Весьма знаковым выдалось прошедшее в конце минувшей недели заседание областной Думы. И потому, что народные избранники проводили второе чтение по бюджету на будущий год, а это всегда основательный повод для дискуссий. И потому, что главный финансовый документ на этот раз как никогда оказался далёким от народа. И, наконец, потому, что наступление на права граждан с принятием бюджета не закончилось. Власть с каким-то поразительным упрямством продолжает закручивать гайки собственному народу. Упрямство это уже сродни обыкновенной глупости. Той дремучей, закостенелой беспросветности, которой стала отличаться ярославская политика со времен пришествия «на престол» губернатора Ястребова. Казалось бы: любая умная власть должна помнить, что «закручивая гайки» слишком сильно, есть риск в конце концов «сорвать резьбу» народного терпения. Но правительство области вместе с «единороссовским» большинством в Думе и местных советах продолжает упорно идёт по этому пути.
Апофеоз этого стремления – принятие поправок в закон о выборах на территории области. На самом деле, называется он гораздо мудрёнее – закон «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области». Но, по сути, определяет именно процедуру избрания органов власти в городах и районах нашего региона. Что любопытно, принят он был чуть более двух месяцев назад, 30 сентября. Ещё не успели подсохнуть чернила на губернаторской подписи – а тут уже стали готовить изменения! Казалось бы – к чему такая странная спешка? Но нет, у ярославских политиканов из «Белого дома» и их придворных политтехнологов – своя логика. И очень даже практичная. Но обо всём по порядку.
Кратко напомним нашим читателям суть вопроса. Новый закон о выборах ещё в сентябре лишил жителей муниципальных районов права напрямую выбирать своих глав. Теперь делать это будут депутаты местных представительных органов, из своего состава. Каким будет состав таких «народных» (точнее – инородных) советов при тотальном засилье «Единой России» и её монополии на власть – догадаться не сложно. Кто при такой системе станет главой – тоже понятно. Оппозиция, таким образом, практически отстраняется от возможности влиять на исполнительную власть. При этом, горе-законодатели пошли ещё дальше. И ввели для каждого района дополнительный руководящий пост – должность главы администрации. Его ещё любят называть на иностранный манер «сити-менеджер». По замыслу идеологов нового закона, этот самый менеджер должен стать главным хозяйственником, то есть заниматься экономикой, строить дороги, развивать систему ЖКХ и так далее. В отличие от главы района, на которого ложатся исключительно представительские функции. «Сити-менеджера» не будут выбирать даже депутаты, он будет назначаться.
Не лишним будет сказать, что федеральный законодатель, на которого часто любят с обидой кивать на местах думские «единороссы», на этот раз проявил удивительную демократичность. И, по крайней мере, нормативно дал регионам право определять систему выборов на своё усмотрение. Хочешь – оставь людям право выбирать глав напрямую, не хочешь – не оставляй. Если совесть позволит, конечно. Большинство ярославских думцев из «Единой России» совесть предпочли не слушать. И пошли по второму варианту. Сначала – только для районов. Но прошло два месяца, и наступление на права граждан продолжилось с новой силой. На этот раз систему предложили поменять уже для крупнейших городских округов – Ярославля и Рыбинска. Поступила инициатива: а давайте-ка их мэров тоже выбирать через депутатов! Ну и «сити-менеджера» до кучи в каждом добавим. То есть сделаем в городах то же самое, что ранее сделали в районах. Первыми предложение оформили на бумаге думские депутаты Виктор Тамаров и Роман Фомичёв. Для Ярославля даже было предложено создать удивительную по своей сложности и абсурдности схему с делением на обособленные районы с собственными «муниципалитетами» и самостоятельными главами! Забегая вперед, скажем – к счастью, эта инициатива не прошла. Далее голос в пользу новой системы подали председатель муниципалитета областного центра Алексей Малютин и глава городского совета Рыбинска Константин Долгов. Оба присутствовали на заседании регионального заксобрания 12 декабря и вели себя довольно вызывающе. Конечно, спустить такие фокусы «на тормозах» КПРФ позволить не могла. Депутаты фракции вместе с другими оппозиционерами начали бомбардировать авторов законопроекта вопросами. В отличие от «единороссов» — вопросами по существу.
Во время голосования на заседании комитета «за» предложение изменить систему выборов в Ярославле и Рыбинске высказались шесть депутатов, «против» – четверо и один воздержался. На мой взгляд, это очень показательные цифры. И говорят они о том, что предложение прошло «на грани фола». И у депутатов нет единодушия по данному вопросу. В связи с этим хочу спросить: а мнение жителей вообще учитывалось? Проводились ли собрания, велась ли разъяснительная работа, заказывались ли опросы? – поинтересовался заместитель руководителя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев.
Председатель муниципального совета Рыбинска Долгов долго не мог выдавить из себя внятный ответ. И в итоге признался, что провел встречу с активом комитета общественного самоуправления. Правда, только в своём округе. Как прошёл «опрос мнения граждан» в остальных двух с лишним десятках округов второго по величине города области, осталось неизвестным. Спикер ярославского муниципалитета Малютин вообще ответил, что специальных опросов не заказывалось. Хотя какая-то работа была. Вопрос – какая, также остался неясным. Из «ярких» выступлений обоих ораторов можно было сделать вывод о том, что за последние два месяца узнать мнение жителей особо никто и не стремился. Зато опрос, прошедший в Ярославле в сентябре, показал, что 80% жителей поддерживают прямые выборы мэра. Но зачем учитывать позицию граждан? «Единороссы» итак уже всё решили!
Непонятными остались и полномочия «сити-менеджера». Главный хозяйственник – это, согласитесь, не определение. Человека назначает специальная комиссия, подконтрольная губернатору. Ему назначается приличная зарплата. Опять же – куча льгот. Всё это за счёт казны. Но для большинства людей он остаётся «тёмной лошадкой».
— Мы так и не услышали, как будут распределены функции главы города (мэра) и главы администрации («сити-менеджера»). Последнего авторы законопроекта представляют чуть ли не как мессию, который разом решит все городские проблемы: и лампочки на фонарях вкрутит, и дороги заасфальтирует, и мусор во дворах уберёт, и протекающие трубы отремонтирует! А не получится ли так, что он, образно выражаясь, будет только мётлы раздавать? У людей должно быть чёткое понимание: за что «сити-менеджер» будет отвечать? И за что с него можно будет спрашивать? – задал вопрос депутат от КПРФ Александр Лейкин.
Но вопрос коммуниста вновь остался без понятного ответа. А его и не могло быть! Всё дело в кандидатурах, которые губернаторские люди (продавливающие новый законопроект вместе с муниципалами) готовят на кресло «сити-менеджера». Вот тут то и начинается самое интересное. Главный претендент – нынешний заместитель председателя облдумы Павел Исаев. Правда, на парламентском поприще он себя особо никак не проявил (даже пост председателя фракции «Единая Россия» ему пришлось уступить Николаю Александрычеву). А в политической среде более известен как политтехнолог, прибегающий к самым разным способам достижения своих целей. Хозяйственной работой он никогда не занимался, хотя и является экономистом по образованию, а был исключительно на бюрократических или общественных должностях. То есть – при власти. Не трудно сделать печальный вывод, что будет с городом, если такой «специалист» придёт «на хозяйство». Среди других кандидатур называется имя депутата Виктора Тамарова (видимо, поэтому он и побежал первым готовить законопроект, меняющий систему выборов), его старшего брата и нынешнего зама мэра по экономике Бориса Тамарова (а что – хороший семейный подряд), и даже председателя правительства области Александра Князькова (активно «пиарится» на фоне «убитых» дорог и недостроенных больниц и детсадов). Но эти имена звучат скорее рефреном основному кандидату – Исаеву.
Во время заседания Думы депутаты от оппозиции также спросили мнение по законопроекту у всех заинтересованных сторон: губернатора, его профильного заместителя и председателей обоих муниципальных советов. В конце концов, люди, так активно лоббирующие отмену прямых выборов, хотя бы должны объяснить такую позицию публично. В противном случае, цинизм губернаторской команды просто зашкаливал бы за все разумные пределы. Да и не балует глава региона жителей публичными выступлениями (за что, кстати, стабильно оказывается на последних и предпоследних местах всевозможных медиа- и общественных рейтингов). Ответы оказались весьма показательными. Сам Сергей Ястребов был традиционно краток и сказал, что «всегда поддерживает инициативы, идущие снизу». Хотя инициатива отменить выборы «снизу» была только оформлена. А вот шла-то как раз «сверху»! Только это, понятно, не озвучивалось. На вопрос, какую позицию занимает замгубернатора по внутренней политике Александр Грибов, тот ответил, что «позицию я могу занимать в нерабочее время». Ну что ж, достойный ответ 28-летнего чиновника. Ну а что касается Алексея Малютина, то тот вообще начал говорить что-то невнятное про «мечту» и «изменение отношения к мечте», но в итоге, похоже, сам запутался в своих словах. Что неудивительно – ещё совсем недавно он был сторонником прямых выборов. Но, видимо, времена поменялись. А вместе с ними – и мечта. А может, всё дело в том, что скоро должна наступить ясность в отношении находящегося в СИЗО мэра Ярославля Евгения Урлашова: суд должен вынести решение и либо назначить наказание, либо отпустить градоначальника. Вот и торопятся «единороссы» со всех сторон успеть изменить выборное законодательство до этого момента. Отсюда становится понятным, почему закон решили поменять в спешке, всего через два месяца после принятия.
Вы постоянно говорите, что ярославцы и рыбинцы – грамотные и умные люди. Что они могут и умеют делать правильный выбор. Но вы же сами лишаете их этого права! На деле вы просто не доверяете этим людям, гражданам, избирателям, вашим землякам в конце концов! То тут, то там звучат разговоры, что жители могут ошибиться. Вы серьёзно считаете, что 500 тысяч человек в Ярославле и 150 тысяч в Рыбинске могут ошибиться одновременно, участвуя в прямом голосовании за мэра? По-моему, гораздо больше шансов ошибиться у комиссии, которая будет назначать главу администрации! Новый законопроект – позорное явление для Ярославии! Это антинародное предложение! КПРФ никогда не поддержит отмену выборов! Мы будем голосовать «против», — высказал позицию партии Эльхан Мардалиев.
К сожалению, мнение коммуниста поддержали только шесть человек. Ещё трое воздержались от голосования. 36 думцев из «Единой России» высказались за отмену прямых выборов. Тем самым, лишний раз доказав, что до народа им нет дела! То же самое парламентское большинство продемонстрировало, приняв бюджет в окончательном втором чтении. В предыдущих выпусках «Советской Ярославии» мы подробно осветили весь процесс обсуждения основных параметров казны, в деталях рассказали о поправках депутатов-коммунистов, направленных на защиту народа и сохранение социальных гарантий. Так что сегодня не будем подробно останавливаться на этом вопросе, сказав лишь то, что «единороссы» остались глухи к большинству достойных предложений. Бюджет был принят под диктовку правительства региона. Из 96 депутатских поправок, поступивших после первого чтения, губернаторские финансисты отклонили больше половины. Хотя поправки к бюджету являются, как правило, результатом долгих консультаций и компромиссных решений. То есть априори предстают в достаточно «причёсанной» редакции. И, тем не менее, результат оказался таким, каким оказался. К слову, среди отклонённых были не только поправки оппозиции (что неудивительно – они как кость в горле у губернаторских людей), но некоторых «единороссов». Что ярко подтверждает – в стане власть предержащих нет единства. И подачка с губернаторского стола не гарантирована даже за 30 серебряников. А позиция КПРФ была и остаётся неизменной: коммунисты не поддержали, и никогда не будут поддерживать такой бюджет! Бюджет, решающий все проблемы за счёт урезания социальных гарантий, за счёт самых незащищённых и обездоленных людей. Бюджет, принятый «под козырёк» в редакции правительства области. И не учитывающий ни одного мнения, идущего вразрез с этой редакцией. Бюджет стагнации, а не развития. Поэтому на заседании Думы коммунисты решительно выступили против такого документа. А последствия принятия бюджета-2015 «единороссами» станут видны уже совсем скоро.