Лифтовые война за «подъёмные» деньги

Лифт-4

Весной власти Ярославской области анонсировали кампанию по замене лифтов в многоквартирных домах. Замыслы правительства были поистине грандиозны: отремонтировать 300 подъёмных машин, на общую сумму 600 миллионов рублей. Это при том, что последнюю замену проводили в 2011 году, а комплексных работ на этом фронте не было несколько десятилетий. Наполеоновские планы областных чиновников в самого начала вызвали сомнения у ярославских коммунистов. А на днях история получила своё продолжение: управление антимонопольной службы приостановило многомиллионную закупку на капитальный ремонт подъёмников.

Впервые о масштабной замене лифтов заговорили ещё в начале апреля. Именно тогда прозвучала информация, что 65% всех подъёмных машин в Ярославской области (2616 единиц) эксплуатируются более 25 лет, то есть свыше установленного гарантийного срока. При этом, согласно нормам технического регламента стран Таможенного союза, использовать такие механизмы возможно лишь до 15 февраля 2020 года, после чего они должны быть остановлены.

Но областные власти не растерялись и быстро нашли «выход из положения». Они предложили заменить старые лифты за счет средств, накопленных в региональном фонде капитального ремонта многоквартирных домов. Точнее, в так называемом «общем котле», куда поступают деньги граждан, не оформивших специальные счета. Но ремонт даже одного лифта оценивается примерно в 2 миллиона рублей. А в планах чиновников – замена 300 конструкций только в 2018 году. Ясно, что такого количества свободных денег в фонде просто нет. А значит, ремонт лифтов придётся проводить в ущерб остальным работам, зачастую гораздо более нужным (кровли, фасады, инженерные сети).

При этом подавляющее большинство подъёмников находится в исправном состоянии. Более того, ни в краткосрочной, ни в долгосрочной программах ремонта работы по установке новых лифтов в указанные сроки не значились.

Чтобы хоть как-то оправдать свои заявления насчёт массовых замен, власти резко активизировали работу по проведению собраний собственников жилья – дабы всё смотрелось как инициатива самих людей. Порой в ход шли откровенно сомнительные методы: граждан уговаривали менять исправные лифты и говорили, что за всё заплатит фонд. Таким образом, менее чем за месяц удалось собрать полторы сотни заявок. При этом никакой обязанности менять лифты не было: жителей просто вводили в заблуждение.

Коммунисты сравнили подобные действия чиновников с «лохотроном» из 90-х годов. Однако, заявки были поданы добровольно и по всей форме, поэтому исправить что-либо было уже невозможно.

Вооружившись необходимыми документами, Фонд приступил к следующему этапу – объявил закупку на капитальный ремонт или замену лифтового оборудования в Ярославле, Тутаеве, Рыбинске и Переславле. Стоимость лота составила без малого 538 миллионов рублей. Аукцион с самого начала отметился скандалом. В областное управление федеральной антимонопольной службы поступила жалоба «Щербинского лифтостроительного завода». На предприятии посчитали, что организатор торгов указал в документации параметры лифтового оборудования, соответствующие исключительно продукции ОАО «Могилевлифтмаш». После этого закупку приостановили. Но спустя неделю всё-таки признали законной. Жалоба Щербинского завода была отклонена, а конкурс продолжен.

Заместитель председателя фракции КПРФ в Ярославской областной Думе и член комитета по ЖКХ и энергетике Э.Я. Мардалиев считает историю крайне показательной:

— Очевидно, что борьба за право ремонтировать ярославские лифты проходит в жёстких условиях между монополиями, что априори ограничивает конкуренцию и влияет на конечное предложение. И «Щербинский лифтостроительный завод», и «Могилевлифтмаш» — крупнейшие производители подъёмных механизмов на постсоветском пространстве. Последний вообще был признан лидером по продаже лифтов в России в 2016 году. А в конце апреля, когда история с лифтами только набирала обороты, делегация Ярославской области во главе с губернатором Мироновым как раз летала в Беларусь. Я не берусь ничего утверждать, но не исключаю, что в ходе этой поездки могли быть достигнуты некие «неформальные» договорённости с тамошним заводом. Естественно, «на взаимовыгодных условиях». На кону – очень серьёзные деньги, за которые хотят побороться. А бороться по заранее оговорённым «правилам» значительно легче. Поэтому вполне вероятно, что условия конкурса действительно составляли «под белорусское предприятие».

Фракция КПРФ – обеими руками и за безопасность, и за качественную продукцию. Но всего пару месяцев назад я задавал вопрос: у нас действительно есть лифты, которые не работают или находятся на грани остановки? Мне сказали, что таких машин единицы. Следовательно, необходимости в столь масштабной замене нет. Выходит, что у власти совершенно иные резоны, нежели обеспечение безопасности граждан. На мой взгляд, во главе всего находятся чьи-то денежные интересы, пресловутый финансовый вопрос, решить который вновь пытаются за счёт простых людей.

А. ФЕДОРОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *