Жизнь в гармонии с музыкой

В Ярославской областной библиотеке им Н.А. Некрасова состоялся памятный концерт, посвященный члену Союза композиторов России, талантливому ученому-музыковеду, замечательному концертмейстеру Ирине Степановне Куницыной, ушедшей из жизни на 87 году из жизни. До последнего вздоха она была полна творческих планов на предмет участия в масштабных концертах, создания новых песен на слова, как выдающихся русских поэтов (Пушкин, Есенин, Лермонтов и др.), так и ярких ярославских поэтов (Е. Гусев, С. Осипова, Е. Новиков, П. Зуйков и др.).

И.С. Куницына родилась в сложном, в политическом отношении, 1937 году, в семье инженера-гидролога (отец) и партийного работника (мать). К сожалению, ее отец С. Уманович, по навету недругов, был обвинен в нанесении ущерба социалистической собственности и расстрелян в 1938 году. Ни его супруга, ни ставшие взрослыми его дети, в том числе И.С. Куницына, не сомневались в достоинстве социалистических идеалов. По образу жизни, по взглядам и активности в общественной жизни они были настоящими советскими людьми, патриотами советского государства. Приведу один такой факт. В 2013 году 5 марта левая общественность страны отмечала 60-летие со Дня смерти Сталина. Я попросил ее написать музыку на два стихотворения великого государственного деятеля: «Ходил он от дома к дому» и «Когда луна своим сияньем». Он откликнулась и на концерте «Песни народов Востока», который проходил в бывшем Доме офицеров, эти песни на слова Сталина прозвучали в нашем исполнении. Зал воспринял их бурными аплодисментами, хотя несколько человек из числа зрителей после концерта подошли к нам, выразив протест, вплоть до угроз, что будут жаловаться в вышестоящие инстанции, чтобы запретить наши выступления.

С детских лет И.С. Куницына связала свою судьбу с музыкой: учеба в музыкальной школе № 1 им. В.Е. Баснера и музыкальном училище им Л.В. Собинова. Затем — студентка Новосибирской консерватории, которую закончила с красным дипломом.  Получила направление в музыкальное училище в Улан-Уде, столица Бурятской автономной социалистической республики. Там началось ее восхождение к признанию в музыкальном мире и среди меломанов классической инструментальной и вокальной (русской, советской и зарубежной) музыки. Как талантливого педагога, ее пригласили работать в должности зав. кафедрой истории и теории музыки Восточно-Сибирского ин-та культуры в Улан-Удэ. Она стала соавтором Гимна Бурятской автономной социалистической республики в 1963 году по случаю юбилейного  300-летия вхождения в состав  России. Здесь она много и плодотворно трудилась на ниве преподавательской деятельности, популяризации русской, бурятской и других малых народов Сибири песни. В 1963 году группа советских музыкальных работников во главе с Т.Н. Хренниковым, Председателем Союза композиторов СССР, посетила местное отделение Союза композиторов Бурятии в г. Улан-Уде. Заодно они познакомились с деятельностью музыкального училища и Восточно-Сибирского института культуры: как в их стенах осуществляется подготовка специалистов по разным направлениям: инструментальное исполнительство (по видам инструментов: фортепьяно, баян, народные инструменты), вокальное искусство, хоровое дирижирование, теория музыки. Т.Н. Хренников лично обратил внимание на молодого, но уже, по его мнению, способного преподавателя в области композиции и музыковедения.  При его содействии И.С. Куницына стала членом Бурятского отделения Союза композиторов СССР и получила направление в аспирантуру при  Московской консерватории им. Чайковского. Ее учителями были выдающиеся советские композиторы Д. Шостакович, А. Хачатурян и Г. Свиридов. В числе сокурсниц по учебе в аспирантуре была великая А. Пахмутова, которая в ноябре отметила свое 95-летие. Когда мы с И.С. Куницыной проводили концерт в Актовом зале ЯрГУ им. Демидова в 2009 году по случаю 80-летия со Дня ее рождения, то она на имя Ирины Степановны прислала телеграмму с благодарностью за то высокое, с нашей стороны, внимание к ее песенному творчеству. Сам ректор Ярославского университета им П.Г. Демидова А.И. Русаков зачитал благодарственную телеграмму в зале в присутствии более 380 зрителей на концерте.

После окончания аспирантуры, защитив диссертацию и получив звание кандидата наук по музыковедению, она вернулась в  Новосибирскую консерваторию высококвалифицированным специалистом российского масштаба в области полифонии музыки Баха и С.  Прокофьева. С супругом А.М. Айзенштадом, профессором, видным специалистом в области фольклорной песни малых народов Сибири, Северного Кавказа, Крайнего Севера, трудилась в Свердловской, Петрозаводской, Тбилисской консерваторий. Ее имя вместе с ним занесено в Музыкальную энциклопедию России. Неоднократно была делегатом съездов Союза композиторов СССР. Трудовую деятельность они завершили в Краснодарском институте культуры. Хотелось бы сообщить, что одним из их студентов явился выдающийся Художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Кубанского казачьего хора, Герой труда РФ, народный артист России, В.Г.  Захарченко. Под руководством А.М. Айзенштадта он написал и успешно защитил дипломную работу.

В начале 2000-х годов И.С. Куницына, выйдя на пенсию, вернулась с мужем в родной Ярославль. Она полностью окунулась в музыкально-просветительскую работу на общественных началах: писала музыку на слова многих ярославских поэтов (свыше 40 песен), публиковала в г-те «Северный край» рецензии на исполнение симфоническим оркестром Ярославской филармонии им. Л.В. Собинова (руководитель —  народный артист России М. Аннамамедов) произведений Чайковского, Рахманинова и других выдающихся композиторов. Выпустила в свет два сборника песен, посвященных детям, на слова ярославских поэтов «Песни для детей» и «Патриотические песни для детей». Дружбе народов Белоруси и России посвящен ее сборник песен «Рукопожатие» на слова С.П. Осиповой, который был вручен А. Лукашенко, Президенту Беларуси. В начале нулевых годов она совместно с супругом  являлась инициатором общественного движения по открытию в Ярославле консерватории. В статье «Таланты ждать не могут», опубликованной в г-те «Северный край», И.С. Куницына и А.М. Айзенштадт писали: «Уже само существование в Ярославле симфонического оркестра требует новые кадры с высшим музыкальным образованием. Они нужны также театральным и музыкальным учреждениям города и области. Очень важным является желание многих молодых, талантливых ярославцев учиться в родных местах. Конечно, при открытии консерватории сразу же встанет кадровый вопрос, но его решить нетрудно. Ведь наш город располагает огромным творческим потенциалом: преподаватели музыкального училища и театрального института, солисты филармонии и инструментальных ансамблей, дирижеры хоровых коллективов, а также композиторы и музыковеды – члены ярославского отделения Союза композиторов России. С их приходом в вуз в Ярославле начала бы развиваться музыкальная наука. Важно, чтобы консерватория была многоплановой, открывались бы постепенно новые факультеты, в том числе редкое для музыкального вуза – эстрадное отделение, ведь в Ярославле существует немало самодеятельных джазовых и эстрадных молодежных коллективов. Самое главное: с созданием Ярославской консерватории возрастет музыкальная культура нашего региона. Мы сможем своими собственными силами ставить оперы, оперетты, мюзиклы, а не привозить их со стороны, затрачивая огромные деньги». Жаль, что это начинание не получило соответствующей поддержки со стороны местных и федеральных властей.

Мне посчастливилось с И.С. Куницыной участвовать в концертах на протяжении почти 20 лет. На всю оставшуюся жизнь в моей памяти остался тот день, когда она впервые мне позвонила по телефону. Это произошло 8 февраля 2004 года. Она представилась как музыковед и композитор песен на слова ярославских самодеятельных поэтов под руководством С.П. Осиповой.  Ирина Степановна сообщила мне о желании встретиться со мной и обговорить условия совместной творческой деятельности. Наша встреча произошла в Еврейском культурном центре, где она на общественных началах работала концертмейстером хора. Там она проводила тематические вечера, посвященные выдающимся русским, советским и зарубежным композиторам, сопровождая выступления исполнением их сочинений на фортепиано. В своих воспоминаниях, опубликованных в г-те «Северный край», она отмечала: «На В.И. Корнилова, как певца, обратила мое внимание руководитель самодеятельных поэтов г. Ярославля яркая поэтесса Светлана Павловна Осипова. Однажды она мне сказала, что было  бы неплохо мне познакомиться  с В.И. Корниловым, который обладает красивым голосом и, как певец, пользуется успехом у ярославских любителей вокала. Она отметила, что с включением его в состав поэтической команды позволило бы популяризировать ярославских поэтов через песни на их слова.  Позвонив В.И. Корнилову, встретилась с ним… Тогда нисколько не представляла, что встреча станет поворотной в дальнейшей моей судьбе. С Владимиром Ильичом  зажила полнокровной жизнью как концертмейстер, музыковед и исполнитель фортепианной музыки. Благодаря концертной деятельности у меня появилось много новых замечательных друзей и поклонников моего творчества. Откровенно скажу, совместная деятельность с В.И. Корниловым позволяет мне не замечать груза годов до сих пор.  За все 16 лет совместной деятельности у нас ни разу не было конфликтной ситуации, психологической и моральной усталости друг от друга. С самого первого выступления мы не ограничиваемся только нашими номерами. Как бы прекрасно не исполнялись вокальные и фортепьянные произведения, но разнообразие жанров всегда обогащает любой концерт. Поэтому на сцене всегда звучит инструментальная музыка (скрипка, баян, мандолина и гитара). Выступают поэты, танцоры и мастера художественного слова. Это способствует привлечению новых зрителей. Участники концертов, как и мы, исповедуем  принцип: не повторяться в исполнении. Только новые номера! Повтор номеров в репертуаре разрешается лишь в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, 8- Марта, Дню Великого Октября». В результате такой репертуарной политики за период творческой деятельности наработано свыше 600 вокальных произведений. Среди них: русские народные песни, старинные и классические романсы, советские и зарубежные песни, арии из классических опер.

За огромный вклад исключительно на бескорыстной и благотворительной основе в вокальное искусство и пропаганду лучших традиций песенного творчества на Ярославской земле Ирина Степановна Куницына награждена Грамотами Мэра (дважды), Губернатора Ярославской области (дважды), митрополита Ярославского и Ростовского, а также Министра культуры РФ. По инициативе руководителя фракции коммунистов А.В. Воробьева (2017 г) ей была вручена Почетная грамота Ярославской областной Думы.

В заключении  приведем строчки ярославской поэтессы Светланы Осиповой, которые прозвучали на концерте-памяти в честь И.С. Куницыной:

«Ушла из жизни композитор

И повелитель гамм и нот,

Наш друг, коллега и учитель,

Которую ценил народ.

Подвластны были ей все звуки,

Ей помогали небеса.

Ирины золотые руки
Творили просто чудеса.

Как горько нам, ее коллегам
Ее друзьям, ее родным

И о прекрасном человеке

Мы в сердце память сохраним».

В.И. Корнилов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *