Внешнеполитический курс А. Невского на столетия вперед предопределил ход развития русской истории

slovo-v-obraze-efir-02.10.22-korin-aleksandr-nevskij.mp4_snapshot_08.49_2022.10.05_03.17.37.jpg__0_0x0

6 декабря Русская Православная Церковь и весь Русский мир почтил память святого благоверного князя Александра Невского. Празднование установлено в дату погребения полководца и святого, которое свершилось 860 лет тому назад. В памятный день вспоминают о подвигах великого князя и одержанных им победах в ратных делах и на дипломатическом поприще. Святой князь А. Невский является небесным покровителем воинов и дипломатов, то они просят его о защите от врагов и завершении конфликтов. В телевизионном проекте «Имя России» (2008 г.) из 100 претендентов на звание «Имя России» большинством голосов телезрителей и экспертов из научного сообщества светским символом России был признан А. Невский. Прошло всего 15 лет после этого события, но с исторической памятью тех, кто отвечает на государственном уровне за ее сохранение в стране, происходит провал. Кроме телеканала «Спас» ни один из центральных телевизионных каналов не удосужился вспомнить дату памяти Александра Невского, что является нарушением Конституции РФ (Ст.67.1), в которой говорится о необходимости сохранения памяти предков, «передавших нам идеалы и веру в Бога».

В научной исторической и публицистической литературе не всегда однозначна оценка вклада А. Невского в строительство русского государства. Особенно критика его внешней и внутренней политики звучала в начале 90-х годов прошлого века, когда под воздействием либеральных взглядов многие выдающиеся дореволюционные и советские государственные деятели оказались подвергнутые остракизму. Главные аргументы ниспровергателей А. Невского следующие:

Во-первых, князь, активно сотрудничая с «ордынцами», способствовал распространению  гнета на другие территории Древней Руси, в частности, на Новгород и Псков. Он со своей дружиной помог татаро-монголам занять эти города (1257 г.) и осуществить перепись местного населения для более результативного взимания дани.

Во-вторых, способствовал установлению деспотической власти татаро-монголов, которая стала основной формой функционирования возродившегося русского государства.        

Не только формально, но и по существу это действительно неудобные факты из биографии А. Невского, не вписывающиеся в его светлый образ. Однако, если подходить к подобным фактам не поверхностно, а вдумчиво, то они уже не воспринимаются как отрицательные. Научное понимание значимости любой выдающейся исторической личности, в том числе и личности А. Невского, базируется на осмыслении закономерностей, действующих в рамках определенного  времени. Перед великим князем, как и другими русскими князьями в XIII веке, стояла сложнейшая задача сохранения национально-культурной и духовной идентичности в условиях надвинувшейся на русские княжества огромной опасности с Запада, со стороны католической церкви, и с Востока, от Золотой Орды. Основная масса русских князей обе эти угрозы воспринимала, как равнозначные. С той только разницей, что европейские захватчики, если судить их по внешнему облику, образу жизни и вере, ближе к русским, чем азиаты: татаро-монголы. Поэтому большинство русских князей было склонно пойти на союз с западным врагом в лице католической церкви в борьбе против более сильного и коварного врага – Золотой Орды. Родной брат А. Невского Андрей не раз утверждал: «Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!»

Действия Александра Невского воспринимались ими как кощунственные. Он, едва ли не единственный из  русских князей, имел другое видение сложившейся в тот момент вокруг русских княжеств внешнеполитической ситуации. Он не мог не видеть, что карательные набеги татаро-монгольских отрядов на территорию Руси в целях усмирения населения и сбора дани наносили огромный ущерб хозяйству.  Вместе с тем захватчики не посягали на духовную жизнь населения, на их православную веру. Они, как правило, не разрушали церкви, считая более для себя выгодным, чтобы русские священники молились за процветание Золотой Орды. В тех условиях православная церковь оказалась единственным сильным в материально-организационном отношении общественным институтом, благодаря которому сохранялись духовная культура, язык и образ жизни, характерные для русского народа. А. Невский считал, что русские, сохранив свою веру и культурную идентичность, в будущем не только  возродят хозяйство, но и по возможности обратят в свою веру самих угнетателей. В перспективе это позволит не только ослабить гнет, но и освободиться от него.

И действительно, в те времена имел место процесс христианизации татар. В ходе одной из своих поездок в Золотую Орду А. Невский при поддержке митрополита Киевского и всея Руси Кирилла добился открытия в ее столице Сарай православного храма и учреждения Православной епархии (1261 г.), форпоста русского православного влияния. Благодаря дипломатическим усилиям А. Невского,  положительно решались для Руси и другие, не менее важные задачи. Во время  последней поездки в Золотую Орду (1262 г.) князю удалось отговорить татарского хана от посылки во многие города Северо-Восточной Руси карательных отрядов в целях жестокого наказания восставших горожан. Он договорился об отмене набора Золотой Ордой войск на Руси для участия вместе с ордынцами в войне на Кавказе. До этого несколько русских полков штурмовали Пекин в составе армии Хубилай-хана. Из воинов никто не вернулся домой, погибнув в сражениях. По мнению историков, исследователей той эпохи, если бы Золотая Орда ещё полвека осуществляла набор молодых мужчин на военную службу, своеобразный «налог кровью», то Русь могла бы просто демографически исчезнуть.

Поездки в ставку золотоордынцев убедили князя, что в военном отношении восточный сосед настолько силен, что противостоять ему даже при поддержке католического Запада бессмысленно. К тому же он был свидетелем «истинности» поддержки католического Запада в борьбе южнороссийских князей с татаро-монгольскими войсками. В притязаниях папской курии он увидел цивилизационную опасность для русских земель. Запад рассматривал южнороссийские княжества, выражаясь современным языком, только в качестве санитарного кордона, живого щита от набегов Золотой Орды на территорию европейских стран. Не случайно, великий русский поэт и государственный деятель А.С. Пушкин, давая оценку действиям Европы в отношении России, отмечал: «Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией, а не Польшею, как еще недавно утверждали европейские журналы; но Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна». Коварство католической церкви проявлялось и в том, что жители русских земель, чьи князья заключали унию с папской курией, лишались возможности соблюдать обряды православной веры.

Его стратегически политико-религиозная линия оказалась исключительно верной. Благодаря союзу с Золотой Ордой в конечном итоге возникли предпосылки для возрождения государства под началом Москвы, чьи князья четко придерживались внешнеполитического вектора, определенного А. Невским. По крайней мере, несмотря на все издержки материального, социально-экономического и демографического характера, русский народ выстоял и создал одно из могущественных государств в истории человечества. Если бы со стороны татаро-монгольских завоевателей постоянно осуществлялись геноцид русского народа и тотальное уничтожение его экономики, то вряд ли он достиг бы такого величия. Русские княжества, в отличие от других покорённых народов, сохраняли свои госструктуры, законы и управление. Будущее устройство Российского государства сложилось не только в результате усилий русских князей под эгидой Московского княжества, но и вследствие действий ханов Золотой Орды. Поддержка Ордой усилий московских князей в деле объединения русских земель была предпринята, конечно, не для блага русского народа, а в целях удобства управления обширной территорией.         

Московское царство, сбросившее ярмо татаро-монгольского гнета, включило в свой состав многие территории, входившие в свое время в состав Золотой Орды вплоть до Тихого океана. Благодаря соединению русских и татарских земель, окончательно сложилось многонациональное российское государство. Внешнеполитический курс А. Невского на столетия вперед предопределил ход развития русской истории. Этот князь был одним из первых государственных деятелей не только на Руси, но и в Европе, кто в тот период положил начало диалогу Запада с Востоком, христианства с исламом. Вот что писал по этому поводу видный российский историк А. Горский: «Согласно точке зрения русских ученых Г. Вернадского и Л. Гумилева, А. Невский, пойдя на союз с Золотой Ордой, предотвратил поглощение Северной Руси католической Европой и тем самым спас православие – основу самобытности русских людей и русской государственности. Свой судьбоносный выбор между Востоком и Западом в пользу Востока он сделал после двухгодичной поездки в Орду. С одной стороны, он убедился в силе Монгольской империи, а с другой – увидел, что монголо-татары не претендуют на  непосредственный захват русских земель, ограничившись вассалитетом и данью». По этому поводу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил, что великий князь гениально верно осознал, что лучше заключить союз с теми, кто претендовал на кошельки (ордынцы), чем с теми, кто претендовал на души (тевтонские рыцари). Это позволило Древней Руси сохранить свою идентичность.

Для сравнения: радикальный разворот Петра I (несмотря на огромное почитание им А. Невского как воина и святого) в сторону восприятия западных ценностей за счет принижения русских традиций и культуры, православной церкви  в жизни народа привел к мощному духовному и политическому кризису в российском обществе. Он завершился распадом государства после Февральской революции 1917 года. Петр I на английский манер, ликвидировав патриаршество, стал во главе православной церкви, превратив ее в институт государственной власти. В «Духовном регламенте», принятом при Петре I, провозглашалось, что император, является «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия  и всякого в церкви благочиния». Допустил открытие британских масонских орденов в стране. В церковной жизни священник из духовного лица превратился в государственного служащего, в задачу которого входило информирование представителей царской власти о всех противоправных мыслях и поступках мирянина, выявленных в ходе его исповедования. Выражаясь современным языком, священник стал «сексотом» (секретным сотрудником), т.е. осведомителем. Была нарушена тайна вероисповедования. Церковь становилась ведомством, обязанным обслуживать «государственный интерес. Считаем, что в интересах Церкви не умалчивать о таком ее переформатировании при Петре I,  поскольку оно положило начало падению авторитета Церкви в русском народе, которое завершилось к концу ХIХ-начала ХХ веков. Например, после отмены в 1916 году в армии обязательной ежегодной исповеди на Пасху через год в 1917 году по велению души пришло исповедоваться лишь 10% солдат.

Восточное направление развития русского государства получило дополнительный импульс во времена И. Грозного, когда Сибирь была включена в состав России в результате военного похода отряда казаков под началом Ермака. Гениальный русский ученый М.В. Ломоносов в XVIII веке предсказал, что будущее России будет прирастать Сибирью. О приоритете восточного вектора государственной политики России в начале ХХ века говорили и богатейшие предприниматели, например, братья Рябушинские. Их жизненное кредо состояло не только в накоплении капитала, но и в превращении страны в могучую державу. Они предлагали отгородиться от Запада «железным занавесом» (термин впервые был употреблен П.П. Рябушинским в 1916 году – В.К.) и создать антизападную коалицию с Китаем и Японией.  Выдающийся русский философ К.Н. Леонтьев, живший в конце ХIХ, в работе «Византизм и славянство», подвергнув  критике тютчевский панславизм (чисто славянский подход собирания народов и развития империи), писал, что те же самые греки и часть мусульманских стран гораздо ближе, чем даже болгары, сербы, а тем более чехи, словаки и поляки.

В этом ракурсе заслуживает внимания и научного осмысления тезис нашего современника, д.э.н., профессора, М. Винокурова о необходимости более масштабного разворота всей экономики и политики страны в восточном направлении. Он считает, что «западный разворот России, начиная с Петра I, привел к тому, что были обескровлены восточные регионы страны, которые в течение всего этого времени выступали донорами такой политики. Мы нажили бесчисленное количество врагов в Европе. На полях сражений лежат кости миллионов русских солдат. В последнее десятилетие ХХ века мы потеряли все, что неимоверными усилиями приобрели на западном направлении… Не Европа, а Азия должна стать главным вектором во внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации России». Исходя из всего вышесказанного, внешнеполитический разворот России в путинский период в восточном направлении соответствует истории и логике развития государства на протяжении нескольких веков допетровского периода. Другое дело, осуществляя разворот в восточном направлении, чтобы не оказаться, как по русской пословице «из огня да в полымя», придатком экономик и политической жизни, например, Китая. Исходя из тезиса, что Россия – это не просто обычное государство, а  цивилизация, она должна играть роль своеобразного моста между Западом и Востоком, активно защищая свои национальные интересы в области духовной, политической и экономической жизни.

Имя А. Невского в любую историческую эпоху одинаково дорого всем людям, живущим на  территории России. По случаю смерти князя митрополит Кирилл сообщил народу словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Через 200 лет к нему навсегда пристало определение Невский за блестящую  победу, одержанную 15 июля 1240 г. над шведским войском во главе с князем Биргером, будущим правителем Швеции. По инициативе митрополита Макария, при всемерной поддержке царя Ивана Грозного, А. Невский  был канонизирован православной церковью в 1547 году. В 1723 году мощи были перевезены в Шлиссельбург и спустя год были торжественно с воинскими почестями перевезены останки князя в Санкт-Петербург в только что открывшуюся Александро-Невскую Лавру. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден А. Невского как одну из высших воинских наград, просуществовавшую до Октября 1917 года. Во время Великой Отечественной войны по инициативе И.В. Сталина в 1942 году эта награда была восстановлена, но в советском варианте. Ею награждались командиры от взводов до дивизий включительно за личную отвагу и умелое руководство воинскими частями. В годы Великой Отечественной войны на денежные средства Русской Православной Церкви была создана воздушная эскадрилья имени Александра Невского. Выдающиеся русские и советские художники (В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, П. Д. Корин) изображали его на своих картинах. Композитор С.С. Прокофьев одну из 6 кантат посвятил великому государственному деятелю и святому. Советский кинорежиссёр С.М. Эйзенштейн по заданию Сталина снял в 1938 году, ставший легендарной классикой советского кинематографа,  художественный фильм «Александр Невский». Образ А. Невского сыграл выдающийся советский киноактер Николай Черкасов. Память о великом князе сохраняется сегодня в памятниках, названиях улиц и площадей, в том числе и в Ярославской области, на его родине – г. Переславль-Залесский.

 Корнилов В.И., доцент, к.э.н.

Комментарий “Внешнеполитический курс А. Невского на столетия вперед предопределил ход развития русской истории

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *