Везде, где мне довелось побывать в последние годы, Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Казани, Нижнем Новгороде, Пятигорске, я присматривался к работе трамваев.
Присматривался, чтобы понять, как региональные власти поддерживают один из старейших видов общественного транспорта – трамвай! И надо признать, что нет хуже отношения властей к трамваю, чем в Ярославле и Пятигорске.
Например, в Москве в прошлом году на маршруты северо-запада столицы вышли самые последние модели трамваев «Витязь-Москва», в которых в отличие от предыдущих моделей увеличилось количество сидячих мест, шире стали проходы, появились крепления для велосипедов, да и сами трамваи существенно изменились внешне.
В Санкт-Петербурге в прошлом году на линию тоже вышел уникальный трамвай «Витязь-Ленинград», сверхлегкий алюминиевый корпус которого был произведен в Твери.
По состоянию на апрель 2022 года Калининград приобрел и запустил в эксплуатацию 16 трамваев модели «Корсар», вмещающий 177 пассажиров, имеющий системы видеоконтроля зон посадки и высадки и мониторинга дорожной ситуации, улучшенный климат-контроль, USB-розетки, Wi-Fi-роутеры. Кстати, на улицах бывшего Кёнигсберга первый трамвай появился 31 мая 1895 года.
В Нижнем Новгороде обновление трамвайного парка в прошлом году было не очень масштабным, но эстетически интересным. Здесь вышли на линию одиннадцать вагонов производства «Уралтрансмаша» в стиле ретро.
По сообщениям СМИ с начала нового тысячелетия трамвай переживает ренессанс: не менее 108 новых городов (60 из них в Европе) открыли свои первые линии или заново запустили трамвайное движение.
Ярославский трамвай – одна из старейших трамвайных систем в России. В день торжественного открытия трамвайного движения 17 декабря 1900 года «Северный край» сообщал, что «трамвай внесет значительные изменения во весь строй городской жизни».
Заключив концессионный договор с «Бельгийским анонимным обществом тяги и электричества» на постройку в Ярославле городской железной дороги, отцы города понимали, что это не простой, но очень необходимый шаг к прогрессу.
В годы советской власти Ярославль невозможно представить без трамваев.
Мне хорошо запомнилось, как от Московского вокзала трамвайная линия шла по Большой Московской улице (ныне Московскому проспекту) к площади Подбельского (Богоявления). Трамваи ходили на Красный Перекоп до Комсомольской площади, от площади Подбельского по Большой Октябрьской улице к вокзалу Ярославль-Главный. От Красной площади две трамвайные линии расходились: одна – к Шинному заводу, другая – к Моторному заводу. Позднее трамвайные линии связали центр с Северным жилым районом, а общая протяженность линий достигла 70 километров.
Конец 90-х годов стал испытанием для ярославского трамвая: из-за дороговизны новые вагоны не закупались, а изношенные разбирались на запчасти. И всё же в 2000 году, когда ярославский трамвай отмечал вековой юбилей, Министерство транспорта России провело в Ярославле конкурс водителей трамвая. Продемонстрировать свое профессиональное мастерство приехали водители из 43 городов страны, а первое место в нелегкой борьбе заняла наша землячка – водитель первого класса Лариса Ускова.
В 2005 году после ликвидации трамвайное депо №3 в центре города, которое выпускало в советское время 62 трамвая, (депо №4 в Брагино – 72 трамвая), началось сокращение трамвайных линий, протяженность которых в 2021 году дошла до 42 километров.
«Яргорэлектротранс» инициировал обращение международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта с просьбой создать федеральную программу по спасению отрасли. Заговорили о модернизации трамвайного хозяйства Ярославля, закупке современных трамваев европейского уровня, реконструкции существующих трамвайных путей, которая должна завершиться в 2027 году. Но слова остаются словами.
Начальник управления городского пассажирского транспорта мэрии города Сергей Волканевский считает, что состояние электротранспорта в Ярославле неудовлетворительное, у инфраструктуры много проблем, а на их устранение у города нет денег. Ярославский трамвай планируют отдать в концессию на двадцать лет.
Губернатор Михаил Евраев в свою очередь говорит, что общественный транспорт области ждут серьезные преобразования, и с апреля 2023 года на линии выйдет более 600 новых автобусов, оформленных в единой цветовой гамме с символикой Ярославской области.
Что касается трамваев, то в Ярославле осталось всего четыре маршрута: №1 ул. Чкалова – ул. Свердлова, №5 ул. Чкалова – больница №9, №6 ул. Чкалова – ул. Блюхера, №7 ул. Волгоградская – ул. Свердлова.
Олег Гонозов