Сегодня в обоих активно работают фракции коммунистов. Также состоится голосование в Муниципальные Советы Тутаева и Любима. Кроме того, пройдут одновременные выборы глав и депутатов представительных органов в Гореловском и Прозоровском (Брейтовский район), Воскресенском и Осецком (Любимский район), Артемьевском и Левобережном (Тутаевский район), Ильинском, Отрадновском, Слободском и Улейминском (Угличский район) и Курбском (Ярославский район) сельских поселениях, а также в сельских поселениях Ишня, Поречье-Рыбное и Семибратово Ростовского района.

Жителям Брейтовского сельского поселения Брейтовского района и Ермаковского сельского поселения Любимского района предстоит голосовать только за депутатов местных Муниципальных Советов, а в Головинском сельском поселении Угличского района, Кузнечихинском и Некрасовском сельских поселениях Ярославского района – только за местных глав. Самое активное участие в этих кампаниях примут и кандидаты от КПРФ.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *