Губернатор Миронов опубликовал перечень объектов, которые будут отремонтированы в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году. Эту новость озвучили все основные СМИ региона. Разумеется, официальные публикации были поданы в мажорных тонах. Вместе с тем, утверждённый список сильно отличается от того, который сами власти озвучили в прошлом году. А в качестве возможных подрядчиков вновь звучат имена проштрафившихся горе-дорожников.
В итоговом списке проекта «БКД», который Дмитрий Миронов поместил на своей официальной странице в сети «Фэйсбук», значатся 30 дорог: 23 улицы в Ярославле и 7 участков региональных трасс в Ярославском и Тутаевском районах. Между тем ещё в конце 2017 года речь шла о 32 городских улицах и 8 областных дорогах. Эти цифры приводил исполняющий обязанности директора департамента транспорта Евгений Моисеев. Таким образом, перечень сократился сразу на 10 объектов. Из него исключили четыре улицы в Дзержинском районе (Пионерскую, Куропаткова, 2-ю Красноперевальскую и Красноперевальский переулок), три дороги на «Пятёрке» (правда, заменив их на улицу Чкалова), Волжскую набережную, Школьный проезд за Волгой и улицу Рыкачева на Нефтестрое. В «областной» части «под нож» попала трасса «Туношна-Бурмакино».
Вместе с тем, в прошедшем 2017 году список объектов в рамках проекта был больше и состоял из 27 ярославских и 5 региональных магистралей. Ещё две улицы сделали за счёт экономии от торгов. Итого – 34 позиции в списке, против нынешних 30. При этом финансирование программы было на полторы сотни миллионов меньше. Если в 2017 году оно составляло 1 миллиард 306 миллионов рублей, то в 2018 – уже 1 миллиард 460 миллионов. Возникает вопрос: почему объём финансовых средств увеличился, а количество объектов сократилось? Ведь критерии отбора остались прежними: протяжённость, общее состояние дорог, количество ДТП. И большие улицы, попавшие в нынешний список (к примеру, Ленинградский проспект или проспект Авиаторов), вполне сопоставимы с «прошлогодними» объектами (Полушкиной рощей, Республиканским проездом или Суздальским шоссе). Виды работ тоже не изменились. Проезжую часть должны привести в нормативное состояние: заменить верхний слой асфальта, установить новый бордюрный камень, нанести разметку.
Очевидно, у проектировщиков имелась какая-то особая система расчётов. Судя по всему, и в мэрии областного центра, и в правительственных структурах она не вызвала никаких нареканий. Конечно, документация ещё должна пройти государственную экспертизу. Но судя по опыту предыдущих лет, серьёзных проблем на этом этапе не возникает. А жаль. Вопрос не праздный. На кону – несколько десятков миллионов, которые попросту могут быть потрачены неэффективно. Это — мягко говоря.
Большие сомнения возникают и насчёт подрядчиков. В прошлом году больше всех «ославилась» московская фирма «Экоград» (по слухам, привлечённая новыми ярославскими властями). Она не только сорвала графики производства работ, но и заработала больше всех претензий по качеству. При этом, «на подхвате» у ряда иногородних исполнителей (некоторые из которых даже не имели нормальной производственной базы) выступали фирмы, связанные с именами печально известных «дорожников» Эдуарда Авдаляна и Вагинака Погосяна. Судя по всему, они же продолжат работы и в 2018 году.
Контракт на выполнение так называемого «ямочного» ремонта стоимостью 100 миллионов рублей уже достался ООО «ДСУ-1», дела которого официально ведёт брат Авдаляна. А за содержание дорог в одном из районов Ярославля ещё с прошлого года отвечает фирма, аффилированная с Погосяном. Не исключено, что при таком раскладе им может достаться и часть «большого» ремонта.
По всей видимости, мэрия никак не препятствуют работе этих господ (то же «ДСУ-1» вообще было единственным участником аукциона). А ведь ещё совсем недавно власти обещали больше не допускать их до ярославских дорог. Увы, на деле всё это так и осталось пустыми словами. Сегодня чиновники вновь обещают учесть прошлые ошибки, заранее приступить к ремонту и жёстко контролировать качество. Но с учётом сложившейся ситуации, верится в это с трудом.
Иван ДЕНИСОВ.