Компартия Российской Федерации – единственная из всех партий, которая имеет не просто набор предложений, «как нам обустроить образование», но готовый проект федерального закона «Об образовании для всех». Достаточно его принять, чтобы курс образовательной политики изменился, а положение в нашем образовании немедленно стало улучшаться. Вот лишь некоторые положения законопроекта.
1. В течение пяти лет увеличение вдвое финансирования образования – примерно с 3,5 до 7% от валового внутреннего продукта. При меньших затратах ни одна страна в мире не добилась экономического прорыва.
2. Дебюрократизация образования: резкое уменьшение числа отчетов, проверок и бумажной работы для педагогов. Педагог – не бухгалтер. Его задача – формировать личность. Работа в образовании – не услуга, но служение, миссия.
3. Отмена обязательного ЕГЭ. Выпускник школы и абитуриент вуза должны иметь право выбора между ЕГЭ и классическим экзаменом.
4. Радикальное повышение статуса педагога. Учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования должны получать зарплату не менее средней по региону и по Российской Федерации, причем за одну ставку. Педагоги системы среднего профобразования – в полтора раза больше. Преподаватели вузов – в два раза больше.
5. Перевод школьников на дистанционные образовательные технологии возможен только с согласия родителей. При этом 93% всех родителей против такого перевода.
6. Введение во всех школах здоровьесберегающих технологий. Сокращение материала школьных программ и упрощение языка школьных учебников, чтобы дети могли его усвоить. Лучше меньше, да лучше!
7. Увеличение числа бюджетных студентов в расчете на 10 тыс. населения со 125, как сейчас, до 220, как было в советское время, т.е. на 70%.
8. Участие в Болонском процессе исключительно на добровольной основе. Право выбора между системами «бакалавриат — магистратура» и «специалитет» должны принадлежать вузам, а право выбора траектории обучения – студентам.
9. Повышение академических стипендий студентов вузов в расчете от прожиточного минимума с 13%, как сейчас, до 80%, как было в советское время, т.е. в 6 раз; академических стипендий студентов среднего профобразования в расчете от прожиточного минимума с 5%, как сейчас, до 60%, как было в советское время, т.е. в 12 раз; установление социальных стипендий для малообеспеченных студентов на уровне не ниже прожиточного минимума.
10. Специальные меры защиты сельской школы: финансирование – независимо от количества детских душ; ликвидация или реорганизация сельской школы возможны только с согласия схода граждан; возвращение сельским педагогам в полном объеме 25-процентной надбавки и льгот по ЖКХ.
11. Приравнивание учреждений дополнительного образования соответствующего уровня по условиям работы к школам и вузам, а педагогов дополнительного образования – к учителям и вузовским преподавателям.
12. Возможность реорганизации образовательных учреждений исключительно на добровольной основе. Хватит ломать систему!
13. Сохранение системы коррекционных школ, развитие инклюзивного образования исключительно на добровольной основе.
14. Специальные образовательные программы для лиц старшего поколения за счет государства. Образованию все возрасты покорны.
15. Радикальное изменение идеологии образования: качественное образование – не только для богатых и управляющих, но для всех граждан без исключения.
Многостороннее развитие личности каждого ребенка и студента.
Реализация великих педагогических принципов:
Сначала – любить, потом – учить!
Знание – Свобода!
Сергей Обухов,
член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук
Реальная государственная программа, отвечающая духу времени, способная максимально использовать богатый природный потенциал народов России и не связанная с толщиной кошелька родителей.