С 6 апреля на территории Ярославской области средние специальные и высшие учебные заведения перешли на систему дистанционного обучения. При всех очевидных плюсах обучения «на удалёнке» в сложившейся ситуации, начиная с первого дня дистанционных занятий, возникли определенные трудности. Они коснулись не только учеников и их родителей, но и, учителей.
Школьным учителям и преподавателям вузов пришлось в сжатые сроки осваивать новые программы для проведения дистанционных занятий. Не говоря уже о том, что некоторые из них в силу достаточно преклонного возраста начали свой «путь» с изучения современных гаджетов.
В основном, для проведения онлайн — уроков учителями используется платформа ZOOM. Однако стоит отметить, что во многих школах области для проведения видео-уроков отсутствует техническая оснащенность, как у учителей, так и у многих школьников.
Для домашних заданий основной вариант работы – это МЭШ («Московская электронная школа») или «Российская электронная школа». Данные интернет — платформы содержат все необходимые образовательные материалы: сценарии уроков, видео, цифровые д/з — тесты, которые решают дети в системе, и учитель сразу видит результат, количество попыток и сделанные ошибки. И, конечно, работу с учебником никто не отменял — составляются опорные конспекты, схемы, таблицы. Отчеты о проделанной работе дети присылают в электронном виде на почту, в социальные сети «Вконтакет» или «Whatsapp». Многие учителя заметили, что большинство заданий они проверяют вручную с компьютера или телефона, а это доставляет огромный дискомфорт: «устают глаза», «начинает болеть голова». Также трудности возникают и в понимании целиком ли усвоил ученик материал, если нет, то где возникают сложности и в каком объёме.
Не обошлось и без проблем при работе в Интернет-пространстве. Преподаватели отмечают, что трудности связаны с работой интернета: из-за нагрузок интернет периодически «зависает», выкидывает из систем. Так ситуация обстоит в городе, а что делать детям, которых родители вывезли в другие регионы, дачи, деревни?
Нельзя забывать и о том, что с переходом на дистанционное обучение значительно увеличилась учебная нагрузка учителей. У многих складывается ощущение, что они работают 24 часа в сутки, ведь возможности отдохнуть просто нет. А у каждого учителя есть еще и собственная семья, члены которой в условиях режима самоизоляции вынуждены присутствовать при этом «беспорядке» дома. Все это очень выматывает и здоровья учителям не прибавляет.
Сложившуюся ситуацию преподаватели комментируют следующим образом: «С утра до обеда я провожу онлайн трансляции по своему расписанию, с обеда до 24.00 я проверяю домашние задания и контролирую работу в электронных тетрадях. Потому как дети выполняют задания, когда хотят и высылают их тоже когда хотят, никакие разъяснения, уговоры, объяснения делового этикета не помогают, это бесполезно. А еще есть дети, которые не высылают д/з вовремя и приходиться выяснять, почему? А еще бесконечные вопросы в любое время суток: а что, а как, а почему, а я не могу войти, а у меня…»
И, наконец, мы поинтересовались у учителей, работающих дистанционно, хотят ли они продолжать занятия в подобном режиме. В ответ мы услышали следующее:
— «Ни за что, ни за какие деньги, никогда! Во-первых, отсутствие живого и непосредственного общения с детьми, для меня это важно, а им с нами, многие дети тоже об этом говорят. Такая система работы меня не устраивает, я не человек-техника, я человек-человек».
— «Нет. Считаю, полученные знания в дистанционном режиме, недостаточно полными. Можно, только в исключительных случаях, например, болезнь ученика»
Что касается высших учебных заведений, то ситуация, в целом, аналогичная. О том, с какими трудностями столкнулся преподаватель Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, рассказал кандидат политических наук, старший сотрудник факультета политологии Ляховенко Олег Игоревич.
— Как ни странно, трудности касаются в основном технического аспекта. Когда у студентов все работает (камера, микрофон), устойчивый интернет – проблем не возникает, нормальная работа, пусть и в онлайне. Трудности начинаются, когда есть проблемы со связью или студент выключает камеру (или она у него не работает) – непонятно, что в этот момент он делает.
Еще один момент, уже более сложный – к сожалению, не хватает живого общения со студентами в аудитории, в оффлайне. Все-таки учеба – это не просто «загрузка» знаний в голову студента. Но важен и коллектив как некий организм, приходя в который, студент лучше настраивается на обучение, на обсуждаемые вопросы, проблемы и т.д. Когда студент «сидит дома», это дает некоторые возможности – но создает и проблемы (бытовой контекст давит, особенно когда в квартире мало места, рядом постоянно какие-то родственники и т.д.).
Что касается увеличения учебной нагрузки при переходе на дистанционное обучение, то в чем-то она выросла (нужно готовить доп. материалы и отправлять заранее), в чем-то сократилась (например, сократились потери времени на поездку на транспорте). В целом дистанционное обучение имеет плюсы. Но все равно хотелось бы, по возможности, и очное/личное общение в онлайне.
В сложившихся условиях, в первую очередь, необходимо обеспечить техническое взаимодействие и работу онлайн-инфраструктуры. При этом все-таки по возможности эти вещи должны быть обеспечены не за счет самих учителей, а за счет государства. Особенно востребована поддержка малообеспеченных семей, которые не могут себе позволить купить ноутбук и т.д.
В школе и младших курсах университета также важно провести обучающий семинар с родителями, чтобы они, с одной стороны, не мешали учащимся учиться (выделили и гарантировали место, время и тишину для обучения) и т.д., а с другой стороны, чтобы помогали детям там, где это нужно (особенно в начальных классах).
Дарья Тихомирова.