МАЙСКИЕ СПОРЫ В ДУМЕ

На минувшей неделе в Думе продолжалась работа профильных комитетов. Депутатам нужно было успеть проработать вопросы на второе за месяц заседание областного Парламента. Разумеется, по всем основным пунктам в повестке высказались и внесли свои предложения коммунисты. О наиболее значимых инициативах – разговор далее.

 

19 мая, одним из первых на неделе, состоялось заседание комитета по бюджету, налогу и финансам. В повестке дня стояло пять вопросов. Наиболее острые споры развернулись вокруг проекта закона «О бюджетном процессе». В документ внесли ряд поправок, призванных сделать этот процесс более прозрачным, притом на самых ранних стадиях формирования основного финансового документа региона. Цель – дать депутатам и профильным комитетам Думы, ответственным за рассмотрение конкретных госпрограмм, возможность реально влиять на первоначальные цифры доходов и расходов.

— Сейчас практика складывается следующим образом. В конце октября Правительство области вносит в Думу уже практически готовый бюджет. Внести туда какие-то поправки для депутатов крайне проблематично. Хотя законодатели готовят их в очень большом количестве – под сотню, а иногда и больше. К ним, конечно, прислушиваются, какие-то предложения в итоге получают «добро». Однако происходит это всегда крайне неохотно, с большими боями. Чиновники, как правило, начинают говорить, что бюджет уже свёрстан, любые изменения по конкретной статье приведут к цепной реакции, поэтому лучше ничего не менять. В итоге, депутатам дают небольшой зазор миллионов в 300-400, и дальше, что называется, шаг влево, шаг вправо приравнивается к диверсии. В итоге, множество предложений парламентариев вылетает в трубу. Такой подход в корне неверный! – считает заместитель руководителя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев.

В этой связи и были подготовлены поправки, чтобы депутаты могли влиять на формирование бюджета ещё на стадии его разработки – в мае-июне. И все предложения Думы были по максимуму учтены, а в октябре документ вносился уже с учётом депутатских наработок. Новый подход сразу снимает множество вопросов по основным параметрам казны. А итоговое обсуждение бюджета происходит гораздо быстрее и проще. Кроме того, основной финансовый документ становится более понятным и прозрачным. И в первую очередь — для граждан.

Споры вокруг предложений получились очень бурными. Выступающий от Правительства директор департамента финансов Алексей Долгов выступил резко против поправок депутатов. Фактически, было понятно, что исполнительная власть считает разработку бюджета исключительно своей прерогативой, этакой «вотчиной», никого туда пускать не собирается и вообще очень ревниво относится к любым попыткам участия в процессе со стороны. Даже если речь идёт об областной Думе, для которой формирование бюджета, вообще-то, является одной из основных задач. Не сложно догадаться, что губернаторские финансисты в итоге предложили оставить всё, как есть. Но, несмотря на все возражения Долгова, поправки в закон «О бюджетном процессе» были приняты единогласно. Депутаты рекомендовали Думе одобрить изменения во втором, окончательном чтении.

Не менее активная дискуссия получилась и вокруг изменений в закон «О Контрольно-счетной палате Ярославской области». В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. Результаты проверок, которые проводит КСП, фактически «застревают» на уровне комитетов. Они рассматривают отчёты аудиторов, принимают информацию к сведению, и на этом дело, в общем, заканчивается. А «работа над ошибками», которые выявляются в ходе проверок, не проводится. Чтобы устранить этот перекос, все результаты проверок предлагается заслушивать на областной Думе и принимать по ним соответствующие постановления, которые будут обязательными для исполнения. Например, КСП провела проверку какой-нибудь больницы, выявила нарушения, отчиталась об этом на заседании Думы, и депутаты приняли решение исправить указанные недостатки. К тому же, предложенная поправка, по информации авторов, приведёт к повышению контроля со стороны депутатов за эффективностью и экономностью использования средств областного бюджета. В итоге также было принято решение о её поддержке.

Сразу несколько острых вопросов рассматривали и на комитете по здравоохранению, социальной и демографической политике. Наибольшую дискуссию снова вызвал вопрос об организации летнего отдыха детей. Точнее – о компенсации для родителей стоимости путёвок. Напомним, в прошлом и позапрошлом году субсидия составляла 4000 рублей (а до этого была вообще 5000). Но с 2015 средства на эту нужную и крайне востребованную программу по предложению губернаторских финансистов значительно урезали. И сейчас сумма составляет всего 2000 рублей.

— Коммунисты с самого начала боролись против сокращений, последовательно отстаивали повышенную субсидию, выступали за сохранение материальной базы детских лагерей. Ведь если родители, доходы которых из-за бездарной политики властей значительно обесценились, не смогут отправить своих ребятишек на отдых, лагеря будут просто стоять пустыми, приходить в запустение и в итоге попросту закроются. С 1985 года уже 20 из них прекратили своё существование в Ярославской области. И в этом смысле очень интересной оказалась позиция «Единой России». Когда коммунисты в прошлом году, на двух предыдущих комитетах предлагали не уменьшать финансирование, «единороссы» стабильно проголосовали против нашего предложения. А сейчас, когда в Думу с аналогичной инициативой обратились несколько отраслевых профсоюзов, вдруг резко поменяли позицию и стали поддерживать детский отдых! «Партия власти» снова оказалась «хамелеоном». Очевидно, её представители вспомнили про недалёкие уже выборы и решили продемонтсрировать «хорошую мину при плохой игре», — прокомментировала вопрос депутат от КПРФ Елена Кузнецова.

Таким образом, идея сохранения субсидии в объёме предыдущего года (4000 рублей) получила новое продолжение. На этот раз – при поддержке профсоюзов, которые даже планировали устроить у здания Думы пикет. Что же касается КПРФ, то фракция коммунистов в региональном законодательном собрании, повторимся, изначально настаивала на сохранении компенсации на уровне прошлых лет. И ещё в декабре оформила соответствующую поправку в бюджет. Коммунисты также настаивают на том, чтобы к оформлению путёвки предъявлялось меньше требований. Сейчас, чтобы собрать все документы для отдыха ребёнка в лагере, нужно пройти семь кругов ада. В результате, итоговое решение комитета включило оба пункта: и увеличение размера субсидии, и упрощение процедуры её получения. Цена вопроса, к слову, составляет 24 миллиона рублей.

Также на комитете заслушали информацию о реализации региональной программы поддержки пожилых граждан. Депутатам был представлен перечень мероприятий, предназначенных для этой категории жителей области. Однако многие графы в нём оказалось пустыми. Что не могло не насторожить законодателей: с чем связана такая пустота? Мероприятия не выполнены? Или на них не выделено ни рубля денег? Представители Правительства ответили, что план составляется по типовой форме, исходя из федеральных требований. А регион все свои обязательства выполнил. Хотя, наверное, «выполнять свои обязательства» несомненно проще, если серьёзно сократить их количество. И, как выяснилось в процессе разговора, областным чиновникам ещё есть куда стремиться. Например, это касается открытия отделений и кабинетов гериатрической помощи. Пока у нас их нет ни одного. Не распространяется на пожилых людей и льготное санаторно-курортное лечение. Им обеспечивают лишь людей с ограниченными возможностями. Из-за недостатка финансирования также не выполнены мероприятия по зубопротезированию. Точнее – на него даже не закладывалось денег. Этот пункт тоже ещё лишь в планах. По этому поводу Елена Кузнецова предложила прописать в решении дополнительный пункт и рекомендовать всё-таки выделить средства при формировании бюджета на будущий год. Инициатива депутата от КПРФ была поддержана.

Третий вопрос был посвящён организации медицинского обслуживания и обеспечения лекарственными средствами жителей города Ярославля. Вопрос попросили включить в повестку коллеги думцев из комиссии по социальной политике муниципалитета. В своё время, когда в областном центре была серия скандалов, связанная с работой нескольких больниц (в частности – онкологической), возникла некрасивая ситуация. Депутаты городского парламента запросили в Правительстве информацию о работе учреждений с целью организации дальнейшей проверки. А заместитель губернатора Ростислав Даниленко отказал им. Мотивировав это тем, что больницы находятся в ведении области и являются государственными учреждениями. Теперь, уже в стенах Думы, депутаты и замгубернатора смогли выяснить отношения, что называется, с глазу на глаз. Чиновники, разумеется, начали рассказывать, что проблем никаких нет и в медучреждениях всё хорошо! А если сложности и возникают, их можно решить точечно. И что это за подход? А не проще ли один раз качественно поменять систему? Если взять тот же отчёт Контрольно-счётной палаты, то цели оптимизации здравоохранения в области пока не достигнуты. Так что вопрос остаётся на контроле комитета. И к нему ещё не раз придётся вернуться.

А в конце недели на комитете по ЖКХ и энергетике снова обсуждали поправки с резонансный закон о капитальном ремонте. Предлагалось уточнить перечень домов, которые можно приравнять к многоквартирным. И, соответственно, включить в грабительскую программу, предложенную властями. «Единороссы» выступили с инициативой дополнить этот перечень, например, домами барачного типа из 3-4 квартир, которые имеют отдельный вход. Почему-то забывая (или намеренно обходя это стороной), что в таких зданиях, как правило, проживают малообеспеченные люди.

— Я попросил представить хотя-бы какие-то экономические расчёты: сколько денег планируется получить с таких домов? Никаких расчётов в очередной раз не было. Но уже сейчас ясно, что собирать какую-то более-менее приличную сумму, чтобы сделать ремонт, в этих домах придется десятилетиями. Значит, работы будут выполнять за счёт других зданий, может быть, менее изношенных, но зато более населённых. Ни о какой справедливости, понятно, речи тут быть не может. Притом, сразу со всех сторон. Более того, представители Правительства сказали, что в случае принятия поправки в программу придётся дополнительно вносить 10 тысяч домов. Даже по приблизительны подсчётам, это сдвинет выполнение всех мероприятий лет на 15! Непонятно и то, откуда в принципе исходит предложение, если люди, по всей вероятности, выступают «против»! – отметил руководитель фракции КПРФ Александр Воробьёв.

В итоге, признав, что вопрос не проработан, большинство депутатов решили отложить рассмотрение данной поправки до июня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *