21 апреля «Бесогон» на телеканале «Россия24» прошёл под рубрикой «Сколько должно ещё сгореть людей?». Как известно, героями этой передачи становятся только те субъекты и объекты, которые не просто себя скомпрометировали, а представляют существенную опасность для общества. И надо сильно постараться, чтобы Н. Михалков обратил внимание на их дела.
То, что узнал из передачи, повергло в шок. Оказывается, в спасательной службе отсутствуют средства спасения людей с высотных зданий. Газодымозащитная служба ликвидирована. Личный состав пожарной охраны сократили на 60%. Из шести самолётовтранспортников в рабочем состоянии только один (на нём разъезжает министр со своей свитой), остальные разобраны на запчасти или в ремонте. Самолётов амфибий, предназначенных для ликвидации пожаров с воздуха, «на ходу» всего два. Тратятся колоссальные средства на обслуживание стоящей на приколе техники. Миллиарды на родных денег уходят не на закупку пожарных вертолётов, автолестниц, газодымозащитного оборудования, а на приобретение огромного количества «беспилотников», этих современных игрушек в руках нынешних генералов МЧС. Недавно ликвидировали – «оптимизация»! – авиаотряд, чего не было за всю историю службы. Оказывается, наши «спасители», записав себя в категорию неприкасаемых, большинство финансовых вопросов решают без согласования с госорганами. Чего здесь больше – дури или вредительства? Не мне судить. И есть ли кому – не знаю. Но лёд, похоже, тронулся.
Слушал я Михалкова и перед мысленным взором вставали одна за другой безрадостные картины: люди в марлевых повязках в Москве и других городах России, каждое лето задыхающиеся от дыма горящих повсюду лесов, ужасающие пожары с гибелью людей… Да что там говорить!..
А этим всё с рук сходит. И ведь что интересно – прикрываются какими-то постановлениями правительства, ссылаются на распоряжение президента. А тот, судя по совещанию в Перми, якобы ни сном, ни духом.
В подтверждение своих слов Никита Сергеевич показал кадры, где народ ловит в одеяла прыгающих из окон несчастных в «Зимней вишне». Жуть! Но ведь – вдумайтесь! – не МЧСники это делают, а простые люди, полные сострадания и боли к другим людям. А где пожарные лестницы? Вместо них закупали импортные водовозки.
Семь часов подряд воду лили, пока всё не потухло. И то ладно, что приехали, могли бы вовсе не приехать – некому работать в пожарной охране. Кто будет рисковать головой, если зарплата водителя пожарной машины с шестнадцатилетним стажем 16 тыс. рублей, а в начале службы вообще копейки?!
«И как он должен относиться к своим функциональным обязанностям?» — задаёт риторический вопрос Михалков. В 2017 году личный состав в пожарных караулах сократили на 50%, и в боевом расчёте на пожарных машинах сейчас по 2-3 человека вместо шести. Это у наших скудоумных и вредоносных управителей называется «оптимизация».
Конечно, бойцы и командиры пожарных подразделений на такое к себе отношение готовы сказать в отчаянии: да гори она синим пламенем, эта служба! И говорят, и уходят, проработав два десятка лет, потеряв надежду на то, что подлость и свинство со стороны МЧСных генералов прекратятся. А они не прекращаются, а усиливаются.
Сняли начальника МЧС по Кемеровской области с занимаемого поста, наложили на него взыскание? Нет! И не наложат – он ставленник пресловутого Центрального аппарата, это человек из их стаи, они «одной крови». А ведь именно кемеровский «главный спасатель», у которого, как прозвучало, коттедж и шесть квартир, в первую очередь виноват в случившемся.
Да, угробили госпожнадзор, лишили заводы, фабрики, концертные залы и т.д. профилактического досмотра, передали функции пожарной охраны самим предприятиям. Ну, и получили мы «Хромую лошадь» с «Зимней вишней»! Кстати, за это преступное решение тоже никто не ответил. И штат профилактиков укомплектован меньше, чем наполовину. И все врут друг другу, занимаясь приписками и отписками. Придумали хитроумную многоходовку, чтобы скрыть истинное положение дел: обзовут пожар загоранием, а это не учитывается, даже во внимание не берётся.
И так из года в год – снижение количества пожаров. А страна уже задыхается от дыма, горит всё, даже то, что не должно бы, кажется, гореть. Люди гибнут сотнями. А Пучков в Кемерове на совещании после трагедии мямлит что-то, говорит президенту Путину глупость какую-то несусветную. Тот смотрит на него, силится что-то понять, затем брезгливо отворачивается и качает головой. Видно, что ему стыдно за своего бестолкового министра.
Михалков уверен, что самое время вмешаться надзорным органам, счётной палате и прокуратуре, поскольку идёт не просто бездумное, безумное разбазаривание государственного бюджета, а целенаправленный, организованный увод материальных средств от прямого назначения. Какое-то массовое помутнение сознания, какой-то психоз у руководителей Министерства по чрезвычайным ситуациям, непреодолимое желание – любыми путями пустить деньги на ветер. Впрочем, здесь проглядывают и другие цели. Думаю, скоро мы узнаем о счетах в заграничных банках, о коттеджах на берегу Средиземноморья и виллах в Куршевеле для нынешнего генералитета МЧС.
Ведущий «Бесогона» коснулся ещё одной стороны жизнедеятельности этой структуры, гирей висящей на шее государства, – кадрового вопроса. Штаты в самом министерстве и на местах раздуты до такой степени, что система сама для себя стала представлять угрозу. Кабинеты забиты до отказа людьми, далёкими от каких-либо представлений о службе, сутки напролёт терзающими клавиатуру огромного числа компьютеров. И вся эта синеблузая орда работает для того, чтобы вовремя представить отчёты о «снижении количества пожаров, связанных с гибелью людей». И этот показатель у них, крючкотворов, неизменно падает. Показатели снижаются, а количество пожаров и жертв на них растёт. Уму непостижимо!
Знающие люди говорят, что генералов и полковников в МЧС стало больше, чем в армии. Может, и так. И зарплаты у них ничуть не меньше, а то и больше армейских. Есть в этом определённая вина бывшего министра Шойгу. Сергей Кужугетович дал своим подчинённым волю, а они после его ухода взяли две. Эпидемия какая-то, чума по имени МЧС в стране, а лечить некому. Вернее, врачи-то есть, но им запретили ставить диагноз. А больной, осатанев от горячки, на глазах превращается в монстра.
Достаточно заглянуть в интернет, чтобы узнать, сколь мощна эта структура, каким количеством служб и подразделений окружила себя. Но это надводная часть айсберга, большую часть этой махины, готовой рухнуть под собственной тяжестью, вы нигде не найдёте, ни в каких справочниках, ни в каком интернете. Секрет! Писать, звонить куда-либо – бесполезная трата времени, убедился на себе. В общем, кормушка для бездельников – наглых, циничных, алчных, бездарных и безответственных.
Бог с ним, с министерством, поговорим о ярославских спасателях.
То, что люди в руководстве нашего МЧС случайные, равнодушные и малограмотные (относительно специфики работы), мне стало ясно ещё при генерале Барышеве. Имел неосторожность покритиковать его за несуразности во время публичных выступлений. А что, если ты генерал, то тебе позволено глупости говорить? И вмиг попал в немилость. Более того, немилость эту он завещал и своему преемнику Бочарову – вычеркнуть, убрать этого Гусева из поля зрения, чтобы не умничал, сделать так, будто его и в природе нет. Что, шесть книг написал, десятки песен, сотни статей и очерков о пожарной охране в областной и центральной прессе (в «Пожарном деле» только более шестидесяти) опубликовал? Да плевали мы на все его книги и публикации! Их нет и не надо! Да и пожарной охраны сейчас, в сущности, нет, есть только МЧС!..
Года четыре назад зашёл на Красную площадь в управление МЧС по Ярославской области. Оба этажа снизу доверху заполнены суетящимся народом. Удивило нежелание разговаривать с тобой, стремление уходить от любых вопросов. Предложил начальнику сотрудничество с писательской организацией, как было в советское время в УПО и приносило немалую пользу.
По выражению лица понял, что не туда попал, что здесь «при слове культура хватаются за пистолет». А вскоре убедился окончательно – руководству МЧС (как и в Москве, кстати, тоже) не нужны профессионалы. Им нужны дилетанты, с ними легче и проще. Причём и в пожаротушении, в спасении людей, в организации службы. Этим можно внушить, что ты, если и бездельник, если и профан в своём деле, но генерал, — значит, тебя следует уважать.
Поговорил с одним из своих бывших командиров, посетовал на поведение нынешней верхушки, и услышал: «Им не нужны думающие личности, они их боятся, как огня, и никогда к себе не подпустят. Потому что на их фоне они всегда будут выглядеть серыми мышами. Пустые люди! И век их недолог, не переживай».
На мой взгляд, подобную МЧСовскую камарилью, оккупировавшую страну «от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей», надо гнать из профессии. Иначе, действительно, встанет вопрос – сколько должно ещё сгореть людей, чтобы мы поняли всю тяжесть этой обузы, именуемой себя спасательной службой. Нынче это – чуть ли не мафиозный клан, не пускающий в свои ряды инакомыслящих, честных и трудолюбивых. Поэтому и приходится слышать: «В связи с резким похолоданием надо ограничить выход себя на улицу», или «Слабо заметен рост снижения количества пожаров», или «По пожарам мы уже в минусе, но рост сокращения убытков ещё низок». И другой подобный бред. Я ничего не придумал. Жуть!
Огорчило 100-летие пожарной охраны! Не сам, конечно, юбилей, а то, как его организовали и провели МЧСы в Ярославле и Москве. Давно убедился, что временщики любое дело загубят, что им ни поручи. У них параноидальная вера в своё мессианство, в свою непогрешимость, в свою нужность и важность.
Полгода назад на правах члена Совета ветеранов спрашиваю – как идёт подготовка к важнейшему событию в жизни старейшей службы России? Молчат. А за неделю до празднеств получаю протокол совещания, где Гусеву предписано создать песню к юбилею пожарной охраны. Говорю, что песню я могу написать, но почему меня нужно через протокол об этом извещать? Вы только вчера узнали о том, что в апреле 2018 года знаменательная дата?
Опять молчат! Написал им песню, даже две – для исполнения под гитару и для вчера созданного ансамбля. Спрашиваю, где и когда исполняться будут, хочу, как автор, послушать? Ответа нет. В сердцах пишу им, что со мной, старшим офицером и профессиональным писателем так обращаться негоже. — Ни слуху, ни духу! Какое-то общее тупое безразличие, словно в полусне всё делают, не приходя в сознание.
Но себя очень и очень уважают. Люблю смотреть на их самодовольные лица во время губернаторских по сиделок. Какие-то гоголевские персонажи. Не отсюда ли у нас вал катастроф, не в этом ли причина ужаса в «Хромой лошади» и «Зимней вишне»? Именно в этом! А Ярославль вообще опозорился на всю страну: в конце марта по телевизору говорят об итогах проверки зрелищных центров на готовность к эвакуации — в Орле за две минуты очистили помещение, в Калуге за две с половиной, ещё в какомто городе за полторы, а в Ярославле за 14 минут не уложились. Но нашим «спасателям» всё по барабану. Перестали обучать людей, самоустранились от подготовки пожарных к боевой работе. И вот результат: год назад в Брагине при тушении пожара с автолестницы упал и погиб боец. Оказывается, о рукавной задержке понятия не имел. Родственникам медаль вручили, а руководителям ярославского МЧС, надо полагать, по ордену.
Откуда взялись на нашу голову эти гуттаперчевые генералы да полковники? Сплошь из армии уволенные: кто с должности командира взвода, кто роты, редко – батальона. О каком профессионализме можно говорить?!
К 100-летию советской пожарной охраны ни одного конкурса не провели, ни одного смотра творческих сил не организовали. Почему? Я думаю, что дело здесь в слове «советская». Наши бочаровы-шумиловы-белоусовы-мельниковы, как чёрт ладана, боятся этого слова. Посжигали свои партбилеты, выбросили мундиры со звёздами и живут, словно громом прибитые. Им и невдомёк, что давно у всех на слуху слова «советский», «патриот», «Родина», «социализм», «Ленин», «Сталин», что за это уже не лишат поста и не посадят. Трясутся в своих креслах эти чеховские Беликовы и думают про себя, крестясь на двуглавого орла: как бы чего не вышло! А ведь знают, что не Ельцин и не Путин подписали декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём» 17 апреля 1918 года, а Ленин. Предали службу, плюнули в историю, легли под антинародный режим, забыв, что холуяж и лакейство всегда были презираемы на Руси.
Наши командиры Кузьмин, Бузин, Кирсанов, Мартысюк были коммунистами, но крепко помнили библейское – «Вначале было слово». Слово, а не брехня о «героическом настоящем».
Через тридцать лет опомнились, стали создавать вокально-инструментальные ансамбли. А что мешало открыть глаза и увидеть происходящее с этим делом в УВД? Там отношением к советскому прошлому не спекулировали, традиций не рвали, не вычёркивали из жизни всё хорошее, не отстранялись от былых достижений, не гнушались обращаться к профессиональным писателям и музы кантам. Поэтому сейчас у них знаменитые, известные на всю страну хор ветеранов им. Героя Советского Союза Л.А.Сергеева, ВИА «Золотые погоны», проводятся различные конкурсы и т.д. Кстати, и хор, и ВИА исполняют несколько песен на стихи Е.Гусева.
К юбилею службы написал книгу «Будем жить!». Это поэма о том времени, когда все были молоды, полны сил и веры в будущее, о сослуживцах. Книга, по мнению специалистов, да и я не новичок в литературе, уникальна тем, что до сих пор в такой форме, в таком стиле и жанре о пожарной охране ничего не написано. Но я знал, что она, как и всё предыдущее моё творчество, останется без внимания МЧС. Я к этому уже привык и не волнуюсь, рукой махнул на верхоглядов. Мне достаточно того, что о ней говорят соратники. Не удивило и то, что вышла она, книга, без какого-либо участия МЧС, -деньги собрали с миру по нитке, как говорится, ветераны-огнеборцы из своих скудных пенсий.
Могут сказать: сор из избы выносишь. Да, сор из избы — плохо, но сор в избе – и того хуже. Долго в грязи жить нельзя, рано или поздно придётся наводить порядок.
Евгений ГУСЕВ, ветеран МЧС, председатель Ярославского областного отделения Союза писателей России.