Дыра в кармане

Долги
Хотя кремлёвские власти и ставят себе в заслугу рост зарплат и пенсий россиян на протяжении долгого путинского правления, но если зрить в корень, то есть рассматривать не номинальные, а реальные доходы, повышение благосостояния граждан по сути выходит липовое, существующее лишь на бумаге.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ семь лет россияне стали беднее на 10,6% — такой вывод можно сделать из подсчётов Росстата. Хотя денег в карманах населения благодаря «чуткой заботе» президента с каждым годом вроде бы понемногу прибавляется, однако богаче люди от этого не становятся. Всё прибавление съедают алчная инфляция и неуклонная девальвация рубля. К тому же миллионы наших граждан оказались в долговой кабале.
В России после короткой передышки возобновилось падение уровня жизни. По итогам 2020 года реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 3,5%, отчитался Росстат. Таким образом, итоговый спад 2020-го ликвидировал весь рост доходов, который Росстат по крупицам выжимал последние два года: 1% в 2019 году и 0,1% — в 2020-м. До этого доходы падали четыре года подряд: на 1,2% — в 2014-м, на 3,4% — в 2015-м, на 4,5% — в 2016-м и на 0,5% — в 2017-м. В сумме за семь лет россияне обеднели на 10,6%.
Как же так, ведь получать-то на руки стали больше? Действительно, в рублях за последние семь лет зарплаты в России выросли почти на 17 тысяч рублей, однако в долларовом выражении доходы работающего населения рухнули на 27%. Если в 2013 году средняя зарплата в пересчёте по курсу составляла 918 долларов, то в прошлом — лишь 670. Это минимум с кризисного 2009 года. В итоге с 56-го места в мире по ВВП на душу населения в 2010-м Россия к нынешнему году откатилась на 68-е, по оценкам МВФ.
На протяжении многих лет реальные доходы россиян либо снижались, либо стояли на месте. Понятно, что сейчас власти всё могут списать на пандемию. Но ведь и до неё большого прогресса в деле повышения уровня жизни россиян достигнуто не было. Одна из бед нашей экономики в том, что она является по преимуществу сырьевой, в связи с чем благополучие бюджета и благосостояние граждан находятся в прямой зависимости от нефтегазовой конъюнктуры. А она в последние годы была неблагоприятной.
Но в таком случае, почему за все эти годы так и не была проведена диверсификация экономики? Среди прочего (включая высокую коррупцию в сфере того же госзаказа, где государство теряет сотни миллиардов рублей, правовой произвол в сфере бизнеса) именно архаичная природа путиномики, ничтожная доля инновационного сектора в ней, слабое развитие высокотехнологичных производств являются причиной того, что по развитию мы плетёмся даже не в хвосте передовых стран, а остались далеко позади. Где уж тут мечтать о процветании и зарплатах, достойных статуса «сверхдержавы», каковой, по уверению властей, мы являемся.
Следует ли ждать, что в предстоящие годы россияне будут становиться состоятельнее, и есть ли гарантия, что их не ждёт очередное «потерянное десятилетие» в плане доходов?
«Ситуация с реальными доходами россиян действительно неоднозначная. В пересчёте на доллар мы все стали беднее, причём значительно: рубль находится в долгосрочном нисходящем тренде, его девальвация практически всегда помогает сводить бюджет, если в нём есть провалы по доходам. Диверсификация экономики нужна, даже необходима, но проблема в том, что это процесс затратный и с позиции времени, и с позиции финансов. Австралия начала диверсификацию экономики более семи лет назад и до сих пор находится в этом процессе, хотя эффект есть, и значительный: за это время удалось отказаться от зависимости от доходов со стороны продажи ресурсов, оптимизировать рынок труда, взять под контроль параллельные процессы.
Но Австралия в разы меньше, чем Россия, и структура её экономики при всём сырьевом сходстве иная. России при решительной работе по диверсификации потребуется лет 10—15 для переноса «центра тяжести» и оптимизации доходов и расходов. Непонятно, на что можно делать сейчас ставку: сектор сельского хозяйства потребует денег и реформ, внутреннее производство морально отстаёт от иностранных аналогов, зависимость от импорта всё ещё высокая. Но работу необходимо начинать, и чем быстрее, тем легче она пойдёт. Вряд ли в ближайшие годы россияне станут богаче: бюджет всё такой же сырьевой, расслоение общества всё шире, отставание в технологиях уменьшается, но всё ещё сохраняется, а рынок труда безнадёжно устарел», — сказала «Правде» старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ», в беседе с «Правдой» предположил, что власти проморгали удачный момент, когда в период «тучных годов» нефтяные котировки были на пике и была возможность направлять сверхприбыли на модернизацию нашей отсталой экономики, что позволило бы повысить производительность труда и хотя бы отдалённо приблизить россиян по уровню зарплат к жителям развитых стран.
«В верхах возникла иллюзия, что нефть бесконечна и будет продолжать расти в цене всегда. Мы попросту все предыдущие два десятилетия жили за счёт ресурсной ренты. Нефть, газ, лес, металлы дорожали. Вот их и продавали за рубеж. А вырученные деньги направляли не на реформу экономики, не на замену старого оборудования новым, не на разработку (или хотя бы приобретение — в этом тоже нет ничего зазорного) новейших технологий, мы эти деньги попросту «прожили». Те, кто побогаче, накупили самолётов, яхт, выстроили себе дворцы и виллы в России и за рубежом, вели роскошный образ жизни. Те, кто победнее, пересел с отечественных «Лад» на импортные автомобили. Совсем же бедная часть россиян, составляющая у нас более 20% населения, вовсе не смогла заметно прибавить в качестве жизни. В то же время страна долгие годы фактически не развивалась. Многие направления промышленности были полностью потеряны, и мы в этих сегментах теперь зависим от импорта на 100% или близко к тому. При этом производительность труда у нас более чем в два раза ниже среднемировой (от развитых стран по этому параметру мы отстаём в разы). Рано или поздно, но этот пир должен был закончиться», — отметил Алексей Коренев.
Эксперты полагают, что, несмотря на сырьевую ловушку и отсталость, в которую страну загнали власти, в России имеются возможности и ресурсы для того, чтобы выбраться из ямы, выйти на устойчивые темпы развития, в том числе по показателю роста доходов населения.
«Одна проблема в том, что немалые, даже по меркам нашей огромной страны, деньги, собранные за годы в виде налогов на проданные нефть и газ, находятся в резервах ЦБ и в Фонде национального благосостояния, и правительство не решается использовать их по самому очевидному назначению. То есть в качестве подушки безопасности, которая давно уже позволяет кардинально снизить налоги и поборы с остального бизнеса. Суммарно во всех резервах у России сконцентрирован эквивалент более чем 700 млрд долларов. В пересчёте на рубли этих денег полностью хватает на три годовых бюджета, даже если бы в эти три года у страны совсем не было доходов, а новые налоговые поступления равнялись бы нулю. И уж тем более резервов достаточно, чтобы подстраховать и при необходимости частично профинансировать более длинный переходный период, в ходе которого набрала бы силу несырьевая экономика, направленная частично на внутреннее потребление, частично и на экспорт», — поделился своим мнением с «Правдой» Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик «ТелеТрейд».
По мнению эксперта, государство должно мотивировать частный бизнес вкладываться не только в выкачивание природных ресурсов, но и в инновационный, несырьевой сектор.
«Сейчас крупному капиталу, российским миллиардерам, нефтяным и сталелитейным холдингам невыгодно инвестировать параллельно и много в несырьевой бизнес. Просто потому, что им слишком комфортно живётся на продаже сырья: государство оставляет нефтяникам, металлургам, газовикам слишком высокую долю от их доходов и слишком мало забирает у них в виде налога. Значит, нужны механизмы, которые через более высокую ставку НДД (налог на дополнительный доход), через НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) уменьшили бы рентабельность сырьевых отраслей. Не так, чтобы зарезать курицу, несущую золотые яйца, но так, чтобы самой этой курице оставлять, условно, на доходы и развитие одно-два яйца из десяти. Именно тогда и будет интерес у крупного бизнеса вкладываться в другие современные производства или в интернет-технологии ради настоящей рентабельности, а не ради сомнительных финансовых схем», — отметил аналитик.
Однако на сегодняшний день о каком-то сильно обнадёживающем развороте вектора развития, о появлении шанса на рост доходов и на повышение уровня жизни населения (не по Росстату, а на самом деле — хотя бы для начала на 15—20%), а не на ещё одно потерянное десятилетие говорить пока явно преждевременно. Ведь для того, чтобы преодолеть соскальзывание по инерции всё ниже, требуются и сильная политическая воля, и чёткий план, а их как раз и нет.
Михаил Евстигнеев
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *