Под шум развернувшейся спецоперации на Украине Государственная дума голосами «Единой России» и примкнувших к ней партий приняла скандальный законопроект о внедрении дистанционного электронного голосования (ДЭГ) по всей стране.
Хуже того, ко второму чтению депутаты-«единороссы» внесли целый пакет поправок, ещё больше усугубляющих положение дел с избирательной системой. Мы вынуждены констатировать, что на фоне дестабилизации обстановки в стране власть взяла курс практически на окончательное уничтожение выборов как самостоятельного института.
По сути дела, поправки «Единой России» привели к тому, что из законопроекта о дистанционном электронном голосовании документ превратился в закон о полной корректировке избирательного законодательства в сторону тотального закручивания гаек:
— Упраздняется институт членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса (ЧСГ) на уровне участковых избиркомов (УИК) — самом массовом и важном уровне, где непосредственно осуществляется голосование. Это на 30—50% снижает нынешние возможности по контролю за чистотой голосования.
— Наносится удар по структуре формирования системы избиркомов: УИК теперь можно будет формировать так, как угодно властям, не ограничиваясь нормативами, закреплять за одним УИК гораздо больше избирателей, чем прежде.
— Окончательно ликвидируется нижняя планка в 25% мандатов, которые распределялись по партийным спискам. Теперь регионы имеют полное право проводить выборы исключительно по одномандатным округам, где ключевую роль играют админресурс и размер бюджета избирательной кампании. Иными словами, кандидатам от господствующего класса будет легче побеждать благодаря связям во власти и большим деньгам.
— Партии обязаны будут предъявлять представителям избиркомов не только документы с решениями партийных мероприятий по выдвижению кандидатов, но и бумаги о подготовке таких мероприятий. Это означает, что практически любое решение, даже региональной конференции (например, о выдвижении какого-то неугодного властям кандидата), может быть запросто признано незаконным по формальному принципу из-за юридических придирок и бюрократической казуистики.
Совершенно очевидно, что представители власти капитала таким образом стремятся «забетонировать» избирательную систему: с одной стороны, выбивая рычаги контроля за остатками традиционного голосования бумажными бюллетенями из рук оппозиции, а с другой — внедряя абсолютно неконтролируемое и непрозрачное электронное голосование, тем самым уже практически окончательно превращая сам процесс в заранее намеченный междусобойчик.
Обсуждение проходило тяжело и по сути представляло собой словесную схватку депутатов фракции КПРФ с представляющим законопроект «единороссом» Вяткиным. В начале заседания депутатами Компартии был предложен вариант вообще не рассматривать закон, как недоработанный и не отвечающий интересам избирателей и страны, однако инициатива ожидаемо была отклонена провластным большинством.
Депутаты-коммунисты, стремясь полнее и подробнее раскрыть всё несовершенство предложенного «единороссами» законопроекта, внесли целый пакет собственных поправок, а также настояли на индивидуальном рассмотрении практически каждой из них.
Обсуждение закона о ДЭГ длилось чуть ли не большую часть пленарного заседания, вместе с товарищами нам удалось публично обосновать все риски и угрозы, которые столь усиленно провластные депутаты забалтывают и скрывают за разговорами об «удобстве голосования через интернет для избирателей».
Ключевой проблемой является отсутствие соотносимости процедур электронного голосования с процедурами традиционного голосования бумажными бюллетенями. Если в случае с традиционным голосованием в законодательстве все процедуры заверения бюллетеня, его выдачи избирателю, простановки отметки о сделанном выборе, подсчёта результатов и подведения итогов, составления протокола и т.п. — всё оговорено весьма подробно и оставляет не так много «серых зон», лазеек для фальсификаторов, то в случае с ДЭГ всё наоборот: процедуры обозначены максимально абстрактно, неконкретно, рамочно и непрозрачно, то есть «серые зоны» расширяются самым радикальным образом, открывая большой простор для манипуляции ходом голосования и фальсификации его результатов.
КПРФ усилиями собственных специалистов и неравнодушной общественности сформулировала целый ряд существенных поправок в нормы организации новых форм голосования. В частности, предлагалось заверять выдаваемые электронные бюллетени усиленной квалифицированной электронной подписью членов избиркома, а самому избирателю дать возможность расписываться с помощью аналогичной электронной подписи за получение такого бюллетеня. Это позволило бы существенно затруднить организацию «электронного вброса» и могло бы существенно повлиять на чистоту ДЭГ в целом.
Очевидно, что господствующий класс заинтересован и дальше уродовать систему выборов, поэтому поправки оппозиции были отклонены «Единой Россией». Система стала ещё на шаг ближе к окончательному отказу даже от имитационных элементов демократии.
Денис ПАРФЁНОВ, секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Государственной думы.