ДУМА «ПОД ЁЛОЧКУ»

1

Бюджет на 2024 год, перераспределение полномочий в сфере теплоснабжения и транспорта, приватизация имущества, находящегося в региональной собственности, реализация программы капитального ремонта. Эти и другие темы стали предметом обсуждения на последнем плановом заседании первой осенней сессии Ярославской областной Думы восьмого созыва. Атмосфера в зале соответствовала снежной погоде за окном. Некоторые вопросы из числа включённых в повестку вызвали оживлённую дискуссию, тон которой задавали депутаты фракции КПРФ.

Бюджет принят, проблемы остались

 Главной темой заседания, конечно, стало второе чтение проекта основного финансового документа региона на будущий год. Представить его парламентариям прибыл лично губернатор Михаил Евраев, не частый гость в думских стенах. Со времен первоначальной редакции доходная часть казны увеличилась до 132,6 миллиарда рублей, а расходная возросла до 129,8 миллиарда. Бюджет принят с профицитом в размере 2,77 миллиарда. При этом, федеральные поступления в настоящий момент составляют только 19,5 миллиарда. Что меньше, чем в 2023 году. До 1 декабря к законопроекту поступило более 300 поправок. Большая часть (286) была внесена правительством и, главным образом, учитывала перераспределение ассигнований между государственными программами, разделами, целевыми статьями и главными распорядителями средств. От парламентариев поступило 18 поправок, и практически половину из них внесли депутаты фракции КПРФ. Среди всех оппозиционных партий коммунисты единственные выступили со своими предложениями.

Напомним, что в их числе было выделение 500 миллионов рублей на закупку лекарственных препаратов для льготных категорий граждан, 100 миллионов рублей – на обеспечение жильём детей-сирот, 40 миллионов рублей – на увеличение ежегодной выплаты «детям войны» и 26 миллионов рублей – на улучшение жилищных условий многодетных семей. Ещё 100 миллионов рублей предлагалось заложить на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, 50 миллионов рублей предусмотреть в качестве субсидии муниципальным образованиям на обустройство ливневой канализации и 10 миллионов рублей направить на реставрацию и сохранение памятников советского периода. Наконец, последняя инициатива касалась приобретения 6 низкозольных троллейбусов на сумму 200 миллионов рублей за счёт отказа от покупки передвижной телевизионной станции для одного из областных телеканалов.

Всю неделю до заседания Думы депутаты-коммунисты бились за свои поправки на заседаниях профильных комитетов, обосновывая их высокую социальную значимость. Ведь все предложения были продиктованы чаяниями народа. Однако парламентское большинство в лице фракции «Единая Россия» как всегда осталось глухим к просьбам людей. Не услышали их и в правительстве области. Губернаторские финансисты отклонили все поправки фракции КПРФ, хотя они были подготовлены в строгом соответствии с законом и содержали положенное обоснование.

— К сожалению, понимания со стороны правительства и большинства депутатов при обсуждении данных поправок не было. Хотя, к примеру, поправка по ливневой канализации предусматривает начало движения по решению одной из самых насущных проблем, затрагивающей жителей всей Ярославской области. На мой взгляд, в правительстве живут какими-то прошлыми временами, и не желают в неё вникнуть. Далее – обеспечение отдельных категорий граждан льготными лекарствами. Да, движение со стороны исполнительной власти здесь есть. Но его явно недостаточно. Скажем, население Владимирской области примерно сопоставимо с Ярославской. Но финансирование там выделено почти в два раза больше, чем у нас. Как мы такими темпами эту проблему решим? И недавняя новость об отказе обеспечить медикаментами ветерана – яркое подтверждение имеющихся трудностей, о которых не раз говорили депутаты фракции КПРФ. Не понимаю, почему правительство не хочет решить этот вопрос и закрыть его навсегда. Третья поправка – поддержка «детей войны». У нас у всех родители с того времени. Они рады, что в этом году у них наконец-то появилась единовременная выплата. Но что нам мешает при доходах бюджета в 132 миллиарда добавить ещё немного средств, чтобы хоть как-то отблагодарить этих людей? Увы, здесь правительство тоже не идёт нам навстречу. Наконец, удручает ситуация с развитием троллейбусного движения в Ярославле. Должна быть преемственность решений исполнительной власти. Раньше мэрия говорила: мы продадим депо на городском валу, но взамен сделаем первое, второе и третье. Ничего не сделано. О чём можно говорить после этого. И как после этого можно смотреть людям в глаза? Поправка была призвана хотя бы немного снять остроту этих вопросов. Но опять не была поддержана! – констатировал депутат-коммунист Валерий Байло.

Сожаление по поводу позиции исполнительной власти и сомнительных приоритетов бюджетной политики высказала и председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова:

— Наши поправки подготовлены в развитие социально значимых мероприятий. Мы вносим их уже не первый год. Две из них касаются улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан – детей-сирот и многодетных семей. Про детей-сирот мы говорим уже ни одну пятилетку. Но тщетно – очередь практически не уменьшается. Сейчас у нас принят закон о жилищных сертификатах. Но на эти цели заложено всего 100 миллионов рублей, что совершенно недостаточно. Мы предложили добавить ещё 100 миллионов. Но правительство нас в этом не поддержало. В свою очередь, на улучшение жилищных условий многодетных семей в бюджете 2024 года сегодня заложено всего 24 миллиона рублей. Очередь здесь тоже большая. Демографический провал в области нам с таким подходом не преодолеть. Поэтому нужно выбирать: или мы решаем этот вопрос, или строим ледовые катки за десятки миллионов рублей. И приоритетом явно являются не катки. Ещё одна важная тема – наше культурное и историческое наследие. Мы предложили нашим муниципальным образованиям решить вопрос с реставрацией памятников советского периода. Во многих городах и районах они пришли в негодность. Но правительство указывает нам, что субсидию мы выделять не можем – это полномочия органов местного самоуправления. Хотя речь о совершенно небольших деньгах – всего 10  миллионов. Поэтому мы настаиваем на принятии наших поправок, поскольку они имеют важное социальное значение.

К сожалению, призыв коммунистов так и не был услышан большинством остальных депутатов. Поправки были отклонены. Но такой результат лишь усугубляет имеющиеся проблемы, которыми всё равно придётся заниматься. Поэтому фракция КПРФ настояла, чтобы это решение не откладывали в долгий ящик. В итоге в ближайшее время законодатели вернутся к рассмотрению наиболее трудных вопросов. Так, комитет по здравоохранению поручил правительству предоставить информацию о потребности в финансовых средствах на льготное лекарственное обеспечение по итогам первого квартала. А комитету по образованию и культуре председателем Думы было дано поручение тщательно проработать вопрос по сохранению памятников советского периода. На контроле оставят и вопрос улучшения жилищных условий многодетных семей и детей-сирот. К нему также вернутся в начале наступающего года.

Передать нельзя оставить

Другой темой, вызвавшей бурное обсуждение, стал законопроект о передаче полномочий по организации теплоснабжения от органов местного самоуправления на уровень Ярославской области. «Передать нельзя оставить»: решить, где поставить запятую весьма непросто. Как это часто бывает, в данном вопросе две стороны медали. С одной стороны, большинство муниципальных теплоснабжающих организаций находятся в крайне неудовлетворительном финансовом состоянии. Растет задолженность за потребляемые ресурсы. Общая сумма долга 16 предприятий составляет  практически миллиард рублей. Это не позволяет поддерживать инфраструктуру в должном состоянии. Инвестиционная программа есть только у 30% котельных. Как итог – увеличивается износ коммунальных объектов, растёт аварийность.

Как отметил министр ЖКХ Ярославской области Алексей Рябченков, наиболее сложная ситуация сложилась в Даниловском и Некоузском районах. Значительные трудности имеются также в Тутаевском районе. Передача полномочий от муниципалов региону, по замыслу авторов законопроекта, позволит добиться консолидации имущества, оптимизировать затраты, разработать мероприятия по восстановлению технического состояния объектов и погасить накопившиеся долги. С другой стороны, есть и объективные риски. Например, негативный опыт работы «Ярославской генерирующей компании», которую в своё время создавали с похожими целями. Её имущество до сих пор находится под арестом. Далеко не всё гладко и после передачи полномочий по водоснабжению и водоотведению (которое состоялось ещё в начале работы бывшего губернатора Дмитрия Миронова). Проблемы никуда не ушли, а решать их зачастую стало сложнее. Также непонятно, на кого фактически ляжет бремя финансовых проблем. К сожалению, часто заложником подобных реформ является население.

— В документах указано, что принятие законопроекта не повлечёт дополнительного расходования бюджетных средств, эксплуатация объектов теплоснабжения будет осуществляться за счёт тарифов теплоснабжающих организаций. Мне кажется, что по факту всё ляжет на плечи людей. И они будут оплачивать все накопившиеся «грехи». Не областной бюджет, а население! – отметила Елена Кузнецова.

Алексей Рябченков поспешил заверить, что есть предельный индекс роста тарифов. И больше него людям платить не придётся. Однако верить в подобные обещания трудно. В памяти людей ещё свежи воспоминания, когда после появления единого оператора по обращению с ТБО стоимость услуг по вывозу мусора возросла в разы. Депутатов волновали и другие вопросы: о гарантиях бесперебойного теплоснабжения, сроках передачи имущества муниципальных предприятий и погашения долгов, перечне мероприятий, которые будут способствовать нормализации ситуации. Серьёзную обеспокоенность вызвал и тот факт, что передача полномочий происходит в разгар отопительного сезона и может вызвать сбои. Одним словом, ясности немного. А разобраться в вопросе исполнительная власть толком не дала – законопроект внесли буквально за три дня до заседания Думы. Поэтому от чиновников ждут подробного плана действий и конкретных положительных результатов.

Мы все работаем для людей, и они не должны страдать от нерадивых теплоснабжающих предприятий. Понятно, что у нас сети гнилые, котельные изношенные, имеются огромные долги. И у таких собственников действительно нужно забирать объекты. Но есть и опасения перегибов. Ломать через колено муниципальные образования по принципу «ты не ловок, дай-ка я» тоже не стоит. Это не гарантирует бесперебойной работы. Мы уже столкнулись с этим, когда передавали полномочия по водоснабжению и водоотведению. И самое главное – тарифы для населения не должны существенно увеличиваться. Поэтому нужна конкретика. Как говорится, доверяй, но проверяй.

По итогам обсуждения большинством голосов законопроект поддержали в двух чтениях. При этом, профильному думскому комитету по ЖКХ было поручено вести мониторинг ситуации и отслеживать возможны проблемы.

Транспортная реформа. Часть вторая.

Ещё одно перераспределение полномочий касалось транспортного обслуживания населения в городе Рыбинске и Рыбинском районе. Его также решили передать на региональный уровень. По сути, речь идёт о продолжении транспортной реформы, запущенной в нынешнем году в Ярославле и пригороде областной столицы. Как доложил депутатам глава министерства транспорта региона Мурат Баснукаев, сегодня во втором по величине городе области и Рыбинском районе действует 48 автобусных маршрутов, которые обслуживает 141 единица техники. Её полностью заменят на новую. Деньги на это были заложены ещё осенью. Уже законтрактовано 66 единиц нового подвижного состава: 30 – среднего класса и 36 – большого класса. Они должны прийти до 1 февраля.

Закупка остальных автобусов также пройдёт в начале года. На маршруты обновлённый транспорт поэтапно начнёт выходить с 1 апреля. Победители конкурсных процедур будут использовать его на условиях аренды, поступления от которой в бюджет региона в будущем году оцениваются в 136 миллионов. Ещё 178 миллионов поступит от продажи билетов. В свою очередь, из казны на второй этап реформы в Рыбинске и районе намерены потратить 507 миллионов рублей. Что существенно меньше, чем в Ярославле. Заказчиком услуг выступит государственное казённое учреждение «Организатор перевозок Ярославской области».

— Если речь идёт об аренде, то на каких условиях будут передавать транспорт? С экипажем или без? Будет ли у перевозчика обязанность по ремонту и обслуживанию подвижного состава, или это будет делать арендодатель? — поинтересовался Валерий Байло.

Мурат Баснукаев ответил, что передавать будут только подвижной состав. При этом, в договоре предусмотрят требование об ответственности перевозчика в случае необходимости ремонта или устранения поломки.

— Если сравнить две схемы реализации транспортной реформы – ту, которая была реализована в Ярославле и ту, которая будет в Рыбинске, то между ними есть одно существенное отличие. В первом случае субсидирование перевозчиков из областного бюджета составляет порядка 83%. Это заоблачная цифра, такого не должно быть. По Рыбинску субсидирование, которое мы видим исходя из представленных цифр, составляет порядка 40%. Принятым «золотым сечением» является субсидирование в размере 30%. Таким образом, мы видим определённую проделанную работу. Осталось довести имеющиеся показатели до оптимальных. Продуманная стоимость аренды является тем механизмом, который позволит это сделать! – подчеркнул Валерий Иванович.

Также депутаты-коммунисты поинтересовались условиями проведения торгов и выразили обеспокоенность насчёт судьбы местных транспортных предприятий. Прежде всего – муниципального «ПАТП-1»: не повторит ли оно историю ярославской «первой пассажирки»? К сожалению, подробностей министр транспорта не раскрыл, сославшись на то, что конкурсная документация пока разрабатывается. Но отметил, что «ПАТП-1» сможет заявиться на конкурс. По имеющимся сведениям, из планируемой документации уже убрали ряд жёстких требований, препятствующих участию муниципального предприятия в торгах. Другой немаловажный вопрос – поднимется ли в новых условиях стоимость проезда для населения? Баснукаев заявил, что на текущий момент увеличение тарифа не планируется, но возможно возвращение к этому вопросу в следующем году. Таким образом, часть вопросов была снята, но часть пока осталась. Поэтому депутаты-коммунисты будут внимательно следить за ситуацией и держать их на контроле.

Власть должна работать для людей!

В целом, первая осенняя сессия областной Думы нового созыва оказалась достаточно насыщенной. В завершении её последнего планового заседания председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова подвела итоги работы как за прошедшие три месяца, так и за год в целом:

Для всех нас уходящий год выдался непростым. Оппозиционным депутатам пришлось пройти трудную избирательную кампанию, которая, по мнению нашей фракции, была нечестной и несправедливой. Жители области на встречах отмечают, что жизнь становится всё хуже и хуже. Зарплаты не повышаются, пенсии у людей мизерные, тарифы и налоги растут, как и цены в магазинах. По мнению граждан, органы исполнительной власти всех уровней не работают в интересах людей. Зато поддерживают бизнес. Взять ту же транспортную реформу, на которую были потрачены миллиарды рублей, но заявленных надёжности, безопасности и комфорта люди не увидели. То же самое касается здравоохранения, обещанной доступности которого мы так и не получили. Даже несмотря на увеличение продолжительности рабочего дня в медицинских организациях, проблему решить не удалось. Большинство обращений граждан, поступающих к депутатам, касается сферы ЖКХ. Управляющие компании закрылись от людей, а госжилнадзор не выполняет возложенные на него функции. Так и хочется вспомнить слова из фильма: куда же податься бедному крестьянину? С любой проблемой людей отправляют в суд. А как же власть? Не зря на прямую линию Президента поступило более 2 миллионов вопросов. Поэтому мне хочется пожелать, чтобы власть повернулась лицом к людям и начала работать в их интересах!

 

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *