Наступил новый год, а вместе с ним – новый этап так называемого «губернаторского» проекта «Решаем вместе!» по благоустройству дворов и общественных территорий и реализации местных инициатив. Нынешний сезон для него – пятый по счёту. Казалось бы, прошедшего времени более чем достаточно, чтобы учесть все недостатки и исправить ошибки. Однако кураторы проекта, вопреки его названию, так и не научились совместной работе с гражданами. В результате «допуск» к его мероприятиям получают лишь представители «Единой России», которые неприкрыто используют ситуацию в своих политических целях.
К программе «Решаем вместе!» с самого начала было множество вопросов. К примеру, по поводу приставки. Почему проект – «губернаторский»? Ведь он финансируется за счёт средств бюджета (притом, в значительной степени – федерального), а не личных денег главы региона. Отбор конкретных объектов также происходит без участия первого лица – на встречах с жителями. Впрочем, всё встаёт на свои места, если вспомнить год начала реализации проекта (2017), совершенно «случайно» совпавший с избирательной кампанией Дмитрия Миронова. Стерев грань между личным и общественным, придворные политтехнологи заставили бюджетные деньги «работать» на рейтинг Дмитрия Юрьевича. Идея прижилась и впоследствии вошла в повседневную практику.
Тем же путём пошли представители «Единой России». Они посчитали проект «своим», начали активно проводить встречи и собирать предложения жителей, а на их основе готовить поправки и гарантированно получать бюджетные деньги на их реализацию. Когда то же самое пытались делать представители оппозиционных партий, они раз на разом натыкались на жёсткую блокировку своих инициатив. Казалось бы: депутаты имеют равные права по формированию расходной части бюджета, а программа предоставляет одинаковые возможности для всех участников. Но это – только формально. На деле же сложилась порочная практика, когда допуск к участию в «губернаторском» проекте имели только «единороссы». Фактически получившие монополию на решение вопросов местного значения.
К примеру, когда депутаты фракции КПРФ в Ярославской областной Думе проводили встречи в социальных учреждениях, то руководители (ссылаясь на представителей органов исполнительной власти) откровенно признавались: их предложения останутся без финансирования. А когда коммунисты готовили соответствующие поправки, те раз за разом блокировались «Единой Россией», либо получали отрицательное заключение правительства области. Под совершенно надуманными предлогами. В то время как абсолютно аналогичным поправкам депутатов «партии власти» всегда давали зелёный свет. Данные факты наглядно свидетельствовали, что участие оппозиции в проекте всегда имело не формально-юридический, а исключительно политический характер.
При этом из 50 депутатов Ярославской областной Думы 18 человек были избраны от оппозиционных партий. Они представляют интересы десятков тысяч жителей области, которые также ждут решения застарелых проблем: благоустройства дворов, ремонта школ и детских садов, установки спортивных площадок и многого другого. Однако власти лишили людей этой возможности. Раньше представители оппозиции могли воспользоваться так называемым «депутатским миллионом» – целевыми средствами на решение вопросов местного значения, которые сохранялись при всех губернаторах Ярославской области и распределялись вне зависимости от партийной принадлежности. Однако с 2017 года (одновременно с появлением «губернаторского» проекта) они были отменены правительством региона. В результате целые избирательные округа (в Ярославле, Рыбинске, Переславле-Залесском), а также десятки социальных учреждений и тысячи жителей оказались за рамками программы. Фактически, став жертвами политической дискриминации.
Коммунисты считают сложившееся положение неприемлемым. На прошлой неделе председатель фракции КПРФ в областной Думе Александр Воробьев направил обращение на имя губернатора Дмитрия Миронова (коль проект «губернаторский»), потребовав от него вмешаться в сложившуюся ситуацию, предусмотреть участие депутатов от оппозиционных партий в реализации мероприятий программы и пересмотреть методику распределения средств на их финансирование.
Кроме того, Александр Васильевич предложил главе региона внести поправку в бюджет и вернуть целевые средства на решение вопросов местного значения по обращениям депутатов (более известные, как «депутатский миллион»). Поскольку аналогичные предложения самих парламентариев всегда «зарубались» губернаторскими финансистами.
Повторимся, что с юридической точки зрения требования оппозиции совершенно законны. А с точки зрения финансовой перечень объектов проекта «Решаем вместе!» на 2021 год даже может быть увеличен. Вот несколько цифр. Пять лет назад общий объём расходов на программу составлял около 650 миллионов рублей. В рамках этой суммы на благоустройство дворов и общественных мест было выделено 387 миллионов. При этом количество объектов составляло 199 (113 дворов и 86 общественных территорий). Сегодня на весь проект заложено 996 миллионов. На благоустройство потратят 535 миллионов. Однако количество объектов снизилось до 147 (102 дворовых и 45 общественных территорий). Денег больше, а работ – меньше. Значит, резерв есть. Как есть и возможность учёта предложений КПРФ и других оппозиционных партий. Теперь мяч на стороне поля Дмитрия Миронова. Каким окажется его ответ – станет понятно совсем скоро.
Иван ДЕНИСОВ.