В Ярославле не утихают страсти о судьбе городского АО «ПАТП-1».
Внимание общественности к нему не ослабевает с начала года, когда у крупнейшего на тот момент муниципального перевозчика возникли реальные риски прекращения своей основной деятельности. Депутаты от КПРФ на городском уровне не раз предупреждали об этом мэрию. Однако местные власти, что называется, спустили вопрос на тормозах. В итоге предприятие не смогло заключить договоры лизинга на подвижной состав, не приняло участие в конкурсе и с 1 апреля лишилось всех городских маршрутов (сейчас оно дорабатывает последние дни по оставшимся действующим контрактам), части работников пришлось перейти на работу в иные компании, а часть находится в вынужденном простое с последующим сокращением.
Дальше – больше. 14 апреля стало известно, АО «ПАТП-1» не будет выполнять и межмуниципальные рейсы на территории Ярославской области, поскольку не сумело выиграть ни один из 44 лотов открытого конкурса. Но и на этом испытания для «первой пассажирки» не закончились. Мэрия решила сдать базу предприятия в аренду ООО «Транспорт Ярославии» (московская компания, которая сейчас, после критики коммунистов в муниципалитете проходит оформление на территории нашей области) сроком на 7 лет, а само «ПАТП-1» выгнать с собственной территории. При этом, проект договора вызывает множество вопросов и почему-то держится в тайне от широкой общественности.
Депутат Муниципалитета от КПРФ, член Совета директоров АО «ПАТП-1» Евгения Овод решила детально разобраться в ситуации. И выяснила массу нелицеприятных подробностей. Стоит отметить, что общая площадь помещений базы составляет 21,6 тысячи квадратных метров (это гараж для автобусов, цех шиномонтажа, мойка, АЗС, административные здания и другие активы), а территория земельного участка под ними – 108 тысяч «квадратов». Планируется, что ежемесячная арендная плата составит 2 миллиона 332 тысячи рублей. Она установлена на основании отчета об оценке рыночной стоимости права пользования и владения на условиях аренды. И здесь возникает первый вопрос.
— В «ПАТП-1» приняли решение не участвовать в конкурсе на городские перевозки в середине февраля. Но ещё 27 января руководством предприятия был заключен договор на проведение указанной оценки, которая была выполнена всего через три дня – 30 января. Потрясающая оперативность, не так ли? При этом, на «стратегических сессиях», под нажимом коммунистов, в мэрии озаботились необходимостью участия «ПАТП-1» в торгах, а глава города даже дал поручение генеральному директору предприятия И.А. Рулёву проработать вопрос лизинга. И в это же время чиновники срочно считали — за сколько можно сдать имущество города чужакам. Показательно, что в Совете директоров это не обсуждалось. Выходит, что мэрия лишь делала вид, что прилагает некие усилия для спасения предприятия, а параллельно «в тихую» работала «по отдельному плану»? Во всяком случае, если сопоставить даты, напрашивается именно такой вывод. Всё это очень похоже на мотив намеренного «слива» активов городского предприятия в угоду пришлому перевозчику. Ведь у ООО «Транспорт Ярославии» на тот момент в областном центре не было ровным счётом ничего: ни территории, ни помещений, ни людей, ни юридического адреса. И без базы «ПАТП-1» оно бы просто не смогло исполнять условия полученных контрактов, — рассказала Евгения Овод.
Второй вопрос вызывает предложенная стоимость аренды (2,3 миллиона рублей в месяц). Депутат-коммунист полагает, что она существенно ниже рыночной. Такое заключение возникает, если посмотреть хотя бы расценки на административный корпус. При этом, по запросу Евгении Овод детального обоснования цены квадратного метра мэрия не предоставила до сих пор. Что также наводит на подозрение.
Третий вопрос (точнее, целая группа вопросов) касалась условий договора. По имеющейся информации, потенциальный арендатор в лице ООО «Транспорт Ярославии» намерен провести на территории базы работы капитального характера (ремонт и реконструкция) и вложить в это достаточно серьёзные деньги (по предварительным данным — без малого 600 миллионов рублей несколькими траншами). Возникает опасение, что после этого имущество города путем нехитрых юридических манипуляций может перейти в собственность арендатору. По словам юристов, тревога отнюдь не беспочвенна.
Дабы не допустить возможности ухода собственности Ярославля стороннему «инвестору», Евгения Овод настояла на получении текста договора аренды и потребовала внести в него обязательный пункт про неотделимые улучшения. Чтобы даже после ремонта и реконструкции любых площадей ПАТП-1, производственные, административные и иные помещения были сохранены за городом. Борьба выдалась непростой. Не сразу и не без труда, но требования депутата-коммуниста были выполнены. Однако тревога остаётся
— Руководство «ПАТП-1» уже заявило, что согласовывать договор аренды Совет директоров не будет, поскольку сделка не является крупной, а депутатам текст показывают скорее из вежливости. Боюсь, что окончательный вариант документа мы не увидим, всё могут решить кулуарно, в ущерб городу, а это совершенно недопустимо! Тем более, что сейчас, в течение недели текст договора будут рассматривать уже в ООО «Транспорт Ярославии». И они могут выставить собственные встречные требования, переписать наши условия, — обеспокоена Евгения Александровна.
Не решённым остаётся ещё один вопрос. Если «ПАТП-1» всё же сохранит свою основную профильную деятельность (например, продолжит доставлять на работу сотрудников НПЗ или покупателей до «Глобуса», либо в перспективе выиграет межмуниципальные маршруты по области), то как оно сможет осуществлять её без собственной базы? 14 апреля Евгении Овод сообщили, что предприятие намерены разместить на территории АО «ЯрГЭТ». Хотя никакого экономического обоснования, расчёта и проекта такого «переезда» нет (более того – это может создать дополнительные проблемы для «Яргорэлектротранса»). Якобы, этим будет заниматься уже новый руководитель, который в ближайшее время должен сменить Рулёва. Однако никакой конкретики нет. И может статься, что «ПАТП-1» вообще придётся брать в субаренду у ООО «Трансопрт Ярославии» собственную базу. Что находится уже за гранью здравого смысла.
На сегодняшний день ясно лишь одно: риск ухода городского имущества стороннему частнику продолжает сохраняется. И такой подход со стороны чиновников никак нельзя назвать рачительным и хозяйским. Показательно, что сама мэрия, как и Муниципалитет, всячески избегают публичного обсуждения темы. Скажем, председатель городского парламента Сергей Калинин наотрез отказался обсуждать предложенный Евгенией Александровной вопрос об условиях аренды на заседании 12 апреля. Традиционно сославшись на то, что он «не проработан».
Однако промедление может обойтись городу слишком дорого. В прямом смысле этого слова. Поэтому, депутат муниципалитета города Ярославля Евгения Овод уже готовит запросы в надзорные органы на предмет проверки «независимой оценки» стоимости аренды базы и действий мэрии в части соблюдения муниципальных интересов. Разумеется, будет затребован для изучения и окончательный текст договора. Одним словом, депутаты-коммунисты сделают всё, чтобы не допустить разбазаривания городского имущества, как это уже произошло ранее с трамвайным депо на улице Чайковского и троллейбусным парком на Городском валу.
Наш корр.
Вопиющий беспредел! Областные правоохранительные органы не желают разбираться в этой жульнической истории, поэтому надо срочно отправлять документы в Генеральную Прокуратуру, Президенту Путину. Губернатора Евраева и его выдвиженца Молчанова надо немедленно отправлять в отставку, этак они распродадут все активы Ярославской области московским и питерским предпринимателям, оставив ярославцам права колонии.