23 октября в Госдуме проводился правительственный час на тему: «О состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг». Депутаты от КПРФ, первый заместитель Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Роман Лябихов выступил с трибуны Госдумы:
— Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Марат Шакирзянович, уважаемые министры, коллеги!
Сегодня в России более 70 процентов коммунальных сетей нуждаются в капитальном ремонте, в том числе 40 процентов в срочной замене коммуникаций. Об этом коллеги, министры сегодня сказали.
Но мы в свою очередь не услышали о том, что более 12 миллионов домохозяйств в России не имеют централизованного водоснабжения, четверть россиян живёт без канализации. В первую очередь, конечно, это сельские территории, на которых проживает сегодня 37 миллионов наших граждан.
Мы много говорили сегодня о городах, но есть и посёлки, которые в первую очередь замерзают зимой, а это, коллеги, наша продовольственная безопасность. Да, безусловно, есть программа развития сельских территорий, но она всех проблем не решает.
Сегодня в рамках обсуждения наши вопросы мы адресуем двум министерствам. Требуем от них финансирования разных направлений. По нашей позиции, эти вопросы, скорее, к Минфину. Мы считаем, что 4 с половиной триллиона рублей, которые планируют потратить на отрасль до 2030 года, их явно недостаточно. Мы ещё четыре года назад говорили о том, что на эту отрасль нужно 10 триллионов, а сегодня, наверное, с учётом инфляционных процессов все 15. Очевидно, что без этих средств реформирование отрасли не решить. Одна треть — это очень мало.
Итоги прошедшей зимы ещё раз показали слабую сторону работы системы ЖКХ: обветшание и устаревание коммуникаций. Наши граждане в новогодние праздники замерзали целыми домами, посёлками, оставались без тепла. Во многих регионах вводились режимы чрезвычайной ситуации. Все проблемы зимы это следствие. Каждый год мы будем с ними сталкиваться, если не начнём вместе разбираться с самой причиной.
Да, борьба с последствиями это важная задача Минстроя, Минэнерго. Важно найти и принять решения, позволяющие субъектам пройти ближайший отопительный сезон лучше, чем прошлый. Здесь мы готовы помогать, предоставить на законодательном уровне необходимые инструменты для этой работы коллегам.
Но мы также должны понимать, что ЖКХ это в первую очередь муниципальное хозяйство, ответственность за которое лежит на мэрах и во вторую очередь на субъектах. У наших министерств больше регуляторные функции.
Наша основная задача в работе с коллегами обозначить проблемы, содействовать коллегам в части нормативного регулирования для решения застаревших проблем.
Как сказал Вячеслав Викторович, и по общему правилу: критикуя — предлагай, соответственно, мы предлагаем бесхозные тепловые сети передавать путём приватизации в качестве имущества на праве гарантирующему поставщику, а не в аренду, как сейчас.
И важно контролировать взаимосвязь затрат на их ремонт в объёме не менее амортизационных отчислений по данному имуществу. Этим мы решаем вопросы надлежащей эксплуатации тепловых сетей и возможности использовать ресурсы по их эксплуатации для эксплуатанта.
Следующий вопрос инвестиционной составляющей в сфере водоснабжения и водоотведения. Они сегодня размыты, инвестпрограммы не выполняются, предлагаем на федеральном уровне закрепить ставку по инвестсоставляющей в техприсоединении в определённой доле в процентах от СМР по региону.
Данная стоимость СМР сегодня Минстроем ежемесячно обновляется и публикуется, поэтому проблем здесь не должно. Средства направлять в местный бюджет, всё будет прозрачно и окрашено, иначе мы все время
киваем на мэров, их нерадивость, заставляем их искать средства на сети в нищих бюджетах, а инвестрограммы — у водоканалов, зачастую у частных. И таким образом мы определим одного ответственного — это администрацию.
Вопрос аварийного жилья. Сегодня мы слышим разные цифры: 20 миллионов, 40 миллионов, в последние годы мы прирастали в аварийном жилье более чем 2 миллиона квадратных метров в год. Зачастую эти метры были пустыми. Почему? Потому что объём аварийки формировался мэром на глазок простой подписью, в итоге мы реальной картины не видим.
Но сегодня новые технологии позволяют проводить обследование МКД в кратчайшие сроки. Сегодня наши разработчики имеют отечественное ПО для этой задачи. Минстрою важно изучить эти предложения и внедрить их на федеральном уровне. Если для этого требуется законодательное регулирование, мы с вами, коллеги, поможем.
Проблема замены лифтов. На встречах с министром мы слышали об отстающих регионах, которые на сегодняшний день ушли с этой проблемой далеко. Безусловно, без нашей помощи они уже не догонят тех лидеров, которые есть.
Мы предлагаем в КРТ по инициативе правообладателя, где предусмотрена обычно норма передачи квартир, внести на законодательном уровне возможность определять муниципалитетам часть ремонта лифтов или замены лифтов операторами КРТ вне объектов КРТ. Зачастую небольшие проекты загрузить чем-то существенным невозможно, а лифты пока стоят дешевле квартир и, возможно, это будет отчасти выход для местных муниципалитетов.
Наша партия КПРФ настаивает на поступательном наращивании расходов ЖКХ, разумной альтернативы которому просто быть не может в нынешней ситуации в этой сфере, и на реализации масштабной программы технологического возрождения страны, такая программа требует полноценного бюджета развития, который нами разработан. Темы, которые мы предлагаем сегодня, безусловно, требуют дополнительного экспертного обсуждения, но без наших общих усилий, напряжения всех сил мы так останемся стоять у этого снаряда. Спасибо большое.
По материалам vk.com/romanlyabikhov
Практика последних лет не подтвердила эффективность приватизации коммунального хозяйства, надо вернуть эту отрасль местной власти и обеспечить финансирование.