Страна без науки превращается в колонию

наука
Сошедшие 10 февраля с думского конвейера законодательные инициативы «единороссов», вносящие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, взяли на финансовый прицел политическое инакомыслие.
ОДИН из законопроектов предусматривает, что нарушителей так называемого закона о суверенном Рунете теперь будут наказывать рублём. При этом во втором чтении законопроект был дополнен новой статьёй, грозящей владельцу информационного ресурса, причастного к нарушению основополагающих прав и свобод человека и граждан России, весомыми административными штрафами: от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей — для граждан, от 200 тыс. до 400 тыс. рублей — для должностных лиц и от 600 тыс. до 1 миллиона рублей — для юридических лиц. За повторное нарушение граждане заплатят от 200 тыс. до 300 тыс. рублей, должностные лица от полумиллиона до 700 тыс. рублей, юридические — от полутора до трех миллионов.
По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству коммуниста Юрия Синельщикова, новая статья не случайно возникла только во втором чтении. Это позволило ей избежать обстоятельного обсуждения. Между тем новелла-то чрезвычайно скользкая. Она меняет концепцию законопроекта, что само по себе неправомерно, и вводит такое неопределённое понятие, как «причастность к правонарушениям». А это, убеждён юрист Ю. Синельщиков, породит произвол в правоприменении.
Фракция КПРФ — единственная из парламентских фракций, которая выступила против законопроекта об установлении административной ответственности за отдельные нарушения в области связи и информации.
Другой правовой продукт «медвежьего» производства, также вносящий изменения в КоАП РФ, ужесточает административные наказания для участников митингов. Принятый голосами «единороссов» законопроект не только увеличивает в разы штрафы за неповиновение полиции, ФСБ и органам госвласти, но и вводит наказания за нарушения «бухгалтерских» правил проведения уличных акций. Если сейчас штраф «за неповиновение» составляет от 500 рублей до 1 тысячи, то с принятием поправок в КоаП РФ он возрастёт до 2—4 тыс. рублей, а за повторное нарушение взыскание составит уже от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Как альтернатива штрафу предусмотрено административное наказание в виде обязательных работ.
Юрий Синельщиков обратил внимание на постановление Конституционного суда РФ от 14 февраля 2013 года, в котором сказано, что применение обязательных работ в качестве санкций за те административные правонарушения, которые связаны исключительно с организацией либо проведением публичных или иных массовых мероприятий, может быть расценено как средство подавления инакомыслия, в том числе политического.
Согласно законопроекту, организатору публичного мероприятия выпишут штраф за нарушение порядка сбора, перечисления и расходования денежных средств на подготовку и проведение этого мероприятия, а также за непредставление в уполномоченный орган отчёта о расходовании денег. За такие деяния граждане должны будут заплатить от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, должностные лица — от 20 тыс. до 40 тыс. рублей, юридические лица — от 70 тыс. до 200 тыс. рублей. Финансирование публичного мероприятия из иностранных источников запрещается.
Введение ответственности за бухгалтерский учёт приведёт, по мнению фракции КПРФ, к существенному ограничению прав малочисленных организаций и отдельных групп граждан. Эти нововведения являются ещё одним ограничением реализации статьи 31 Конституции, которая провозглашает право граждан собираться мирно.
Фракция КПРФ заявила, что оставляет за собой право инициировать обращение в Конституционный суд для проверки одобренных парламентским большинством законодательных новелл на соответствие Конституции РФ.
Приоритетные законопроекты фракции «Единой России» об усилении ответственности за реабилитацию нацизма, вносящие изменения как в Кодекс об административных правонарушениях, так и в Уголовный кодекс, были поддержаны в первом чтении всеми фракциями во многом по причине самой темы. Однако кто-то усмотрел здесь желание парламентского большинства поспекулировать, а кого-то покоробили двойные стандарты, культивируемые в нашей стране. За публичное отрицание решений Нюрнбергского трибунала и оправдание нацистских преступлений вводится административная ответственность для юрлиц, которые могут быть оштрафованы на сумму до трёх миллионов рублей. Одновременно предложено ввести повышенную уголовную ответственность за оправдание нацизма с использованием интернета. Максимальный срок лишения свободы составит пять лет.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, выступая с обо-снованием позиции фракции, заметил: «Мы всё время пытаемся самые серьёзные темы отсекать в таких вопросах». А надо бы в первую очередь задуматься: почему молодёжь до 30 лет в большинстве своём, по сути, не знает историю нашей страны? Если посмотреть, сколько страниц в школьных учебниках истории отведено Великой Отечественной войне и как она подаётся, какие фильмы об этом периоде нашей истории снимаются за бюджетные деньги, какие книги издаются, то станет всё понятно. Свою лепту здесь вносит и ЕГЭ, не поощряющий вдумчивое изучение материала, убивающий всякую живую мысль, любое творческое начало.
Параллельно идёт процесс реабилитации коллаборационизма, заметил Н. Коломейцев. Так, в Ростовской области, на родине участника Великой Отечественной войны, нобелевского лауреата, дважды Героя Социалистического Труда М.А. Шолохова, на частной территории ещё в 2006 году был открыт мемориал гитлеровского генерала Краснова и его пособников, осуждённых Верховным Судом СССР за злодеяния на территории Краснодарского края, Белоруссии, Сербии, где ими загублены десятки тысяч человек. «Не является ли это ещё большим преступлением, чем перепост в интернете?!» — с возмущением обратился Николай Коломейцев к высокому собранию. Несмотря на кощунственность происходящего, российский суд не смог или не захотел пресечь это глумление над нашим народом.
К сожалению, сегодня даже праздничные даты, как правило, навевают грустные размышления. С таким настроением многие отметили 8 февраля — День российской науки. К этой дате приурочил своё выступление от фракции КПРФ в «часе политических заявлений» Олег Смолин. Депутат подчеркнул важность отношения к науке политической элиты. Казалось бы, поставленная президентом цель — вхождение России в пятёрку наиболее развитых экономик мира — предполагает прежде всего научный прорыв, который невозможен без должного финансирования. Международная норма финансирования науки — 2% ВВП. Согласно Указу президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», к 2015 году мы должны были бы быть на полпути к ней, выделяя на науку из федерального бюджета не меньше 1% ВВП. Но сегодня выделяется вдвое меньше.
По уровню финансирования науки мы занимаем 35-е место из 62 стран, подчеркнул О. Смолин. В пересчёте на ВВП мы тратим на науку вдвое меньше, чем Китай, почти втрое меньше, чем США, и в четыре раза меньше, чем Израиль. Из-за недофинансирования науки Россия опаздывает с космическими программами, безнадёжно отстаёт в научно-технических разработках, связанных с добычей нефти.
В бюджете 2020—2022 годов доля расходов на науку из федерального бюджета сокращалась с 0,44 до 0,42%. В бюджете на 2021—2023 годы она снизилась уже до 0,4%. «Каждый следующий бюджет не приближает, а удаляет нас от исполнения указа президента», — подчеркнул О. Смолин. А ведь до весны 2020 года бюджет ломился от профицита, а Фонд национального благосостояния увеличился даже в кризисный 2020 год. Фракция КПРФ требует увеличить финансирование науки до 1% ВВП.
В последние годы тормозом науки, сравнимым с недофинансированием, стала колоссальная бюрократизация. Наукой стали управлять не учёные, а чиновники, осуществляющие «диктатуру показателей». Фракция КПРФ настаивает на изменении критериев оценки научной деятельности, на развитии отечественной базы научных публикаций.
Ещё один бич ­— укрупнение научных институтов, которые всё больше работают на себя. Следствием этих процессов стало сокращение научных кадров. Если с 2005 по 2018 год, например, в Южной Корее число учёных выросло почти на 120% (и это общемировая тенденция), то в России, напротив, сократилось на 16%. Престиж профессии учёного в нашей стране продолжает снижаться. Не прекращается и отток людей науки из страны. По данным экспертов Российской академии наук, в 2013 году уехали 20 тысяч человек, в 2016-м — 44 тысячи.
Президент Российской академии наук Александр Сергеев предложил главным показателем научно-технологического развития страны определить долю российской наукоёмкой продукции на глобальном рынке. И в связи с этим Олег Смолин напомнил высказывание французского учёного, нобелевского лауреата Фредерика Жолио-Кюри: «Наука необходима народу. Страна, которая её не развивает, неизбежно превращается в колонию». По проблемам развития отечественной науки депутат предложил провести парламентские слушания.
Татьяна Офицерова
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *