Бюджетом либеральной эпидемии назвал лидер КПРФ Г.А. Зюганов разработанный правительством и принятый в конце октября Госдумой в первом чтении проект главного финансового документа страны на предстоящие три года. Он не отвечает ни на одну из тех угроз, что чёрными тучами нависли сегодня над Россией. Таковым проект бюджета остался и ко второму, основному, чтению, состоявшемуся 24 ноября.
Депутаты-коммунисты пришли в зал пленарных заседаний сразу после встречи с избирателями, собравшимися у стен парламента, чтобы из первых уст узнать, как и на какие средства будет жить страна в грядущем году. Более двухсот поправок, предложенных депутатами, так и остались за рамками проекта бюджета. И каждая строчка в них сродни безымянной высоте, за которую фракция КПРФ билась до последнего, вынося поправки на отдельное голосование и вынуждая парламентское большинство показать своё истинное лицо.
Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин акцентировал внимание палаты на программе «Развитие сельского хозяйства и продовольственных рынков», урезанной на 43 миллиарда рублей по сравнению с нынешним годом. Нищета буквально задавила деревню: доля малоимущих граждан здесь вдвое выше, чем среди городского населения; заработная плата на селе составляет лишь 60% от средней по экономике. Отрасль, от которой зависит продовольственная безопасность страны, посажена на голодный паёк. Сокращаются расходы на гектар пашни. На мелиорируемые земли приходится всего 7%, тогда как в других странах этот показатель свыше 50%. Энерговооружённость снизилась по сравнению с 2000 годом вдвое: сегодня на 1 тысячу гектаров уборочной площади приходится 1,6 комбайна. «Это дикое состояние!» — в сердцах бросил В. Кашин. Крайне вяло решаются вопросы благоустройства, газификации, медицинского обслуживания. Депутат потребовал от минфина найти деньги, пусть не сейчас, при принятии бюджета, а в начале будущего года из резервных источников, для решения насущных социальных и экономических проблем села.
Вера Ганзя, также обеспокоенная состоянием здравоохранения в сельских районах, предложила точечно подойти к этой проблеме, выделив дополнительные средства конкретно на закупку томографов, необходимых для ранней диагностики заболеваний. По мнению депутата, такие аппараты целесообразно приобрести для межрайонных медицинских центров, что улучшило бы доступность для селян современных медицинских услуг. Сегодня в некоторых сибирских регионах, чтобы пройти обследование на томографе, нужно проехать 800 километров, подчеркнула актуальность проблемы депутат.
Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнёва настаивала на бюджетной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, увеличении расходов для решения жилищной проблемы молодых семей и детей-сирот. В ответ от председателя комитета по бюджету и налогам А. Макарова прозвучали ничего не значащие фразы о том, что правительство вплотную подошло к решению наиболее острых из этих вопросов.
Олег Смолин выразил надежду, что в проекте постановления Госдумы с рекомендациями правительству по бюджету будет учтена его поправка об индексации пенсий работающим инвалидам. Идея о заморозке индексации с самого начала была ущербна не только в социальном отношении, но и в экономическом, считает депутат. С 2016 года, когда было принято это решение, число работающих инвалидов сократилось на 900 тысяч человек. Потери внебюджетных фондов и региональных бюджетов от недоплаченных взносов и налога на доходы физических лиц превысили экономию ПФР на индексации. Однако такая арифметика оказалась правительству и её думской подпорке не по душе. «Единоросс» Макаров сообщил, что вопрос о возобновлении индексации работающим пенсионерам пока не рассматривается.
Михаил Щапов в очередной раз вынес на парламентскую трибуну проблему сохранения лесов, предложив увеличить субвенции Иркутской области как одного из самых лесных регионов страны на восстановление лесов, содержание лесхозов, закупку лесопожарной техники и техники для лесных инспекторов. Объём закладываемых в бюджете средств на эти цели в восемь раз ниже потребностей. Отсюда и рост количества пожаров, и незаконная рубка, и падение качества лесов.
М. Щапов напомнил и о других болевых точках крупнейшего региона Восточной Сибири. Депутат обратил внимание на занижение размера федеральной субсидии на компенсацию льготным категориям граждан взноса на капитальный ремонт. При расчётной величине субсидии из федерального бюджета в 28,8 миллиона рублей Иркутской области выделяется всего 11,5 миллиона рублей.
В 2019-м и в 2020-м правительство Иркутской области подавало бюджетные заявки на строительство филиала Иркутской городской клинической больницы №1 и комплекса из детской поликлиники и женской консультации. Но до сих пор эти объекты при всей их жизненной важности для иркутчан не включены в федеральную адресную инвестиционную программу, и потому денег на них в ближайшей перспективе нет и не будет.
Состояние здравоохранения оказалось в центре внимания и Алексея Куринного, который, опираясь на расчёты, внёс поправку об увеличении расходов по данной статье на 100 миллиардов рублей. В эту сумму включены затраты на обеспечение граждан бесплатными масками в условиях пандемии, увеличение количества тестов на коронавирусную инфекцию (сейчас тестируется только каждый четвёртый нуждающийся), строительство COVID-госпиталей. Последнее обусловлено тем, что сегодня больницы, высвобождая площади для коронавирусных пациентов, вынуждены отказывать в помощи больным с другими диагнозами.
К сожалению, под натиском «единороссов», численность которых почти в восемь раз превышает силы фракции КПРФ, большинство из предложенных коммунистами поправок было отклонено.
Смели «медвежьи» полчища и поправки коммунистов в законопроект о Государственном Совете, который также прошёл в Госдуме процедуру второго чтения. Юрий Синельщиков выступил по каждой поправке, отстаивая позицию фракции КПРФ.
Вскрывая подтекст законопроекта, депутат заявил: «Нас заверяют, что властных полномочий у Госсовета не будет, но маститые юристы рассматривают его как орган, который будет противостоять Государственной думе, когда большинство в ней окажется у оппозиции». В качестве страховки от двоевластия фракция КПРФ предлагала уточнить, что Госсовет «не имеет исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий», присущих органам государственной власти. Однако парламентское большинство никаких гарантий давать не стало. В штыки были восприняты и предложения коммунистов о запрете членам Госсовета иметь имущество за рубежом, о введении в его состав на постоянной основе руководителей парламентских фракций, о регулярности проведения заседаний, о возможности участия в них представителей Конституционного и Верховного судов, о введении обязательной процедуры голосования при принятии решений Госсоветом и закреплении за президентом права законодательной инициативы по поручению Госсовета.
Татьяна Офицерова
Правда