Фемида без повязки

суд
Как любит выражаться один из отцов нынешней «российской демократии» Григорий Явлинский, теперь власти ничего не хотят решать сами и по любому поводу посылают нас на три буквы: в суд. Счастлив тот, кому довелось миновать такой участи. Однако очень и очень многим не повезло. И хотя, выступая на Х съезде судей, президент говорил о судебной защите граждан, реальность выглядит совершенно иначе.

Американская система.
В Советском Союзе судебная система была немногочисленной и не занимала сколько-нибудь объёмного места в экономической и социальной жизни страны. Действовали верховные суды СССР, союзных и автономных республик; краевые, областные, городские и районные народные суды. Плюс военные трибуналы.
Те, кто разрушил СССР и захватил государственную власть в его обрубках, по требованию своих заокеанских хозяев принялись перестраивать её как «ветвь» государственной власти по образцу США. А в США эта система разрослась до чудовищных размеров. Юристы там «производят» гораздо больше валового внутреннего продукта, чем всё сельское хозяйство — очень развитое, между прочим. То же самое было проделано и у нас.
Судебная система разрослась и усложнилась. Теперь она включает в себя Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Далее идут суды общей юрисдикции четырёх ступеней. Районные и городские суды рассматривают дела по первой инстанции; региональные суды — по апелляционной инстанции; замыкают их межрегиональные кассационные суды и Верховный суд РФ. На каждой ступени в каждом суде имеются по три специализированные коллегии: административная, уголовная и гражданская.
К этим судам по их образу и подобию примыкают военные суды — от гарнизонного до кассационного. Далее следуют арбитражные суды трёх ступеней, как у судов общей юрисдикции (в 2014 году был упразднён Высший арбитражный суд РФ). Замыкают систему мировые судьи субъектов Федерации, хотя официально такого судебного органа, как мировой суд, в стране нет.

Об усложнении судопроизводства и законодательства.
Но это только, скажем так, надводная часть айсберга. Подводная часть — усложнение как судебной процедуры, обеспечивающей максимальную защиту правонарушителей при игнорировании интересов потерпевших, так и законодательной базы.
Так, административный кодекс включает 999 статей. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы включают соответственно 501 и 539 статей. Гражданский кодекс включает 1702 статьи, плюс Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы содержат соответственно 486 и 413 статей.
Однако на эти «основные» правоустанавливающие документы судебной системы наши законодатели дополнительно нагородили ещё полтора десятка кодексов: Налоговый, Трудовой, Семейный, Жилищный, Земельный, Градостроительный и т.д. Один только Налоговый кодекс содержит 899 статей. Кроме того, они издали массу не вошедших в кодексы федеральных и региональных законов, указов президента, подзаконных актов, которыми все также должны руководствоваться.
В результате граждане и руководители предприятий в принципе не в состоянии осилить это дикое нагромождение нормативных актов и вынуждены обращаться к разного рода юристам и адвокатам, специализирующимся на конкретных видах дел. Таким образом, в России, как и в США, сформировалась громадная прослойка этих представителей в судах, паразитирующих на гражданах и предприятиях. Они у нас теперь тоже «создают» немалую часть валового внутреннего продукта.
Вся эта система крайне неповоротлива и совершенно непригодна для решения задач, которые встают перед страной. Это показали попытки руководства России заставить чиновников разного масштаба оперативно решать проблемы, возникающие в ходе специальной военной операции. Но те оказались связанными по рукам и ногам этими вот законодательными путами настолько, что почти ничего не могли предпринять. Вряд ли Россия сможет эффективно реагировать на современные вызовы и развиваться, если не начать разгребать эти авгиевы конюшни нынешней законодательной и судебной систем.
Но главное-то заключается в том, что вся эта громадная законодательная и судебная махина практически бессмысленна. Она работает сама на себя, игнорируя интересы общества, творит полный произвол и порождает чудовищную коррупцию.

Уголовники в судейских мантиях.
При Советской власти судей избирали. Это обеспечивало общественный контроль за их деятельностью, не позволяло им распоясываться. Сегодня судебная ветвь власти в России абсолютно независима не только от граждан, законодательной и исполнительной властей, но и от закона.
Все судьи судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов назначаются лично президентом. То есть исключён вообще какой-либо контроль за назначением судей. Президент, подмахивая огромные списки, в принципе не может ничего знать о десятках тысяч людей, назначаемых им на должности судей. А их, например, по состоянию на 31 декабря 2020 года числилось 25983 человека. К подготовке этих списков допускаются только сами судьи, образовавшие замкнутую корпорацию.
Мировые судьи, в отличие от остальных, назначаются законодательным органом субъекта РФ. И хотя законом разрешается избрание их населением соответствующего судебного участка, такая практика в стране отсутствует. Иными словами, в нынешней России нет вообще никакого общественного контроля за этой сферой.
Зато есть вид преступлений, которые могут совершать только судьи. Это вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или определения (статья 305 Уголовного кодекса РФ). Статья-то есть, но применять её… законодательно запрещено!
Вот как иезуитски сформулирован пункт 8 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьёй 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьёй или с его участием, вступил в законную силу и не отменён в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный».
Но какой порядок отмены решения суда как неправосудного устанавливает процессуальный закон? Только один. Поскольку это уголовное преступление, то сначала должно быть заведено уголовное дело, проведено следствие, после этого дело передаётся в суд, который выносит приговор по статье 305 УК РФ, на основании которого судебный акт, вынесенный судьёй, будет отменён как неправосудный. А именно это (возбуждение уголовного дела) запрещает пункт 8 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса. Круг замкнут.
То есть судьи у нас защищены не только от граждан и властей, но и от закона! Они его могут преступать сколько угодно. Но при этом их даже преступниками называть запрещается, так как нет приговора суда. Приходится называть просто уголовниками.

Последствия.
Отсюда закономерный результат: чудовищный уровень коррупции и преступности в судах, особенно апелляционной и кассационной инстанций, где решение вступает в силу с момента его вынесения. Любое заинтересованное лицо имеет возможность заказать заведомо неправосудное решение, которое затем невозможно отменить. Это полностью дискредитирует всю российскую судебную систему, где творится этот произвол, теряется всякий смысл самого её существования.
Без отмены пункта 8 статьи 448 УПК РФ в принципе невозможно оздоровление нашей судебной системы. Однако это только первый рубеж обороны уголовников в судейской мантии. За ним следует второй. Пункт 1.4 той же статьи гласит: «Решение о возбуждении уголовного дела в отношении любого судьи, совершившего преступление, может быть принято только Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации».
Вы можете себе представить, что один человек в состоянии ежедневно рассматривать многие тысячи заявлений о преступлении и заключений по ним дознавателей, согласовывать их с Высшей квалификационной коллегией судей и по каждому принимать решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела? «Теперь суды двигаются со скоростью по 40 миллионов дел в год, а то и больше», — отметил президент на Х съезде судей. А ведь по существенной их части принимаются заведомо неправосудные решения.
Наивно предполагать и то, что Высшая квалификационная коллегия судей будет согласовывать возбуждение уголовных дел против судей. Разве для того она добивалась включения пункта 8 в статью 448 УПК РФ?
Разумеется, далеко не все судьи у нас уголовники. Но в условиях, когда немалая часть судей превратилась в одно из самых крупных преступных сообществ в стране, оно нуждается не в защите уголовников в судейских мантиях от закона, а в чистке рядов. И начаться эта чистка должна с устранения депутатами Госдумы препон, содержащихся в статье 448 Уголовно-процессуального кодекса.
Владимир ДЕКТЕРЁВ.
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *