«Этот закон, ставя крест на местном самоуправлении, уничтожит последнюю жизнь на селе!» — такую оценку дала фракция КПРФ очередному изобретению законодательного тандема Клишаса — Крашенинникова — проекту закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», представленному на рассмотрение Госдумы 26 января.
Коммунисты настаивали на снятии законопроекта с рассмотрения палатой и проведении его широкого общественного обсуждения. «Он обрубает корни народной власти», — заявил Николай Коломейцев. Но «единороссы» уже получили сверху команду «Принять!», и никакие доводы не могли пробить стадную покорность парламентского большинства.
Ни одну из проблем местного самоуправления законопроект Клишаса—Крашенинникова не решает, зато создаёт массу других, считает Георгий Камнев. «Реформа», которую сами её авторы назвали «оптимизацией», что уже ничего доброго не сулит, предполагает полное переформатирование местного самоуправления. Из двухуровневого оно превратится в одноуровневое. За пять лет — с 2023 по 2028 год, отведённых на переходный период, будут упразднены пять из восьми ныне существующих видов муниципалитетов первого уровня, в том числе городские и сельские поселения. Останутся только городские и муниципальные округа да в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) — внутригородские территории. Таким образом, к концу 2028 года число муниципалитетов сократится как минимум вдвое.
Вместо администраций и депутатских Советов в городских и сельских поселениях появятся старосты. Муниципалитеты будут формироваться не по территориальному принципу, как сейчас, а в зависимости от численности и плотности населения, что снизит доступность государственных и муниципальных услуг, ухудшит качество самого управления и ещё более ускорит процесс обезлюдения российской глубинки. Создаются и финансовые предпосылки для этого. Территориальное общественное самоуправление, которое, по сути, и будет решать все местные проблемы, сможет опереться только на те средства, которые всем миром соберут сами жители.
Сегодня лишь в 13% муниципалитетов проходят прямые выборы глав органов местного самоуправления населением. Между тем за это выступают 90% граждан. Однако власть не прислушалась к воле народа. Вопрос наделения полномочиями глав муниципальных образований в законопроекте полностью подчинён региональным властям. От их решения зависит: будут ли прямые выборы мэра или глава муниципалитета будет избираться местными депутатами из их же числа либо из кандидатов, подобранных губернатором. Сможет губернатор и «в случае чего» отрешить мэра от должности, оснований для этого будет больше, чем теперь. Кроме того, во время переходного периода, до 2028 года, вообще не будут проводиться местные выборы, и это — грубейшее нарушение принципа демократии.
Учёный-практик, доктор исторических наук, заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев заметил, что «местное самоуправление является наиболее приближенным к народу уровнем власти и естественным резонатором народного недовольства». Его потенциальной оппозиционностью отчасти и объясняется происходящая сегодня замена местного самоуправления на местное государственное управление. В период непопулярных реформ, по мнению депутата-коммуниста, центральная власть предпочитает иметь органы местной власти, ответственные не перед населением, а перед вышестоящим начальством, что фактически ставит вопрос о необходимости эффективного аппарата принуждения, существование которого возможно только на основе вертикального соподчинения. В отличие от советской вертикальной системы коллегиального управления, системы народовластия, сегодня выстраивается вертикаль самодержавная, вертикаль исполнительной власти, подчеркнул М. Матвеев. За это проголосовали фракции «Единой России», ЛДПР и партии «Новые люди». Фракция КПРФ голосовала против.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.