За последний год власти сократили 200 маршрутов наземного общественного транспорта в 84 крупнейших городах России, из них 190 автобусных линий и десять троллейбусных. Это следует из рейтинга городов по качеству общественного транспорта, который подготовила компания Simetra (занимается транспортным моделированием). Общее число маршрутов сократилось почти на 4%, передал РБК через представителя руководитель группы общественного транспорта Simetra Юрий Сурнин.
По данным компании, число автобусов, заявляемых для работы в этих городах, сократилось на 7% (с 61 тыс. до 56,7 тыс. единиц), суммарный парк троллейбусов и трамваев — на 3% (с 11,9 до 11,6 тыс.). В совокупности эти данные могут быть плохим сигналом, свидетельствующим о стагнации систем городских пассажирских перевозок, предупреждает Сурнин.
Последний год оказался непростым для развития общественного транспорта в регионах, заявил первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Николай Цехомский (его комментарий приводится во вступлении к рейтингу Simetra, в пресс-службе ВЭБа его подтвердили). По его словам, разрыв сложившихся логистических цепочек, перебои с поставками комплектующих, рост цен и другие факторы затрудняли работу производителей подвижного состава и операторов перевозок.
После начала военной спецоперации на Украине западные страны ввели против России масштабные санкции, а зарубежные поставщики отказались работать с российскими компаниями, поэтому некоторым из них пришлось резко снижать производство. Например, Тихвинский вагоностроительный завод уходил в простой на 2,5 месяца — с середины мая до 1 августа — из-за дефицита подшипников, производимых в США. «В таких условиях сложно было ожидать кардинального прорыва в развитии общественного транспорта в городах. Ряд проектов модернизации транспортных систем был поставлен на паузу, по запущенным проектам имели место сдвиги графика реализации», — отмечает Цехомский.
Есть риски снижения производства подвижного состава или его потребительских свойств из-за проблем с импортной комплектацией в 2023 году, добавляет партнер Strategy Partners Александр Постников. Из-за сложностей с поставкой компонентов возможно снижение темпов обновления городского транспорта, соглашается член Общественной палаты, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Зотов объясняет сокращение числа линий общественного транспорта тем, что города стали принимать документы транспортного планирования, которые предполагают оптимизацию маршрутной сети при добавлении бесплатной пересадки. В итоге используется меньшее количество единиц техники, замечает он.
Однако в исследовании Simetra указывается, что интенсивность движения общественного транспорта снижается. За последний год средний интервал движения в 84 крупнейших городах России вырос с 16 до 19 минут, а среднее ожидание на остановке любого маршрута увеличилось с 1,8 до 2 минут. К тому же, по данным Росстата, за девять месяцев 2022 года пассажирооборот автобусного транспорта снизился на 1,2%, до 64,9 млрд пассажиро-километров.