Очередная пленарная неделя в Госдуме началась с принятия 7 февраля в первом чтении нескольких законопроектов, решающих задачу интеграции новых регионов России — Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей — в российское правовое пространство.
Для того чтобы жители новых российских территорий смогли получать пенсии и предусмотренные федеральным законодательством пособия, правительство предложило закрепить ряд положений, взяв за основу опыт Крыма и Севастополя.
На сегодня в четырёх новых субъектах Федерации уже созданы отделения Социального фонда России, которые приступили к назначению и выплате единых пособий на детей и беременных женщин. Пока такую помощь получают родители 22 тысяч детей, выдано более 1000 сертификатов на материнский капитал. В полной мере система пенсионного и социального страхования должна заработать здесь с 1 марта. Независимо от того, сохранились ли в государственных информационных системах сведения о прошлом заработке и стаже гражданина, все те жители новых субъектов Федерации, кому пенсии положены, их получат, заверил официальный представитель правительства статс-секретарь — заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов.
По словам замминистра, у кого были льготы, у того и будут. Кто пользовался мерами поддержки, те и дальше могут рассчитывать на помощь от государства. Кто уже стал пенсионером, тот им и останется. Но так ли это? Надо сказать, что в Запорожской и Херсонской областях пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаковый — 60 лет, а в Донецкой и Луганской республиках возраст выхода на пенсию сохранился в советском варианте — 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Предполагается, что переход на пенсионный возраст по российским нормам в новых регионах продлится до 2032 года, но при подготовке законопроекта ко второму чтению этот адаптационный период, возможно, изменится. Переход к увеличению пенсионного возраста будет регулироваться местными законами и нормативно-правовыми актами.
В условиях военной обстановки многим жителям Новороссии трудно, а подчас и невозможно собрать для назначения пенсии документы, подтверждающие трудовой стаж и заработок. Такие дела будут рассматривать межведомственные комиссии, которые появятся в каждом новом субъекте Федерации. В них войдут представители органов исполнительной власти и общественных организаций, так называемые социальные партнёры, которые на основании косвенных документов и свидетельских показаний будут устанавливать факт заработка и стажа человека. Для тех граждан, которые не смогут подтвердить наличие заработка с 2002 года, то есть с момента введения системы индивидуального персонифицированного учёта, будет взята для расчётов средняя заработная плата по Крыму — для Херсона и Запорожья и по Ростовской области — для Донецка и Луганска.
До назначения пенсий по российскому законодательству за гражданами ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей сохранятся региональные пенсионные выплаты, которые они смогут получать до 29 февраля 2024 года. Пенсии и различные надбавки к ним будут индексироваться жителям новых регионов в том же объёме и в те же сроки, как и в целом по стране.
Фракция КПРФ, поддержав предложенные правительством законопроекты в первом чтении, высказала ряд принципиальных замечаний. По мнению координатора фракции, первого заместителя председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николая Коломейцева, законопроекты не в полной мере учитывают нынешнюю ситуацию и специфику новых регионов. Большая часть территории Донецкой республики ещё не освобождена. Совершенно необоснованно Запорожье по уровню средней заработной платы приравнивается к Крыму и Херсону. «Запорожье так же, как Донецк и Луганск, — это индустриальный регион, где уровень пенсий и зарплат был кратно выше, чем в Крыму, —заметил депутат, уточнив: — Запорожье — это металлургия, нефтехимия, энергетика, и только потом плодородные поля, курорты и порты, которые в экономике занимают не такой большой объём. А что такое Луганск? — продолжил депутат. — Что такое Лисичанско-Северодонецкая агломерация на западе Луганской республики? Это нефтехимия. Там были очень серьёзные производства. А вы говорите — партнёрство. Все олигархи украинские, они нас обманули и сбежали, вы с кем будете там советоваться? — обратился коммунист к представителю правительства. — Архивы у них все централизованы и не находились на территории Лисичанска и Донецка».
Кроме того, убеждён Н. Коломейцев, нельзя чтобы период интеграции определялся региональными законами. Это должна быть прерогатива Федерации. Ведь и Крым, и Севастополь переходили по федеральным законам. Правительству надо бы пригласить специалистов из этих регионов, чтобы учесть все негативные моменты, которые могут возникнуть, считает он.
Скептически отнёсся парламентарий к заявлению правительства, что все льготы будут сохранены. Налицо пример Крыма и Севастополя, где «дети войны» по украинскому законодательству получали помощь государства. Сегодня они не являются льготной категорией. Наконец, надо учитывать и фактор бандеризации, заметил депутат. Нередко директора школ, завучи выполняли за приличную зарплату роль надзирателей за учителями, чтобы те пичкали детей бандеровской пропагандой. Но самым болезненным будет вопрос пенсионного возраста, уверен Николай Васильевич.
Вопросы лекарственного обеспечения и оказания медицинской помощи жителям новых российских регионов были предметом рассмотрения ещё одного законопроекта.
До сих пор основное внимание на новых территориях уделялось экстренной медицинской помощи. Здесь действуют 406 медицинских организаций. Восстановительные работы сейчас ведутся более чем на 170 объектах. Минздрав совместно с минпромторгом обеспечили поставку в новые субъекты Федерации порядка 380 автомобилей «скорой помощи», тем самым обновив более 40 процентов здешнего парка. Для проведения профилактических медицинских осмотров в эти регионы были направлены 50 передвижных комплексов на шасси «Камазов», что позволило за несколько месяцев осмотреть 165 тысяч детей.
Сегодня стоит задача выстраивания системы оказания плановой помощи в соответствии с российскими стандартами, которую правительство и пытается решить с помощью рассматриваемого законопроекта. В конце прошлого года на территории четырёх регионов организованы территориальные фонды обязательного медицинского страхования. До 1 апреля должны быть произведены расчёты по финансовому наполнению программы государственных гарантий в части ОМС. На переходный период правительство предложило вместо страховых медицинских организаций использовать территориальные фонды ОМС.
Алексей Куринный особо подчеркнул последнее обстоятельство. «Сегодня есть возможность опробовать там то, что в Российской Федерации до сих пор не внедрено и к чему мы призываем уже несколько лет, — сказал депутат. — Это ликвидировать страховые организации как совершенно ненужных, в части оказания медицинской помощи, посредников и передать эти функции территориальным фондам ОМС. А те 30 миллиардов рублей, которыми мы кормим из бюджета эти страховые организации, выполняющие исключительно сервисные функции, должны быть возвращены в бюджет и пойти на оказание медицинской помощи».
На что ещё, по мнению фракции КПРФ, надо обратить внимание, так это на лекарственное обеспечение, сделав всё необходимое, чтобы не допустить его ухудшения, и на проблему маршрутизации пациентов. На новых территориях чёткого понимания, куда и как доставить пациента, например с инфарктом миокарда, с нарушением мозгового кровообращения, с онкозаболеванием, чтобы не упустить драгоценное время, пока ещё нет, заметил А. Куринный. Возникают разного рода сложности с согласованием, пересечением блокпостов. Все эти вопросы требуют тщательной проработки.
«Москва не сразу строилась», — говорят в России. Жизнь обязательно наладится. Только власть надо выбирать правильную, думающую о народе, а не о том, как за счёт народа кому-то обогатиться.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.