17 декабря Владимир Путин провел 16-ю по счету большую пресс-конференцию. Из-за коронавируса в резиденции «Ново-Огарево» вместе с президентом присутствовали лишь несколько журналистов, остальные участвовали по видеосвязи.
Путин был, что называется, в форме — пресс-конференция длилась 4 часа 29 минут и едва не стала рекордной. Дольше глава государства отвечал на вопросы только в 2018 и 2012 годах.
Всего было задано 68 вопросов. Президент высказался по расследованию, касающемуся отравления Алексея Навального, и расследованию о предполагаемом бывшем зяте президента Кирилле Шамалове. Он впервые прямо заявил, что гонка вооружений с США уже идет, и рассказал о необходимости всеобщей вакцинации от коронавируса.
В части внутренней политики, Путин сказал, что еще не принял решение, баллотироваться ли на пятый президентский срок. Он также выразил уверенность, что выборы в 2021 году пройдут на фоне прямого западного вмешательства. Что осталось за рамками пресс-конференции?
— Задача президента была ясна: с одной стороны, показать, что мы держимся, с другой — обозначить, что болевые точки находятся под контролем, и ситуация управляема, — отмечает лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — Путин держался уверенно и готовился тщательно — это было видно даже по мелочам. Из позитива я бы отметил, что сдаваться Западу мы не собираемся, будем бороться, и для всех нас главное — Россия. Такой патриотический призыв звучал с первой и до последней минуты — с этим стоит согласиться.
По Украине президент сказал, что мы не пойдем на поводу у бандеровцев и цэрэушников — Донбасс не сдадим. Что Белоруссия наш друг и союзник — мы ее защищали и будем защищать. И что не надо Западу иронично называть нас «белыми и пушистыми» — они сами наплевали на все договоренности. НАТО расползается, и это для нас реальная угроза — но мы на нее отвечаем: Российская армия в хорошем состоянии. Кроме того, успешно ведется разработка новых вооружений. С этим также стоит согласиться.
Вместе с тем, за все время пресс-конференции президент не нашел слов, чтобы сформулировать свое отношение к нынешней — качественно новой — ситуации. Из-за коронавируса мир стал другим. Об этой ситуации генсек ООН Гутерриш, выступая на форуме Нобелевской премии, сказал: мы стоим перед лицом сильнейшей глобальной рецессии за восемь десятилетий, растет уровень крайней бедности и угроза голода, а государственные деятели оказались не в силах сложить потенциалы, чтобы побороть вирус, который не знает ни границ, ни политических пристрастий.
На пресс-конференции эти темы звучали, но приглушенно. Главное — Путин так и не ответил на вопрос, куда идет страна. Между тем, под Россию со времен развала СССР заложено немало мин. Их не обезвредили, и сейчас они тикают под зданием российской государственности, об укреплении которой Путин говорил на пресс-конференции.
«СП»: — Что конкретно это за мины?
— Первая мина — это воровская приватизация 1990-х. Напомню, когда весной 1999 года в Думе был объявлен импичмент Ельцину, вместе с ним к ответственности пытались привлечь Гайдара и Чубайса — в том числе за преступную приватизацию. Госдуме тогда не хватило полутора десятков голосов для принятия такого решения. В 2005-м глава Счетной палаты Степашин подготовил доклад об итогах приватизации. Тем не менее, власть так и не дала оценки ни приватизации, ни «лихим 1990-м».
И вот теперь правительством Мишустина принято, пожалуй, самое вредное решение — о дальнейшей приватизации госсобственности. Его готовил министр финансов Силуанов со своей либеральной командой. Винзавод «Массандра» уже продали за бесценок — с его уникальной, старейшей в стране коллекцией вин. Эту коллекцию спасали даже в годы Великой Отечественной войны — что сумели вывезли, а часть коллекции замуровали в горе. А сегодня ее пустили с молотка!
На продажу выставляют «Совкомфлот», «Русгидро», «Транснефть» — это просто немыслимо! Наконец, с молотка готовятся пустить МУПы и ГУПы, без чего городские власти не смогут ничем управлять. А если ты не управляешь электроснабжением, водоотведением и котельными — ты не мэр! Дальнейшая приватизация только усугубит положение, и мина, заложенная под безостановочно деградирующую систему управления, неизбежно взорвется!
Другая мина — обстановка в стране порождает огромное неудовлетворение у молодежи. По данным социологов, еще в конце прошлого года 36% молодых людей в возрасте 18−25 лет были готовы голосовать за действующую власть. Теперь таких среди молодежи почти вдвое меньше! Молодые люди не видят для себя будущего в России — треть готова уехать за границу, а каждый второй выпускник вуза с красным дипломом не может найти работу!
Молодежь поняла, что ей не досталось ни заводов, ни фабрик, ни земли, ни рудников. Она требует справедливости и социализации — ее недовольство резко нарастает. Путин, я считаю, должен был в ходе пресс-конференции дать ответ на этот вызов — он сегодня грозный и опасный!
Еще один вызов — колоссальное расслоение в России. На пресс-конференции журналист «Комсомолки» Гамов пытался спросить, почему цены растут, а люди нищают. Но Путин ушел от ответа — мол, было и хуже в 90-х и в начале 2000-х. Но правда в том, что у нас экономика десятый год топчется на месте, а неравенство становится кричащим. Даже в период пандемии российская олигархия хапнула почти 3 трлн. рублей — и по-прежнему не хочет платить налоги, и вкладывать в современные технологии.
Наконец, в России износ основных фондов достиг предела, и ребром встает вопрос: что делать с ремонтом инфраструктуры, как развивать базовые производства и отрасли, какое у нас, в связи с этим будущее? Все эти вопросы остались без ответа.
Путин также ушел от обсуждения проблемы вымирания страны, и от проблемы коррупции. Между тем, это две язвы, которые буквально уничтожают Россию. К примеру, в Псковской области — одной из 20 ключевых русских областей страны — опустошение как в войну! Регион потерял четверть населения, все базовые отрасли промышленности оказались уничтоженными!
На этом фоне идет деградация системы образования. Правда, на пресс-конференции Путин подчеркнул: дистанционного школьного и вузовского образования на постоянной основе быть не может. Но реформа образования, которую реализовывали Фурсенко и Ливанов, и которая уничтожает классическую русско-советскую школу, никуда не делась, она продолжается. И это тоже ключевой вопрос, который остался без ответа.
«СП»: — Есть ли надежда на перемены?
— Фундаментальных перемен, если исходить из сказанного на пресс-конференции, не предвидится. Путин, говоря о выборах в Госдуму-2021, вновь озвучил идею Кириенко: на выборы пойдут не только традиционные партии, но и новые — всего 15−16 партий. Задача при этом одна — растащить голоса недовольных и снова дать «Единой России» возможность занять большинство мест в парламенте. Хотя рейтинг партии власти уже упал ниже 30% и продолжает таять.
Тем временем, цены на продовольствие в стране растут, жилье подорожало на 8%. Услуги ЖКХ в среднем по стране вырастут летом минимум на 4%. А в некоторых регионах планируется и более существенный рост. В Якутии — на 6%, в Кемеровской области — почти на 13%. Инфляция на продовольствие, лекарства и предметы гигиены перехлестнула 14%! Нам рассказывают, что так происходит во всех странах, но это неправда. В том же Китае наблюдается стремительное снижение цен. Масло в сравнении с прошлым годом подешевело на 7%, яйца — на 17%, транспортные услуги — на 4%. Вот с кого надо брать пример!
Так что большая пресс-конференция Путина получилась, скорее, психотерапевтической. Ну и детям до семи лет президент дал в качестве подарка по 5 тысяч рублей. Это хорошо, конечно. Но разве детям восьми или десяти лет кушать не надо, и Новый год им не встречать? Президент мог бы расщедриться и всем детям дать понемногу. Но главное — Путин мог бы использовать огромный капитал в виде средств ФНБ и золотовалютных резервов на развитие России. А у нас эти миллиарды лежат мертвым грузом, поскольку припасены для спасения олигархии.
Свободная Пресса