Геннадий Зюганов: Три главных урока эпохи Сталина

1-32
70 лет назад, 5 марта 1953 года, ушел из жизни Иосиф Сталин. Газета «Правда» день спустя писала: «Дорогие товарищи и друзья! Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Совет Министров СССР и Президиум Верховного Совета СССР с чувством великой скорби извещают партию и всех трудящихся Советского Союза, что 5 марта в 9 час. 50 минут перестало биться сердце соратника и гениального продолжателя дела Ленина, мудрого вождя и учителя Коммунистической партии и советского народа — Иосифа Виссарионовича Сталина. Бессмертное имя Сталина всегда будет жить в сердцах советского народа и всего прогрессивного человечества».
О том, что значит фигура Сталина сегодня, и какие уроки из сталинской эпохи нам следует извлечь, в интервью «СП» рассказал председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.

— 5 марта исполняется ровно 70 лет, как скончался Иосиф Виссарионович Сталин. Он ушёл, но его великое дело продолжает жить — в наших сердцах, мыслях и стремлениях, в нашей исторической памяти, — говорит лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Тогда, в марте 1953-го, страна на четыре дня погрузилась в траур. Люди плакали, прекрасно понимая: ушел из жизни человек, от которого зависела их судьба, их настоящее и будущее.
Абсолютное большинство советских людей не видели Сталина — тогда еще не было телевидения. Некоторые читали о нем в газетах, другие слушали радио. Но советские граждане прекрасно понимали, что он есть, думает, заботится о них. И ощущали это на себе ежедневно.
Три дня и три ночи к Колонному залу шли люди, чтобы проститься со Сталиным. Из семи миллионов москвичей около двух миллионов пришли туда в те дни. Прощались все — погрузились в тишину заводы и фабрики, прекратились концерты и спектакли. Страна оплакивала уход своего лидера и вождя.

«СП»: — Вы сами помните этот день?

— Да. Мне было восемь лет. Отец поставил на стол газету с небольшим портретом Сталина в траурной рамке и сказал: «Помни, ушел из жизни человек, благодаря которому мы выжили, победили, и благодаря которому с нами считалась вся планета».
Годы спустя, когда началась горбачевско-яковлевско-ельцинская вакханалия клеветы на великую Советскую эпоху, я еще раз обратился к документам. Думал: неужели все ошибались — те, кто был с ним рядом, кто под его командованием обеспечивал Победу, кто вместе с ним строил и отстаивал нашу великую Родину?
И вот что говорят документы. За пять месяцев до кончины Сталина, в октябре 1952 года, состоялся XIX съезд ВКП (б). На нем выступили 43 представителя зарубежных коммунистических рабочих партий. Еще 20 стран были вынуждены ограничиться приветственными посланиями, поскольку уже разыгралась холодная война, и многим приехать на съезд было просто невозможно.
Должен сказать, это были восторженные приветствия, удивительные пожелания. Они были абсолютно искренними, шли от сердца. Неискренне, просто для протокола, такое не говорят. Все благодарили Сталина за советский пример заботы о человеке труда, за победу над фашизмом, за освобождение от колониального ига. За то, что он боролся за подлинную свободу, настоящую демократию и достойную жизнь трудового народа.
Я хотел бы, чтобы наша власть перепечатала бы эти отклики сегодня. И показала бы, каким было реальное отношение к Сталину у тех же европейцев. Поздравления советскому лидеру поступили из 24 стран Европы. Я был потрясен тем, какой искренностью, каким энтузиазмом они наполнены.
Сегодня одичавшие европейцы объявляют войну Русскому миру — великой культуре, нашим выдающимся победам — и поддерживают нацизм и бандеровщину. Такое отсутствие исторической памяти и уважения просто поражает!

«СП»: — Как отзывались о Сталине современники?

— У меня в руках книжка «Сталин» из серии ЖЗЛ. Здесь высказывания практически всех, кто при жизни знал его, понимал и глубоко прочувствовал подлинный смысл его деятельности. Среди авторов этих воспоминаний вы не найдете никого, кто хулил бы Сталина, ставил бы под сомнение величие его наследия. Причем состав тех, кто говорит здесь о Сталине, очень разнообразен. Из их слов следует чрезвычайно важный вывод: авторитет советского вождя оставался неизменно высоким даже в самое сложное время, когда вера в жизнеспособность нашего государства подвергалась серьезнейшей проверке на прочность. В суровые времена, когда Красная армия отступала до Москвы, до Волги, можно было сорваться, удариться в панику, наговорить что угодно. Но нет, ничего подобного не происходило.
Я читал мемуары Жукова, Василевского, Конева, Рокоссовского. Нигде о Сталине худого слова нет. Как и в особенно дорогих мне мемуарах Ивана Христофоровича Баграмяна, который командовал фронтом и освобождал мой родной Орел.
Я лично встречался с Баграмяном и спросил его о Сталине. Он сказал: «Сталин всегда выслушивал, и если ты настаивал — если ты убеждал, был уверен — как правило, шел навстречу. Он с большим пониманием относился к нашим конкретным предложениям. И если он говорил, к примеру, чтобы нам дали дополнительный корпус, то я был совершенно уверен, что вовремя получу подкрепление».
Сегодня, когда идет война против нацизма и фашизма, когда мы проводим специальную. военную операцию на Украине, самое время перечитать Сталина и поучиться у него!

«СП»: — Как к Сталину относились иностранцы?

— Черчилль в 1918 году призывал расправиться с Лениным и Сталиным, требовал задушить Советскую республику. Но позднее тот же Черчилль оставил о Сталине воспоминания, наполненные чрезвычайно высокими оценками. Говоря о лидере Советской страны, он признавал: даже мне, воспитанному в британском парламенте, нечего противопоставить его мудрой железной логике и сарказму.
А почитайте де Голля — такая же высокая оценка!
Журнал «Тайм» 4 января 1943 года — за месяц до окончания Сталинградской битвы — признал Сталина человеком года. А британский король Георг VI на конференцию в Тегеране прислал меч с гравировкой: «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь». Это высочайшая оценка храбрости советского солдата и его Верховного Главнокомандующего.
Провожать Сталина в последний путь приехали многие зарубежные делегации. Для них во МХАТе — единственном в стране театре, работавшем в тот день — был дан спектакль «Залп Авроры». И когда на сцену, декорированную как площадь перед Финляндским вокзалом, вышел Ленин в сопровождении Сталина, зал в слезах зааплодировал. Публику долго не могли успокоить, спектакль едва не сорвался, его с трудом удалось довести до конца. Это были искренние соболезнования, искреннее желание продолжить великое дело построения справедливого и по-настоящему прогрессивного общества. То дело, которому Сталин посвятил свою жизнь.

«СП»: — Какие уроки следует извлечь из наследия Сталина?

— Мы выпустили на «Красной линии» многосерийный документальный фильм, посвященный сталинской модернизации. На месте Путина я бы собрал правительство, чтобы этот фильм посмотреть и обсудить. В нем ясно показано, каким образом распавшаяся империя собралась воедино. Как под знаменами труда, справедливости и дружбы она побеждала. Как страна, в которой еще недавно не было массового производства самолетов, автомобилей и танков, к 1941 году стала индустриальной державой — мощной, технологичной, образованной и храброй.
Сегодня из политики Сталина нужно извлечь три главных урока.
Первый — это опережающее развитие. Ленинско-сталинская модернизация предложила социалистическую систему, коммунистическую идеологию, высокую духовность и высококлассное образование. И все это не для того, чтобы догнать капиталистический Запад, а для того, чтобы его опередить! И задачу решили блестяще — опередили Европу, опередили фашистский рейх!
Суть опережающего развития была выражена в темпах роста экономики: 14% прироста ВВП в среднем в год на протяжении 30 лет сталинского правления! Ничего подобного история человечества не знала. Экономика, которая росла такими фантастическими темпами, служила не кучке нуворишей, а обществу. Тем самым людям, которые 5 марта оплакивали Сталина и понимали: ушел человек, которому они обязаны всем в этой жизни.
Второй урок — сплоченность и единство. Раны Гражданской войны — раны противоборства — долго не заживали. Сталин понял это одним из первых. Он поддерживал всех, кто достоверно показывал трагедию этого противоборства в литературе, в театре, в кино. И одновременно делал все, чтобы рождалась новая интеллигенция, новое поколение победителей — людей, способных отстаивать свою любимую Державу и интересы трудового народа.
Главным для Сталина всегда был человек труда. Он с гордостью носил золотую звезду Героя социалистического труда. Когда президиум ЦК ВКП (б), с подачи Калинина, представил его к звезде Героя Советского Союза, он отчитал Калинина. И сказал: не надо было этого делать! Решение о награждении было принято, но звезду Героя Советского Союза Сталин практически никогда не носил.
А когда предложили учредить орден Сталина — образец уже принесли — он посмотрел и сказал: мы будем награждать орденом Ленина, а это положите в архив. Я видел эту награду. В Эрмитаже есть закрытый раздел «Мировые награды» — там в единственном экземпляре и лежит орден Сталина.
Единство и сплоченность, укреплявшиеся в советском обществе, проявились и в том, чтобы протянуть руку тем, кто пострадал в период революционного преобразования страны. Были восстановлены казачьи полки и дивизии, возвращены права тем, кто был раскулачен и оказался в ссылке. Во многом благодаря этому сложился единый советский народ, принявший в годы Великой Отечественной сражение с фашизмом и победивший в нем. Никто не делил людей на русских, украинцев, белорусов, узбеков, азербайджанцев. Все сражались за Родину, за Сталина — сражались отчаянно и храбро.
Вот и этому надо сегодня учится и Путину, и Шойгу. Учиться, а не держать вокруг себя пятую колонну, которая по-прежнему сквозь зубы говорит о сталинской эпохе. Не хватило даже мужества вернуть Сталинграду его истинное героическое имя! Они боятся великого подвига нашего народа. А без уважения к этому подвигу, без стремления возродить главные ценности и принципы, на которых он был основан, сегодня побеждать невозможно!
Третий урок — это стратегический паритет. Когда Сталин ушел из жизни, у нас уже было ядерное оружие, и полным ходом развивалась ракетно-космическая техника. Он все делал для того, чтобы укрепить нашу безопасность. В июле 1945 года, во время Потсдамской конференции, Трумэн объявил, что американцы испытали ядерное оружия. Потом он писал, что в этот момент «на лице Сталина не дернулся ни один мускул, мне показалось, он не понял, что отныне будет ядерная дипломатия, и мы будем диктовать условия».
Но Сталин все прекрасно понял. И понял гораздо раньше. Уже в 1943 году им была подписана почти тысяча документов по созданию и развитию ракетно-ядерных вооружений. На всех этих документах стояла виза Курчатова — Сталин опирался на науку, все делал, чтобы поощрять, награждать и всячески поддерживать ученых. Потому что их колоссальная роль в развитии страны, в обеспечении ее достойного и безопасного будущего была не просто очевидной для советского лидера. Она была одним из важнейших ориентиров его политики.
Курчатов, Королев и Келдыш — три гения, благодаря которым мы и сегодня имеем ракетно-ядерный потенциал, позволяющий отразить нападение любого агрессора. Они были поощрены и поддержаны Советским государством. Тот же Курчатов ушел из жизни в 57 лет, имея Ленинскую премию, четыре Сталинских премии, пять орденов Ленина, и будучи трижды Героем Социалистического труда. Вот как отмечали заслуги великих ученых — и как на них опирались!
Давно пора и президенту, и правительству, и Володину с Матвиенко опереться на великую отечественную науку, на наших талантливых людей, а не просто приглашать их на официальные мероприятия от случая к случаю! Любое решение должно быть продумано и просчитано — тогда будет гарантирован реальный паритет с нашими стратегическими противниками, тогда мы станем побеждать и добиваться необходимых результатов!

«СП»: — Сталин готовил себе смену?

— Он понимал, что нужно провести обновление в партии, и все делал для этого. Смену он готовил, и очень тщательно. Если посмотреть на последнюю команду Сталина — президиум ЦК КПСС — то мы увидим, что он был избран 16 октября 1952 года. Тогда избрали 25 членов Президиума, ввели в его состав талантливых и прогрессивных людей. Кстати, были избраны и 11 кандидатов в члены Президиума. Среди них — Брежнев и Косыгин.
Уже тогда делалась ставка на людей современных, прошедших войну. К слову, Косыгин вместе со Шверником во время войны занимался эвакуацией советских предприятий. 1500 заводов переправили за Волгу — целую советскую цивилизацию! И через два-три месяца эти заводы на Урале, в Сибири, Средней Азии стали выпускать лучшие самолеты, танки и орудия.
Сталин по достоинству оценивал талантливых специалистов. Выступая на октябрьском пленуме 1952 года, за пять месяцев до своей кончины, он особо подчеркнул: Съезд Партии прошел хорошо, есть единство, но некоторые выражают несогласие с нашими решениями. Надо поднимать роль партии, партийных комитетов, укреплять связь с народом, работать в народных массах — все это требует притока молодых, свежих сил в ЦК.
Я считаю, Сталину не хватило двух-трех лет, чтобы до конца осуществить необходимые преобразования и вывести на авансцену новую плеяду руководящих кадров. А приход к власти Хрущева развернул политику на 90 градусов. По сути, привел к предательству великих идеалов ленинско-сталинской модернизации.
А потом ельцины, горбачевы и яковлевы повели себя уже как откровенные американские марионетки, которые предавали страну и партию уже совершенно открыто. И попросту встроили Россию в хвост дяди Сэма.
Теперь, спустя 30 лет, последствия этой омерзительной предательской политики совершенно очевидны. Вся эта свора русофобов-антисоветчиков оказалась не в состоянии предложить стране ничего полезного и перспективного. Да и не собиралась этого делать. Американцам после Карибского кризиса стало очевидно, что у нас с ними паритет. Они тогда создали около сотни институтов, которые разрабатывали планы уничтожения нашей страны. Принялись формировать американизированную пятую колонну. Сделали ставку на промывание мозгов путем информационной войны, на реанимацию нацистов, фашистов, бандеровцев.
Сегодня мы должны понимать: сталинская эпоха принесла выдающиеся результаты. А предательство и разрушение ее наследия привело и к распаду страны, и к нынешней агрессии глобалистского Запада против нас. Сегодня англосаксы решили утвердить свой общемировой диктат — электронно-цифровой концлагерь, который будет пострашнее гитлеровского. Тот не скрывал, что идет уничтожать нас — это было прямо заявлено в планах «Барбаросса», «Ост», «Голод». Сегодня последователи фашистов в Америке и Европе открыто декларируют то же самое. Они даже не считают нужным маскировать свое стремление уничтожить Русский мир, ликвидировать Русскую цивилизацию! И прямо заявляют, что их ключевая цель состоит именно в этом.
Ничего у них не выйдет! Но нынешняя власть должна помнить: победили фашизм коммунисты. Из десятимиллионной армии, которая сражалась против Гитлера и его приспешников, 3,5 миллиона были коммунистами. А остальные — комсомольцами и убежденными сторонниками Советской власти — даже если не имели партийных и комсомольских билетов.
Наша задача сейчас — все сделать, чтобы соединить русскую идею, народный патриотизм с советской справедливостью. Тогда и придут новые победы.
Кланяясь светлой памяти великого вождя, сердце которого перестало биться 70 лет назад, я еще раз призываю к правдивой и справедливой оценке нашей истории. Мы обязаны извлечь три главных урока из великой сталинской эпохи, сплотиться и одержать новую победу над нацизмом, фашизмом и американским глобализмом.

Комментарий “Геннадий Зюганов: Три главных урока эпохи Сталина

  1. Мне хотелось бы, к тому, что сказал Г.А. Зюганов об уроках Сталина, добавить еще один сталинский урок. При Ленине, благодаря его непререкаемому авторитету высшее партийное руководство внешне выглядело как монолит. С его смертью оно моментально распалось на две группировки: одна во главе со Сталиным, а в другой — доминировал Троцкий. Подобный расклад политических сил в партии Ленин предвидел, о чем он убедительно написал в заметке «Письмо к Съезду». Он понимал, что раскол партийной элиты приведет к гибели социалистического государства, поскольку партия большевиков на то время являлась его основным несущим каркасом. Ленинское предвидение один к одному сбылось, но уже вначале 90-х гг. ХХ века, когда политическая борьба между Горбачевым и Ельциным привела к ликвидации сперва Коммунистической партии, а затем и союзного государства. Тогда Ленин в работах «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Письмо к съезду» предложил ряд мер по преодолению надвигавшегося раскола в Партии: увеличить за счет рабочих и крестьян состав Рабоче-крестьянской инспекции, которая в те годы контролировала высшее руководство партии. В письме он рекомендовал переизбрать Сталина с поста генерального секретаря как человека вспыльчивого и в некоторой степени грубого во взаимоотношениях с коллегами по партии. Если первое предложение было реализовано, то второе – нет. В соответствии с ленинской оценкой Сталин готов был сложить полномочия. Однако абсолютное большинство делегатов XIII съезда РКП (б) не поддержало ленинское предложение. Данный факт наглядно свидетельствовал об огромном авторитете Сталина в партии, по крайней мере, в руководящих ее кругах. И это несмотря на то, что сторонники Троцкого за глаза характеризовали его «выдающейся посредственностью». В дальнейшем для проверки прочности своего положения в партии Сталин был инициатором еще двух своих добровольных отставок с высшего поста: в декабре 1926 года – в период острейшей борьбы с Троцким, Зиновьевым и Каменевым, в октябре 1952 года в силу возраста. В обоих случаях он получил абсолютную поддержку со стороны партийного руководства страны.
    В последующие годы Сталин никогда не держал обиды на Ленина. Он всегда с трепетом называл себя его учеником. По словам Р. Косолапова, бывшего главного редактора журнала «Коммунист», до войны ходила легенда, что Сталин глубокой ночью приходил в мавзолей и часами просиживал перед саргофаком, глядя на светлый профиль Ильича. Мысленно советовался с ним. Сталин оказался единственным в истории советского государства политиком, который не охаивал своего предшественника, а, наоборот, по возможности, постоянно подчеркивал исключительно его положительную
    роль в Партии и стране. Хотя у Ленина были ошибки, и он признавал их. В работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» он прямо отмечал, что ошибок только у того нет, кто ничего не делает. В этом проявилась прозорливость Сталина как государственного деятеля: нельзя строить государство, если презрительно относишься к тому, кто до тебя был его руководителем. И действительно линия на «оплевывание» всего положительного в делах своего предшественника, заданная Н.С. Хрущевым, продолженная Л.И. Брежневым и завершенная в наиболее гротескной форме М.С. Горбачевым, привела к полной дискредитации партийно-государственной власти и социализма в глазах советского общества вплоть до ликвидации СССР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *