Светлой памяти Ленина

300
К 99-летию со дня смерти В. И. Ленина.

На исходе ХХ века была снята с образа Ленина маска святого, непогрешимого в деяниях вождя Октябрьской революции и основателя советского государства. Но взамен ее ниспровергатели ленинских идей «напялили» на Ленина маску святотатца. На этом основании они требуют камня на камне ничто не сохранить, что связано с его именем. В том числе ликвидировать его усыпальницу (Мавзолей), а тело предать земле. Считаем, если амплитудного характера оценка деятельности Ленина будет и дальше продолжаться, то мы никогда не приблизимся к истине. Но это уже не ленинская, а драма современного поколения и последующих поколений российских граждан, которая вполне может обернуться новыми немалыми жертвами. За невыученные уроки истории, выражаясь словами выдающегося русского историка В. Ключевского, она, как надзирательница, наказывает людей.
К решению столь деликатного вопроса – дальнейшая судьба Мавзолея Ленина — необходимо подходить не с позиции сегодняшних политических веяний (они наверняка носят конъектурный характер), сколько с учетом реакции тех граждан, которые после смерти Ленина в массовом порядке просили: сохранить тело Ленина, как можно, на более продолжительный период.  В те дни это решение еще не означало сохранения тела на десятилетия. Это делалось на время, чтобы дать возможность всем желающим, которые не успеют прибыть в Москву ко дню похорон, проститься с вождем. В архивах ЦК КПСС сохранилось много писем и телеграмм отовсюду «с просьбой постараться как можно дольше сохранить тело Владимира Ильича открытым». Это решение возникло одновременно «снизу», из масс, и «сверху», в Политбюро и Комиссии ЦИК.
22 января 1924 года в 11 часов утра Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, открывая XI Всероссийский съезд Советов в Большом театре, попросил всех встать. По его лицу катились слезы. В течение определенного времени он молчал, не в состоянии произнести слово. Полились звуки траурного марша, нарушая тишину. Когда закончилась музыка, М.И. Калинин сдавленным голосом, превозмогая душившие его рыдания, сказал: «Я принес Вам страшную весть о нашем дорогом товарище, Владимире Ильиче. Вчера он перенес еще один удар, который парализовал его и он (пауза) умер». Тут же в зале раздались звуки массового скорбного плача. Делегаты на разные лады, как заклинание, произносили имя Ленин. По словам очевидцев, М.И. Калинин стоял на сцене в полной растерянности от того, что стало твориться в огромном зале, не в силах предотвратить нарастающую истерику сотен и сотен делегатов конференции. Зал привел в чувство секретарь Президиума ЦИК СССР А. Енукидзе, который, перекрыв своим густым басом голоса людей, потребовал соблюдения тишины для сообщения официального бюллетеня-некролога от имени Политбюро ЦК РКП (б). Вот как передал атмосферу восприятия делегатами Съезда Советов вести о смерти Ленина великий советский поэт В.В. Маяковский в поэме «В.И. Ленин».

«Пора открывать! Чего они мешкают?
Чего президиум, как вырубленный, поредел?
Отчего глаза краснее ложи?
Что с Калининым?  Держится еле.
Несчастье? Какое?  Быть не может!
А если с ним? Нет? Неужели?
Потолок  на нас пошел снижаться вороном.
Опустили головы – еще нагни!
Задрожали вдруг  и стали черными
люстр расплывшихся огни.
Захлебнулся колокольчика ненужный щелк.
Превозмог себя и встал Калинин.
Слёзы не сжуешь с усов и щек.
Выдали.
               Блестят у бороды на клине.
Мысли смешались, голову мнут.
Кровь в виски, клокочет в вене:
– Вчера в шесть часов пятьдесят минут
скончался товарищ Ленин! –
Этот год видал, чего не взвидят сто.
День векам войдет  в тоскливое преданье.
Ужас из железа выжал стон.
По большевикам прошло рыданье».

На протяжении нескольких километров от Горок, где больной Ленин провел свои последние полтора года жизни, люди, утопая в снегу, несли гроб на своих плечах до ближайшей станции. В Москве от Павелецкого вокзала до Дома союзов, бывшего здания Дворянского Благородного собрания, в разыгравшуюся пургу гроб с телом Ленина несли видные партийные деятели. Известный американский историк и писатель Р. Пейн, автор одной из авторитетнейших книг на Западе о Ленине, пишет: «Со всех концов России несметными тысячами в Москву стекался народ (выделено – В.К.). Людские потоки устремились к Колонному залу. Утопая по колено в снегу, в двадцатиградусный мороз паломники выстраивались в длинные очереди. На улицах горели огромные костры, так люди пытались хоть немного согреться. Поначалу было решено, что каждую ночь двери, через которые в Дом союзов текла очередь, будут закрываться. Но он оставались открытыми днем и ночью. С каменными лицами, не отрывая глаз от мертвого тела, они молча шли мимо гроба и, даже находясь почти у выхода, повернув голову назад, продолжали смотреть, как завороженные, на восковой лик, покоящийся на подушке… Как рассказывают очевидцы, находилось немало людей, которые, позабыв про красную дорожку, двигались вперед и натыкались на стену, как загипнотизированные». Под сводами Колонного зала приглушенно слышались звуки революционных песен, которые доносились снаружи. Их пели многотысячные толпы, ожидавшие очереди на улице. В.В. Маяковский, вспоминая многокилометровую траурную процессию к месту прощания с Лениным, отмечал, что люди были преисполнены благоговения. В поэме «В.И. Ленин» он описал чувства, которые сам испытал, проходя мимо гроба в Колонном зале.

«Мы хороним самого земного
Изо всех прошедших по земле людей.
Он земной, но не из тех,
Кто глазом упирается в свое корыто.
Землю всю, охватывая разом,
Видел то, что временем закрыто».

«Надо сказать, большевистские вожди не ожидали столь могучего взрыва чувств народа», —  пишет Р. Пейн . Откликаясь на многотысячные предложения потрясенных до глубины души смертью Ленина отдельных граждан, коллективов фабрик и заводов сохранить тело вождя для грядущих потомков,  II Всесоюзный Съезд Советов принял Постановление о возведении над могилой Ленина на Красной площади «достойного мавзолея», как усыпальницы вождя Октябрьской революции. Православная церковь во главе с Патриархом Тихоном, несмотря на все коллизии, имевшиеся между церковью и Советской властью, откликнулась с исключительно проникновенными словами в адрес усопшего. В Заявлении Синода Русской православной церкви сообщалось: «Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Грядущие века да не изгладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. (Выделено – В.К.) Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй, христианской душе». Тогда официально Православная церковь характеризовала Ленина как мессию, интерпретируя по- светски молитву, обращенную к Христу: «Гроб Твой — источник нашего воскресения». Многие миряне обращались к Патриарху Тихону на предмет возможности панихиды по Ленину. На что он ответил: «Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви  высшей церковной властью, и поэтому всякий верующий имеет право и возможность его поминать». Один ярославский священник по этому поводу в беседе со мной сказал, что Патриарха Тихона власти заставили так поступить. Я ему ответил: «Действительно, обстоятельства влияют на поведение людей. Одни идут на Голгофу, когда нет никаких других вариантов во имя торжества своих идей. Другие, раз есть малейшая возможность реализации своих идей, проявляя мудрость, идут на примирение с внешними обстоятельствами.  Патриарх Тихон выбрал второй путь. Значит, он понял, что Советская власть не от дьявола, а от бога. И Ленин в его глазах не антихрист, а раб божий, которого нельзя отлучать от Церкви. К тому же он был крещен в младенчестве  в православной церкви и принял обряд венчания с Надеждой Константиновной Крупской, находясь в ссылке в селе Шушенском.
Регулярно смотрю канал «Спас», который является лучшим среди других телевизионных каналов в популяризации духовного и культурного наследия и возрождения России. К сожалению, на канале время от времени  немало передач, в которых Советский период в истории российского государства преподносится исключительно в негативном плане, особенно, когда они затрагивают ленинскую тематику. У неосведомленного зрителя вполне складывается впечатление, что ее суть заключалась, прежде всего, в расстреле священников, уничтожении церквей и монастырей. Совершенно игнорируется исторический подход в освещении событий того периода. Речь не идет об умолчании фактов. Необходимо о них говорить, но в духе того времени, периода Гражданской войны, в которой жестокость и насилие имели место со стороны всех противоборствующих сил. В годы Гражданской войны все ее участники, так или иначе, были повязаны большой кровью. Говорить о том, что «красные» —   убийцы, а «белые» и открыто вставшая на их сторону Церковь – «пушистые и добрые» — это антиисторично. Современное церковное руководство должно признать, что преобладающая часть священноначалия Русской церкви выступила в поддержку Временного правительства в ходе Февральской буржуазной 1917 года, желая освободиться от бюрократической опеки со стороны государства в лице Обер-Прокурора, установленной Петром I, одобрила насильственное отречение Царя Николая II.
Чтобы глубже понять причины возникшего лобового столкновения между большевиками и Православной Церковью в годы Гражданской войны, приведем в качестве аналога следующий пример. Речь идет о  жесткой конфронтации революционных властей с католической Церковью во Франции в период буржуазной революции 1789-1794 гг. Это вопрос довольно обстоятельно осветил П.А. Кропоткин в исследовании «Великая французская революция 1789-1793». Конвент при обсуждении вопроса «О не присягнувшем духовенстве» постановил: всякий не присягнувший новой власти священник, подлежит высылке. Найденный на территории Франции будет предан военному суду и смертной казни в течение 24-х часов. Эти меры были распространены на монахов, каноников, капелланов, которые обязаны были покинуть  Францию в течение недели. В Париже 13 октября закрыли часовню при городской ратуше. Торговцам запрещалось продавать предметы «суеверного фокусничества», как-то: молитвенники, иконы, четки, книги и комедию». Конвент выразил надежду, что в скором времени «все исповедальни будут пылать на кострах».
Контрразведчик, генерал-майор КГБ, а затем ФСБ В. Широнин в книге «Под колпаком контрразведки. Тайная подоплека перестройки» пишет: «Для достижения поставленных целей, как полагали американские специалисты, необходимо  было, прежде всего,  разрушить в умах советских людей так называемый «комплекс Ленина»[19]. Во второй половине 80-х годов ХХ века  в СССР при морально-политической поддержке Секретаря ЦК КПСС по идеологии А. Яковлева, на фоне спровоцированного антисоветскими силами во власти пустых полок в магазинах, антилениана приобрела чуть ли не статус государственной политики. Многие средства массовой информации стали поощрять разрушение памятников вождю Октября и в спешном порядке принимать решения о закрытии музеев Ленина. С подачи литературного критика Ю. Корякина на Первом Съезде народных депутатов СССР (1989 г.) был поднят вопрос о предании земле останков Ленина на Волковом кладбище в Петербурге, рядом с могилой матери, якобы в соответствии с его завещанием. Прошло несколько десятилетий, но до сих пор не обнародовано ленинское «завещание». В 1997 году точку в этом вопросе поставил Российский центр хранения и изучения документов Новейшей истории (РЦХИДНИ, ныне РГАСПИ), выдавший помощнику Президента РФ Ельцина Г. Сатарову справку, в которой было сказано следующее: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище». (Выделено – В.К.)


В. Широнин отмечает: «С методологической точки зрения Гарвардский проект «Разрушение «комплекса Ленина», зачатие которого произошло около 40 лет назад, сработал безукоризненно. Его пик пришелся на годы, когда в жизнь вступали новые поколения советских людей, не располагавшие достоверной информацией о вожде Октябрьской революции.  Программа-минимум Гарвардского проекта состояла в том, чтобы внушить новым поколения сомнения в ленинизме, который является-де ошибкой истории, временным, ненормальным и непрочным общественным состоянием части человечества». Интересно Президент РФ В.В. Путин, как бывший сотрудник КГБ, знает о Гарвардском проекте «Разрушение комплекса Ленина»? Но в данный момент он против ликвидации Мавзолея Ленина, сказав 19 декабря 2019 года во время передачи «Прямая линия», что против захоронения тела Ленина.
Русская православная церковь заявила о «несвоевременности выноса тела из Мавзолея основателя советского государства». Во властных структурах возникает понимание, что, кто бы как не относился к Ленину, он является тем политиком, благодаря  деятельности которого возникло одно из самых могущественных государств в мире в двадцатом столетии под гордым названием СССР. Не случайно для гостей Чемпионата мира по футболу (2018 г.) местом притяжения стали не только стадионы, столичные улицы и бары Огромная очередь каждый день выстраивалась перед Мавзолеем Ленина на Красной площади. Они хотели «лично встретиться» с вождём мирового пролетариата. Для высшего руководства страны это было полной неожиданностью.
Насколько оскорбительно по отношению к чувствам и настроениям наших предков звучат предложения  современных иванов, не помнящих родства, о предании земле Ленина. С целью восстановления исторической памяти о мотивах возникновения в тот период сохранения тела Ленина, как символа устройства новой модели государства, следовало бы не раз показать документальный фильм «Похороны Ленина» по центральному телевидению, а в школах, колледжах и вузах рекомендовать молодежи просмотр его в интернете. Думается, число желающих с варварским предложением ликвидации Мавзолея резко сократилось бы. Формирование в обществе уважительного отношения к советскому периоду, и в частности, к личности Ленина и другим государственным деятелям советского периода откроет путь к поиску общих исторических ценностей для всех россиян независимо от их идеологических взглядов в современной России. Например, Ленин и Сергий Радонежский в г. Сергиев Посад (Московская область) стоят неподалеку и смотрят  друг на друга, представляя полярно различные достойные памяти эпохи и явления в жизни города и страны. Подобное можно увидеть в г. Пошехонье (Ярославская область).

Скульптура Владимира Ильича из розового гранита, один из последних установленных памятников в Советском Союзе,  находится в самом центре города, буквально в нескольких шагах от Собора Живоначальной Троицы на площади Свободы.
В. И. Корнилов, Первый секретарь ЯО КПРФ (1995-2000 гг.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *