На минувшей неделе, несмотря на парламентские каникулы и подготовку к сентябрьским выборам, в областной Думе состоялось внеочередной заседание комитета по жилищно-коммунальному комплексу. Повод для встречи оказался более чем злободневным: диагностика внутренних газовых сетей в многоквартирных домах области. После трагедии на 6-й Железнодорожной улице в Ярославле, где в феврале обрушился целый подъезд пятиэтажного здания, в регионе началась череда проверок. Контролёры интересовались состоянием внутридомового газового оборудования, вентиляционных каналов и дымоходов. Опасаясь «попасть под раздачу», проверяющие принялись за дело с особым рвением. Что-что, а махать кулаками после драки у нас умеют! Жаль только, что в результате этого наряду с нарушителями страдает масса невинных людей. Так случилось и на этот раз.
В течение лета от жителей области стали поступать жалобы. Граждан возмущали действия управляющих компаний и сервисных организаций. «Замучали проверками!» — негодовали ярославцы. И было с чего. На протяжении нескольких недель людей то и дело заставляли оставаться дома и принимать коммунальщиков. Объявления об их визитах сменяли одно за другим. Один день контролёры должны были проверять вентиляционные каналы и дымоходы. На второй – приходили диагностировать газовое оборудование. На третий – делать поверку приборов учёта. Самое главное, что работы в подавляющем большинстве случаев выполнялись с 9 до 18 часов исключительно в будни. И граждане были вынуждены отпрашиваться с работы на целый день, терять время и деньги. Которые, понятное дело, никто не компенсирует. Начальство за такие отлучки тоже по голове не погладит. А если учесть, что некоторое оборудование нужно диагностировать по нескольку раз в году, то для общения с коммунальщиками нужно брать как минимум недельный отпуск. Таким образом, проверки получаются в прямом смысле слова «золотыми».
Но лиха беда начало! Оказывается, что добросовестное выполнение всех требований не гарантирует дальнейшую спокойную жизнь до следующей проверки. В областном центре начались отключения газа. Самое обидное, что без голубого топлива преимущественно оставались законопослушные граждане, не имеющие долгов за коммунальные услуги и пускающие газовиков в свои дома по первому требованию. Как это возможно? Да очень просто! Дело в том, что сервисные организации должны продиагностировать газовое оборудование и вентиляцию во всём подъезде многоквартирного дома. Если хотя бы в одну квартиру попасть не удалось – отключить могут весь стояк. Что и произошло. С подачи управляющих компаний газовики просто-напросто перекрывали трубу. И сотни жителей (вне зависимости от того, кто прав, а кто виноват), в одночасье оставались без газа. Но коммунальщикам до страданий людей, похоже, нет никакого дела. Им важно лишь обезопасить себя от возможных санкций.
При этом, в погоне за исполнением требований закона или предписаний надзорных органов, газовики и управляющие компании нередко сами становятся нарушителями. В первую очередь, они не имеют право приостанавливать подачу голубого топлива по своему усмотрению. Делать это можно лишь в том случае, если гражданин дважды не пустил сервисную организацию в свой дом. Более того: даже в этом случае об отключении должны предупредить за 20 дней. А эти сроки соблюдаются не всегда! Во-вторых, тем жителям, которые своевременно обеспечили доступ в квартиру, перекрывать газ не имеют права. Техническая сторона вопроса, при этом, должна оставаться головной болью самих газовиков. В-третьих, сами проверки зачастую проводятся «спустя рукава», а «специалисты» даже не имеют при себе соответствующего оборудования. В-четвёртых, время проведения проверок могут согласовывать с жителями. Делать это должна управляющая компания (как заказчик работ). Однако в большинстве случаев того не происходит: людей просто ставят перед фактом. Наконец, в пятых, к управдомам есть ещё одна претензия. А именно – заключение договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Это их обязанность. Но по данным областного правительства, на 1 июня таких договоров не имели 13796 домов. Они находятся в Переславле-Залесском, Ростовском, Даниловском, Угличском и Борисоглебском районах. Впрочем, информация эта постоянно меняется. Возможно, на сегодняшний день к ним добавились и другие муниципальные образования. В результате получается парадокс. Изначальная цель была правильной – обеспечить безопасность граждан. На контроле органов исполнительной власти находится уже без малого 500 предписаний, требующих устранить те или иные нарушения. Но на деле проверки оборачиваются профанацией, колоссальными неудобствами для жителей и нарушением их прав. Процесс нужно срочно приводить в нормальное русло. Вот как прокомментировал ситуацию председатель фракции КПРФ, член комитета по ЖКХ и энергетике Ярославской областной Думы А.В. Воробьёв.
— За прошедшие полгода было выявлено несколько основных проблем: это оплата за проведение диагностики, особенности проведения самих проверок, обеспечение доступа в квартиры и так далее. Вопрос является социально значимым, затрагивает большинство жителей области. И перекладывать всю ответственность на собственников жилья абсолютно неправильно! По итогам обсуждения мы потребовали от правительства дать предложения по финансированию работ по диагностике внутридомового газового оборудования. Также следует разработать специальный регламент взаимодействия органов власти, управляющих компаний, сервисных организаций и других сторон, имеющих отношение к газоснабжению и отвечающих за безопасность граждан. Потребуются и изменения в законодательство. К этому вопросу должны вернуться уже в сентябре.