На днях в областную Думу поступил весьма любопытный законопроект о внесении изменений в региональный закон «О выборах в органы государственной власти Ярославской области». Поправка позволяет кандидатам на пост губернатора баллотироваться в порядке самовыдвижения. Сама по себе идея представляется вполне логичной и давно назревшей. Но при более внимательном рассмотрении содержит явный политический подтекст.
Напомним, что право кандидатов бороться за пост высшего должностного лица субъекта в качестве самовыдвиженца отменили ещё 10 лет назад. С тех пор предлагать своих представителей могли только политические партии. При этом, вводился так называемый «муниципальный фильтр», когда претендентов на должность губернатора обязывали собрать подписи муниципальных депутатов и избранных глав органов местного самоуправления в свою поддержку. С учётом тотального засилья «Единой России», эксперты с самого начала оценили данное требование как намеренную преграду для оппозиции. В нашем регионе количество подписей сначала было установлено на уровне 8%, но позднее было снижено до 5%.
Напомним, что последний раз демократические выборы губернатора без каких-либо условий проходили в нашем регионе почти 20 лет назад, в декабре 2003 года. Тогда победу одержал Анатолий Лисицын. После этого в течение 14 лет кандидатов на должность губернского начальника утверждали депутаты Ярославской областной Думы по представлению президента страны (в 2006 – Анатолия Лисицына, в 2007 – Сергея Вахрукова, в 2012 – Сергея Ястребова). Возвращение прямых выборов состоялось только в сентябре 2017 года. Но тогда для поддержки выдвинутого «Единой Россией» Дмитрия Миронова был задействован мощнейший административный ресурс и привлечены федеральные политтехнологи.
И вот теперь, буквально за полгода до новой предвыборной кампании, видные региональные «единороссы» и примкнувшие к ним сторонники Жириновского вдруг предложили уйти от исключительно партийного принципа выдвижения и предоставить кандидатам на пост главы региона право действовать самостоятельно. Правда, для регистрации нужно будет собрать подписи 1% жителей, обладающих избирательным правом. Это порядка 10 тысяч человек. При этом, до половины из них можно получить через «Госуслуги». В качестве главного аргумента авторы поправки говорят о том, что инициатива поможет кандидату в губернаторы «равноудалиться» от всех политических сил и сформировать объективную повестку.
На первый взгляд, в законопроекте нет ничего «криминального». В теории норма представляется вполне правильной, а претенденты на высокое кресло получают дополнительные возможности. Но, как говорил герой известной советской комедии, терзают смутные сомнения. Есть подозрение, что поправка внесена исходя из текущей политической обстановки в регионе и подготовлена под конкретного человека. А именно – врио губернатора Михаила Евраева. Понятно, что выдвижение предложенного Москвой нынешнего руководителя региона в существующей системе возможно только от «Единой России». Однако рейтинг «партии власти» сегодня как никогда низок. На прошедших сентябрьских выборах в Государственную Думу на территории области она показала худший результат с 2011 года и один из самых низких результатов по стране, уступив победу в обоих одномандатных округах представителям оппозиции. Таким образом, партийная «поддержка» может только навредить Евраеву, и создать известные сложности в ходе его предвыборной кампании.
Вот партайгеноссе заранее и суетятся, дабы угодить высшему должностному лицу. Однако подобное перекраивание законодательства в угоду текущему моменту представляется, мягко говоря, не совсем честным. К тому же, все прекрасно понимают, что при нынешней сверхжёсткой вертикали власти самовыдвижение гарантирует успех далеко не каждому претенденту на губернаторский пост. Даже если он окажется трижды достойным и уважаемым человеком. Наконец, к законопроекту остаются и чисто юридические вопросы.
— Кандидат на пост губернатора Ярославской области, баллотирующийся в порядке самовыдвижения, как и раньше будет обязан пройти «муниципальный фильтр». То есть заручиться поддержкой 5% избранных местных глав и муниципальных депутатов. Но при этом, как следует из текста законопроекта, ещё и собрать подписи избирателей. Таким образом, для него создаётся, по сути, двойной барьер. Для кандидата, близкого к власти, пройти его не составит никакого труда. А для оппозиционного лидера это может стать серьёзным препятствием. Мы прекрасно знаем, как придравшись к подписям, организаторы выборов отсеивали «неугодных» кандидатов. Тем более, что норма представляется явно избыточной. Ведь избранные главы и депутаты итак представляют интересы жителей, — подчеркнул председатель думского комитета по законодательству и заместитель руководителя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев.
Таким образом, законопроект в своём нынешнем виде явно таит политический подтекст. В завершении добавим, что самовыдвижение стало активно использоваться после губернаторских выборов трёхлетней давности. Тогда сразу 4 кандидата от «партии власти» не смогли одержать победу в первом туре. В последующие два года в порядке самовыдвижения шёл уже почти каждый третий из про-властных кандидатов. Часть из них позднее вступили в «Единую Россию» и даже возглавили её региональные отделения. Другие стали первыми номерами региональных списков «Единой России» на думских выборах 2021 года. Таким образом, никакой «равноудалённости» и «ухода от партийного принципа» не было и в помине. А самовыдвижение использовалось исключительно как политическая технология. И ярославским избирателям не стоит забывать об этом, собираясь на участки в сентябре нынешнего года.
Иван ДЕНИСОВ.
Ожидать честности от тех, кто последние сорок лет вел бесчестный образ жизни, конечно, не приходится. Законопроект, безусловно, состряпан под врио губернатора области Евраева, который многие годы состоял в «Яблоке», был активным функционером. Уровень яблочников хорошо виден на многочисленных ток-шоу, их выступления скорее похожи на выступления иностранных агентов, так рьяно они пропагандируют западные «ценности» и ненавидят все отечественное. Выдвигаться от гнилого «Яблока» — на 100 процентов обречь себя на поражение. Не больше шансов переметнуться в «Единую Россию» и выдвигаться от неё. Так что законодательная инициатива — это услуга кремлевскому назначенцу, который пока не «наследил» в области и может увлечь ярославцев обещаниями счастливой жизни при его избрании. Не успели мы успокоиться от героических деяний предыдущего губернатора, как СМИ обрушили на нас ежедневные сообщения о титанической деятельности нового врио… Будем справедливы -некоторые инициативы М.Я. Евраева заслуживают внимания, поддержки. Но и популистских, скороспелых хватает. Приглашение транспортных перевозчиков из других регионов, продажа Центрального рынка в г. Ярославле, планируемое строительство высоток на месте Заволжского рынка, протаскивание отмены выборов по партийным спискам, привлечение в область на руководящие должности специалистов из других регионов, знаменитых только тем, что когда-то работали вместе с ним, всё это — продолжение старых методов руководства и затягивание решения проблем. Законы, которые изменяются быстрее, чем на них высыхает типографская краска — вредные законы. Нужны законы, которые диктует реальная жизнь, а не интересы персоналий или корпораций.