Великий представитель украинской и русской культуры

1655739792_9-flomaster-club-p-portret-taras-shevchenko-krasivo-9

(К 210-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко)

 В советское время Тарас Григорьевич Шевченко однозначно характеризовался как выдающийся украинский поэт, литератор и общественный деятель революционно-демократического направления. По словам Г.B. Плеханова, он «принадлежит к числу самых крупных народных поэтов, каких только знает всемирная история литературы.  Революционные мотивы в творчестве Шевченко высоко ценил В.И.  Ленин. Не случайно после Октябрьской революции в рамках монументальной пропаганды в 1918 году его скульптура была установлена на Трубной площади в Москве. Однако в годы горбачевской перестройки и особенно, когда после подавления либерал-демократами во главе с Б. Ельциным попытки, руководителей ГКЧП спасти СССР, Украина провозгласила независимость, оценки творческой деятельности Шевченко диаметрально резко изменились.  Прежде всего, на Украине, где его преподносят как предтечу, духовного отца Бандеры, Шушхевича и других ярых украинских националистов. По словам одного из активных политиков-русофобов, бывшего Президента Украины, В. Ющенко: «Путь к могиле Шевченко – дорога в будущее Украины», высказанные им во время выступления на Тарасовой горе в Каневе Черкасской области в мае 2009 года.  К сожалению, и в России, идя на поводу современных украинских шевченковедов, происходит переоценка творчества и общественно-политической деятельности Шевченко в сторону утверждения мнения, что он не русофил, а ярый националист и русофоб.  

С творчеством замечательного украинского поэта познакомился впервые еще в детские годы в рамках школьной программы. Особенно мне заполнился его рассказ о том, как он, будучи в детстве подпаском, не раз после грозы, когда появлялась радуга, пытался до нее добраться и по ней взобраться на  небо, чтобы уйти прочь от тяжелой жизни на земле. А радуга в свою очередь все отдвигалась и, наконец, исчезала, растворяясь в атмосфере, и он оставался снова наедине  со своей беспросветной нуждой. Тогда в советской школе учили наизусть его замечательные стихотворения «Як умру, то поховайтэ» и «Реве та стогни Днiпр широкий». В те годы много говорилось о братской дружбе русского и украинского народов по случаю  трехсотлетия воссоединения Украины с Россией (1954 г.) согласно решению Переяславской Рады и по инициативе украинского гетмана Б. Хмельницкого.  Был поставлен фильм       режиссера И. Савченко о Шевченко (его образ замечательно сыграл выдающийся советский киноактер С. Бондарчук). Вышло полное собрание сочинений великого кобзаря на русском и украинском языках.

Тарас Григорьевич Шевченко родился 9-го марта 1814 года в семье крепостного крестьянина помещика Энгельгардта. Исключительно тяжелое детство: рано лишился матери, затем отца, потом кочевая жизнь беспризорника до 15 лет. На 16-ом году жизни попадает в число прислуги своего помещика на положении «казачка», т.е. юноши-слуги на подхвате. Благодаря природным задаткам и огромному личному упорству, он овладел грамотой и навыками живописи у дьячков-маляров («богомазов»).  В должности «казачка» он тайком срисовывал картины, украшавшие панские покои. Т.Г. Шевченко  в автобиографии вспоминал, что, когда однажды помещик Энгельгардт с женой уехал на бал, он достал краски  и начал копировать картину с изображением казачьего атамана Платова на приготовленном холсте. Увлекшись рисованием, он не заметил, как в комнату вошел помещик, вернувшись с бала. «Пан с остервенением выдрал меня за уши, надавал пощечин за то, что, дескать, мог не только дом, но и город сжечь. На другой день пан велел кучеру Сидорке выпороть меня хорошенько, что и было выполнено сугубо».  Тем не менее, оценив  способности юного Тараса к живописи, помещик отдал его в обучение преподавателю Виленского университета Я. Рустему.

