Заместитель Председателя ЦК КПРФ принял участие в дискуссии о повышении пенсионного возраста, прошедшей в Москве на площадке неформального политологического клуба «WTF».
Правительственную концепцию повышения пенсионного возраста защищал депутат Госдумы от «Единой России» Александр Сидякин. Его аргументы главным образом сводились к тому, что пропорциональное соотношение пенсионеров и работающих в стране изменилось критически – настолько, что работающее население больше не может обеспечить поступление достаточных средств для выплаты пенсий. По его мнению, растущий дефицит Пенсионного фонда нельзя больше компенсировать из бюджета, поэтому повышение возраста выхода на пенсию объективно неизбежно, других вариантов нет.
Юрий Афонин посочувствовал своему оппоненту: трудно придумывать оправдание тому, против чего выступает, по разным опросам, от 80 до 90% населения. Он отметил, что никакие аргументы власти за повышение пенсионного возраста нельзя признать серьезными. Особенно нелепо выглядит обоснование повышения тем, что у нас выросла продолжительность жизни. «За последние 30 лет она выросла всего на два года – несмотря на все успехи медицины и технологий, а возраст выхода на пенсию хотят поднять сразу на 5-8 лет». В «майском указе» есть положение о том, что к 2030 году продолжительность жизни должна возрасти до 80 лет. Но повышение пенсионного возраста будет оформлено законом, а заявленный рост продолжительности жизни отнюдь не гарантирован – мы уже видели, как выполняются и «майские указы», и обещания повысить ВВП в два раза.
Зампред ЦК КПРФ отметил, что от большей части дефицита Пенсионного фонда можно избавиться, всего лишь отменив регрессивную шкалу налогообложения для пенсионных отчислений: убрать порог 85 тысяч рублей, выше которого процент выплат снижается. Сейчас выходит, что у нас большая часть людей с маленькими зарплатами платит в процентном отношении больше, чем высокооплачиваемые работники. Если у вас возможность платить своим топ-менеджерам миллионы рублей, так платите и в Пенсионный фонд 22% со всей их зарплаты.
Кроме того, подчеркнул Юрий Афонин, КПРФ много раз предлагала меры по наполнению доходной части бюджета, которые бы позволили решить проблему нехватки денег на пенсионные выплаты без повышения возраста. Это в первую очередь введение прогрессивного налога на доходы и национализация минерально-сырьевой базы. Оппонент-единоросс немедленно повторил стандартный аргумент против прогрессивного налога: все уйдут «в тень». Но к чему тогда Россия кормит такую армию правоохранителей, парировал Афонин? Да и в самой пенсионной системе надо навести порядок, отметил он, тогда и немалые средства найдутся. Например, надо разобраться, какие деньги тратятся на содержание самого фонда.
Он также сказал, что очевидно провальной будет попытка власти внести в общество поколенческий раскол – обещание тысячной прибавки к пенсии сегодняшним пенсионерам. Люди у нас умные и быстро сообразили: если 55-60-летние дети нынешних стариков потеряют работу, а пенсии у них не будет, то кто их будет кормить? Едва ли молодые – они, выбиваясь из сил, выплачивают ипотеку и растят детей. Они придут за помощью к престарелым родителям. Только старикам добавят 12 тысяч в год, а отнимут у несостоявшегося пенсионера в среднем 170 тысяч в год. Так что этой мелкой подачкой никого не удастся обмануть – пенсионеры тоже против повышения пенсионного возраста, потому что они думают о своих детях.
К дискуссии подключились присутствующие в зале зрители. Каких только удивительных аргументов ни приводили провластные политологи в оправдание повышения пенсионного возраста. Чем, мол, позже человек выходит на пенсию – тем дольше живет. На что депутат Госдумы Денис Парфенов справедливо заметил, что, по этой логике, отмена пенсий вообще – это шаг к бессмертию. Представитель Партии пенсионеров за справедливость на голубом глазу рассказывал, что женщины старше 40 лет, среди которых они провели опрос, все поголовно за повышение пенсионного возраста. «Ну не хотят наши женщины стареть!» – умилялся «профессиональный пенсионер». Прибавки к доходам в виде пенсии тоже, видимо не хотят – богатые все. После таких заявлений сразу понятно, для чего такие партии существуют. Дальше всех пошел профессор ВШЭ Матвейчев: он заявил, что единственная альтернатива повышению пенсионного возраста – это ввоз в страну 10 миллионов мигрантов. Юрий Афонин указал ему на то, что мигрантов у нас давно уже завозят миллионами и без всякого повышения пенсионного возраста – и будут завозить и после повышения, просто в силу того, что капитал всегда стремится получить более дешевую рабочую силу. Зампред ЦК КПРФ сказал, что КПРФ намерена решительно бороться против повышения пенсионного возраста, намерена выводить людей на акции протеста и провести референдум. «А вы тоже выводите людей на митинги – в поддержку повышения пенсионного возраста, – предложил он единороссу и его группе поддержки, – очень хочется посмотреть на ваших сторонников».
«Есть партия повышения пенсионного возраста – это партия «Единая Россия», – сказал в заключение Афонин. – КПРФ выдвигает лозунг: ни одного голоса партии повышения пенсионного возраста ни на одних выборах».