Ситуация с новой транспортной схемой движения пригородных и междугородных автобусов в Ярославской области продолжает оставаться напряжённой. Для всестороннего обсуждения проблем на прошлой неделе состоялось заседание экспертного совета при профильном думском комитете.
Решение о его проведении было принято после встречи депутатов с руководителями АТП, инициированной председателем фракции КПРФ Александром Воробьевым. Мероприятие продлилось более двух часов и закончилось принятием рекомендаций в адрес исполнительной власти.
Заседание вызвало живой отклик у всех заинтересованных сторон. Помимо руководства департамента транспорта и профильного парламентского комитета в нём приняли участие директора транспортных предприятий, предприниматели-перевозчики, представители общественности и СМИ, а также депутаты фракции КПРФ Ярославской областной Думы Александр Воробьев и Валерий Байло, и муниципальные депутаты-коммунисты из Данилова Андрей Панченко и Александр Кокин. Исполняющий обязанности директора департамента транспорта Анатолий Бойко признал наличие ряда проблем в начале нового года. В частности, были озвучены жалобы по поводу работы общественного транспорта от жителей Угличского, Борисоглебского, Некрасовского, Рыбинского и Ярославского районов. Речь шла о несоблюдении расписания, несоответствии автопарка требованиям безопасности, ненадлежащей работе водителей. Благодаря широкому общественному резонансу, часть из них уже устранена.
Однако в таких вопросах, как организация конкурсных процедур, формирование лотов и требования к подвижному составу, власти не хотят услышать местных перевозчиков и продолжают стоять на своём. Несмотря на то, что с этим связано очень много проблем. Глава ассоциации «Ярославский союз профессиональных перевозчиков» Александр Болтовнин, долгие годы проработавший в отрасли, прямо заявил об открытом нарушении прав ярославских АТП. По словам Александра Ивановича, сегодня для них созданы невыполнимые конкурсные условия. А лоты сформированы исключительно под крупные предприятия. Тему продолжил генеральный директор АТП «Ярославич» из Тутаева Вячеслав Беляев.
Он отметил, что в результате реорганизации маршрутной сети при проведении аукционов формируются большие объединённые лоты. Скромным муниципальным предприятиям их просто не потянуть. В итоге Любимское АТП уже существенно потеряло в объёмах, а Борисоглебское даже не заявлялось на конкурс. Кроме того, экономическое положение местных перевозчиков будут подрывать холостые пробеги, которые неизбежно возникнут при работе по новой схеме. Всё это рискует обернуться сворачиванием работы и сокращением сотрудников. Для того же АТП «Ярославич» это касается более 80 человек.
Аналогичные опасения высказал директор «Даниловского АТП» Николай Киселев. Он заявил, что его предприятие фактически выдавливают с рынка. В результате трудовой коллектив может лишиться работы, город — налогов, а жители — стабильного транспортного сообщения.
Эти слова подтвердил первый секретарь Даниловского райкома КПРФ, депутат Муниципального Совета и почётный гражданин города Андрей Иванович Панченко:
— Наши избиратели открыто ставят вопрос: кто пытается угробить Даниловское АТП? Это прекрасное предприятие, долгие годы работающее в городе и районе. Здесь трудится прекрасный коллектив. И кого ставят ему на замену? У нового перевозчика автобусы убиты, в салонах холодно, отсутствуют ремни безопасности, а водители даже не знают маршрутов!
В завершение дискуссии слово взял председатель фракции КПРФ в областной Думе Александр Воробьев. По мнению Александра Васильевича, проблема вышла на областной уровень. Поэтому не замечать опасений местных АТП абсолютно неправильно.
— Сегодня я не вижу со стороны департамента готовности услышать транспортников и что-то решить. А люди всерьёз обеспокоены. Считаю, что губернатор области должен встретиться с ними. Надо прислушаться к перевозчикам, которые трудятся на нашей земле много лет. Они не враги!
Кроме того депутат отметил необходимость предусмотреть в новой транспортной схеме дополнительные рейсы для связи населённых пунктов Ярославского района с областным центром.
По ходу обсуждения прозвучали и другие инициативы. Коммунист Валерий Байло высказал опасения по поводу состояния подвижного состава Ярославского АТП, который уже несколько лет нуждается в обновлении. А Вячеслав Беляев выступил с инициативой по смягчению условий торгов. В частности, одно из требований касается предельного возраста автобусов. Они должны быть не старше 2017 года выпуска.
Однако у подавляющего большинства перевозчиков нет достаточного количества таких машин. Поэтому было предложено установить не предельный, а средний возраст автопарка. Это позволит выпускать на линию, к примеру, 5-летние автобусы. Они также соответствуют всем нормам безопасности. А местные АТП смогут вздохнуть спокойнее.
В итоге экспертный совет принял несколько рекомендаций в адрес департамента транспорта: рассмотреть предложения перевозчиков по изменению требований аукционной документации, проконтролировать исполнение заключённых государственных контрактов со стороны подрядчиков, а также внимательно изучить обращение генерального директора АО «Даниловское АТП» к губернатору. Теперь их предстоит рассмотреть на заседании профильного комитета и принять соответствующее решение.
Иван Денисов
Фото: duma.yar.ru