В 1830 году в России произошло польское восстание, которое в дальнейшей жизни Шевченко сыграло решающую роль. Его хозяин, поляк по происхождению, но православный по вере и к тому же полковник царской армии, не желая быть вовлеченным в восстание, переезжает в Санкт-Петербург. Там Шевченко в 1836 г. знакомится со своим земляком, художником И. Сошенко. Тот в свою очередь свел его с Е. Гребенкой, видным украинским поэтом, автором многих украинских народных песен и одного из самых знаменитых русских романсов «Очи черные», страстным поклонником русского языка и русской культуры. Благодаря своим землякам молодой Шевченко вошел в круг выдающихся деятелей русской культуры начала ХIХ века: художников А. Венецианова и К. Брюллова, поэта В. Жуковского. Те, проявив симпатии к одаренности малороссийского  крепостного в области живописи, решили выкупить его из неволи. Шевченко писал в своей автобиографии: «Сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года». В знак особого уважения и глубокой признательности к В. Жуковскому, в дальнейшем Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений: «Катерина». В апреле 1838 года в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге была проведена лотерея. В качестве объекта продажи послужила картина К. Брюллова «В.А. Жуковский», выдающегося русского поэта, воспитателя будущего Царя Александра II. Портрет выкупила родная сестра царя Николая I, великая княгиня Мария Павловна, за 2500 рублей. Эта сумма, по тем временам не малая (корова стоила – 12 рублей), была вручена Энгельгардту в качестве выкупа. А.В. Луначарский, выдающийся советский государственный деятель, публицист, критик, искусствовед, писал: «Величайший живописец того времени Брюллов и славный поэт Жуковский изумлены творениями «маленького хохла». Высокое заступничество Брюллова и Жуковского вырывает из когтей неволи молодого Тараса. И как расцвело сейчас же его гордое и нежное, богатое и скромное, скорбное и жаждущее счастья сердце!».

Выражаясь современным языком, Шевченко в течение двух лет осуществил головокружительную карьеру: от крепостного «казачка» до  известного, даже в императорских кругах, одаренного художника. Получив вольную в 1838 году, он поступил в Академию художников учеником и товарищем (помощником) К. Брюллова. Последующий период вплоть до 1847 года  был лучшим в его жизни. За эти годы расцвело еще одно его природное дарование – поэтическое творчество. Позже Шевченко отметил в своем Дневнике: «Я хорошо знал, что живопись – моя будущая профессия и мой насущный хлеб, и вместо того, чтобы изучать ее глубокие тaинствa, и еще под руководством такого учителя, каков был бессмертный Брюллов, я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы и которые, несмотря на всемогущее бесчеловечное запрещение, я все-таки втихомолку кропаю. Право, странное это неугомонное призвание». Оно оказалось для него ключевым с точки зрения дальнейшего признания его деятельности в общественно-политических кругах России и, прежде всего, на Украине. Как Пушкин для русских всё, так и Шевченко стал для украинцев такой же литературно-общественной величиной. Его поэтическая лира началась с издания небольшого сборника стихов под названием «Кобзарь» в 1840 году. За ним последовали «Гайдамаки», «Перебендя». «Тополя», «Наймичка», «Хусточка» и другие. В.Г. Белинский, великий русский критик и публицист первой половины ХIХ века, высоко оценил стихи Шевченко. Он писал: «Стихотворения господина Шевченко ближе всего подходят к так называемым народным песнопениям: они так безыскусны, что вы их легко примите за народные песни и легенды Малороссии: это одно уже много говорит в их пользу». Тем не менее, к сожалению, петербургская литературная общественность, да и сам В. Белинский,  в целом недооценили поэзию Шевченко на украинском языке, приняв ее в штыки, усмотрев в ней узкий провинциализм. Подобная оценка, на наш взгляд, была вызвана тем, что к 30-м годам ХIХ века, благодаря усилиям Ломоносова,  Тредиаковского, Державина, Пушкина, Лермонтова и др. менее знаменитых писателей и поэтов, великорусская письменность окончательно утвердилась по отношению к южнороссийской (малороссийской) в качестве основной на территории Российской империи. По свидетельству видного в начале ХХ века украинского ученого-филолога проф. И.А. Сикорского, еще в ХУII веке малороссийская письменность обладала равным шансом по отношению к российской письменности на первенство. Происшедшая победа великорусской письменности на литературном фронте в глазах не только многих русских, но и украинских (Е. Гребенка, Н. Гоголь и др.) литераторов означала положительность экспансии русского языка среди малороссов. Известный русский дореволюционный литератор Г.П. Данилевский – украинец по происхождению – вспоминал следующий факт. В молодости встретился в литературных кругах с Гоголем. По его словам, на его вопрос Гоголю, почему Николай Васильевич никогда не пишет по-украински, тот строго посмотрел на него и сказал: “Молодой человек, такого языка не существует”. В этом аспекте интересно суждение А.В. Луначарского о возникновении тогда в душе Шевченко негодования по поводу измены и презрения большей части украинской интеллигенции к родному языку. Это, в свою очередь, лишало его музу доступа к подлинной аудитории в лице простого народа. «Вот почему Шевченко–литератор поддерживал Шевченко–гражданина в его национализме». (Выделено нами – В.К.)

Ради справедливости следует отметить, полная русификация в духовно-культурном формировании малороссов, как и других народов многонациональной Русской империи,  все же полностью не восторжествовала .  Еще до революции 1917 года,  не говоря о советском периоде,  на украинском языке  широко печатались произведения Т. Шевченко, И. Котляревского, П. Гулак-Артамовского, М. Вовчок, Л. Украинки, И. Франко  и других авторов.   Все они, и особенно Шевченко, сыграли выдающуюся роль в формировании и утверждении украинского языка как одного из литературных на территории Российского государства. Украинская интеллигенция, которая стояла на позиции утверждения украинского языка наряду с русским, как литературного, высоко оценила  произведения Шевченко, оказав ему самый теплый прием во время его путешествия по территории Киевской и Черниговкой губерниям. Находясь в Киеве (1846 год), он становится одним из активных членов возникшего тогда Кирилло-Мефодиевского общества. В него вошли представители украинской интеллигенции, интересовавшиеся историей славянских народов, в том числе и украинского. В программу общества входили политические цели: освобождение крестьянства от  крепостничества и просвещение народа, а также распространение идеи образования Федерации славянских народов. Так что Тарас Григорьевич не был националистом в радикальном его выражении. Да, ему было свойственно чувство национального (украинского) патриотизма, но по убеждениям он являлся панславистом. Для него все славяне — братья. Подобно другим членам Кирилло-Мефодиевского общества, он мечтал о единой всеславянской федерации. В Послесловии к поэме «Гайдамаки» писал: «Нехай житом-пшеницею, як золотом покрита, не розмежованою останится навіки од моря і до моря словянска земля». В «Гайдамаках» Шевченко впервые обозначил идею объединения (конфедерации) славянских народов, которую более ярко осветил в стихотворении «Еретик», посвященный двум славным чехам: Я. Гусу (1369 – 1415 гг.) выдающемуся мыслителю, идеологу чешской Реформации, сожжёному по приказу папской инквизиции вместе со своими трудами в Констанце 6 июля 1415 года и П. Шафарику (1795 – 1861 гг.) — словацкому и чешскому учёному слависту, поэту, деятелю национального возрождения.

«Точно так же немчура

Хату подпалила

И семью, славян семью

Всю разъединила,

Тихо – тихо подпустила

Распрей лютую змею.

Полились там реки крови,

Пожар погасили.

Ну, а немцы пепелище

И сирот делили.

В кандалах повырастали

Славянские дети,

Позабыли в злой неволе,

Кто они на свете!….

Осветил он, (Ян Гус) любомудрый,

Светоч правды – воли…

Всех славян семью святую

Во тьме и неволе.

И брат с братом обнялись…..

И произносили

Тихие слова любви

Навек и вовеки!

Слава, слава, любомудрому

Чеху – славянину!

Ведь не дал же утонуть ты

В немецкой пучине…».

Если вдуматься в строчки стихотворения, то невольно замечаешь вековую параллель попыток Запада с помощью продажной элиты  разъединить славянский мир, затем поработить, и наконец, уничтожить его по частям. До ХХI века главную скрипку в решении этой глобальной задачи, выражаясь словом Шевченко, играла «немчура», то сегодня застрельщиком и локомотивом в уничтожении славянства играет США. На данный момент Америке удалось при поддержке украинских национал-предателей насадить идеологию бандеровщины на Украине,  трансформировать братский народ в небратский, лишив его настоящей исторической памяти. И направить, как таран, против России с целью ее тотального уничтожения. Шевченко в стихотворении «Еретик» показал тщетность усилий «немчуры» в уничтожении славянского мира, благодаря жертвенной деятельности таких выдающихся мыслителей, как Ян Гус, который проповедовал братство славянских народов. Так и сейчас, опираясь на авторитет Шевченко в пропаганде славянского братского союза между украинцами и русскими, можно достигнуть предпосылок для успешного выхода двух народов из того зловещего глобального капкана, устроенного англосаксонским миром во главе с США.

По доносу одного из участников кружка его члены были арестованы и обвинены в подрыве государственных устоев. Ходом расследования по этому делу интересовался сам Царь Николай I. Антимонархические действия декабристов в 1825 году в период его коронации настолько оставили в его душе глубокий след, что в каждом неподконтрольном властям возникшем обществе он видел угрозу стабильности России. Не случайно при нем все масонские и иного рода общества с корнем  были ликвидированы.

В деятельности Кирилло-Мефодиевского общества Император увидел польский след и формирование украинского самостийного  национального самосознания. Это общество было малочисленным (10 человек) и оно не успело свои программные  идеи распространить среди творческой  украинской общественности. По предложению Царя, участники не понесли такого сурового наказания, как, например, члены тайного кружка Петрашевского (среди них был Ф. Достоевский), возникшего в те же годы в Санкт-Петербурге. Петрашевцев приговорили к смертной казни через повешение,  которая потом была заменена на каторгу. Лишь один из арестованных участников Кирилло-Мефодиевского общества жестоко поплатился. Им оказался Шевченко. Во время обыска в его бумагах нашли рукопись поэмы «Сон». (Продолжение следует)

Корнилов В.И.,

доцент, к.э.н.

Лауреат премии «Слово к народу» газеты «Советская Россия» за 2023 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *