Это короткое «письмо» адресовано Юрию Гагарину. Его написали труженики Байконура на борту разрушенного «Бурана», брошенного нынешними хозяевами в ангарах космодрома.
Накануне 100-летия СССР Арбитражный суд Москвы завершил процедуру банкротства Тушинского машиностроительного завода. Судом принято решение о фактической ликвидации ТМЗ. Убита крылатая легенда Советского Союза. Не вписалась в рынок…
Строительство ТМЗ началось в ноябре 1931 года и уже 5 мая 1932 г. завод вступил в строй, а с июня 1933-го был начат серийный выпуск самолетов Сталь-2 с двигателем М-26 в 300 л.с. В качестве пассажирского самолета он вполне оправдал себя. На XIV международной выставке в Париже в 1934 г. Сталь-2 получил высокую оценку и был назван «русским чудом Страны Советов».
Сразу после окончания войны завод начал выпуск гражданской продукции. Было налажено производство такси, несколько десятков которых работали в Москве. Завод также участвовал в восстановлении городского транспорта столицы. По государственному заказу на заводе осуществлялся ремонт старых троллейбусов. В начале 1946 года завод приступил к производству кузовов автобусов. На базе этого кузова, после конструкторской доработки, заводом было начато производство троллейбусов МТБ-28 и трамваев. К 800-летию Москвы (1947) была выпущена первая партия цельнометаллических трамваев и троллейбусов МТБ-82.
К маю 1950 года завод изготовил 1400 троллейбусов и 520 трамваев. В течение пяти лет троллейбусы поставлялись не только в Москву, но и во все крупные города и столицы союзных республик, а также в столицы социалистических стран – Будапешт, Прагу, Софию и другие.
За время своей работы на оборонную и космическую промышленность завод освоил новые виды оборонной и космической техники разработки выдающихся конструкторов Путилова А.И., Поликарпова Н.И., Лавочкина С.А., Яковлева А.С., Туполева А.Н., Сухого П.О., Г.Е. Лозино-Лозинского Г.Е., Потопалова А.В., Селезнева И.С., Бубнова Г.Г., Севрука Д.Д., Привалова Н.И., Катукова И.И., Исаева А.И. и др.
Кроме работы на оборонную и космическую промышленность и работы над «Бураном» коллектив ТМЗ, принимал участие в самых различных строительных работах в Москве: поставлял материалы из нержавеющей стали для облицовки колонн станции метро «Маяковская», изготовил звезды на здание Химкинского «Речного вокзала». А самые первые звезды на башнях Кремля, из нержавеющей стали, тоже были сделаны заводскими умельцами, созданы витражи для Кремлевского Дворца Съездов, Храма Христа Спасителя и т.п. Использовались механические детали, при строительстве станций метро «Тушинская», «Сходненская», «Планерная».
Но власть, разрушившая СССР, распорядилась по-своему, работы над системой «Энергия-Буран» были остановлены. Перед предприятиями – создателями уникальной системы встал вопрос : «Как жить дальше?» После свертывания работ по «Бурану», в 1990 году, возникла необходимость загрузки помещений ТМЗ. И в 1991 году было налажено производство одноразовых медицинских шприцов. Чуть позже на ТМЗ было начато освоение производства ветровых энергетических установок (ВЭУ) Радуга-1 мощностью 1000 кВт. Установка полностью автоматизирована и может работать самостоятельно или в составе ВЭС. В 1995 году, в 30 км от Элисты была смонтирована первая опытная ВЭУ.
За время своего существования Тушинский машиностроительный завод накопил большой опыт в производстве высокотехнологичной продукции.
Более 600 работников завода награждены орденами и медалями, среди них есть высшая награда – звание Героя Социалистического Труда, звания лауреатов Государственной премий и премий Совета Министров СССР и Российской Федерации, 12 работникам завода присвоено звание «Почетный авиастроитель», 22 человека награждены медалями ВДНХ.
Но, увы, ничего из этого не спасло уникальное предприятие. За время своего существования завод дважды пережил глубокую конверсию. Сократилось производство, уволились специалисты… И как итог – банкротство.
Владлен НИКОЛАЕВ,
историк.