Почти неделю Ярославль продолжает оставаться в настоящем снежном плену. Утром и вечером город стоит в 10-балльных пробках. Даже основные магистрали (не говоря о второстепенных улицах) превратились в узкие колеи со снежным накатом, преодолеть которые не могут даже тяжёлые полноприводные машины.
Статистика ДТП бьёт все рекорды. А число обращений в ГИБДД превышает разве что количество гневных комментариев жителей «Столицы «Золотого кольца» в социальных сетях. При этом, до сегодняшней ночи городские власти словно пребывали в летаргическом сне и не торопились исправлять сложившуюся ситуацию. А мэр Волков даже не прервал свой отпуск, как будто ничего не произошло.
16 февраля в ходе заседания областной Думы председатель фракции КПРФ Александр Воробьев потребовал вызвать чиновников мэрии для объяснений о принимаемых мерах по уборке города. Председательствующий на мероприятии главный думский «единоросс» Николай Александрычев из опасения «публичной выволочки» явно желал сгладить «острые углы». Но проигнорировать инициативу оппозиции не смог. В итоге было предложено провести отдельное совещание. Оно состоялось сегодня. От фракции КПРФ в нём принимали участие депутаты Александр Воробьев, Эльхан Мардалиев и Валерий Байло.
Ответ за мэрию держали заместитель главы города по вопросам ЖКХ Виталий Леженко и директор департамента городского хозяйства Ярослав Овчаров. Главными претензиями в их адрес были несвоевременность уборки (если бы субботний снег был сразу счищен с проезжей части, никакого наката и колейности не было бы и в помине), несоблюдение технологии зимнего содержания (в частности, отсутствие обработки жидкими реагентами и неэффективное использование пескосоляной смеси) и непозволительный дефицит специализированной техники.
Поначалу чиновники решили давить на жалость. Депутатам доложили, что в Ярославле действует лишь одна скважина для использования жидкого реагента. Но использовать его можно только при температуре до «минус» 6-7 градусов. А имеющаяся в наличии 10% пескосоляная смесь сработала плохо и её пришлось дополнительно обогащать (на что ушло несколько дней, хотя в наличии был 200-тонный резерв чистой соли). Использование же дополнительных реагентов «как в Москве» чревато большими финансовыми затратами.
В ответ председатель фракции КПРФ предложил не ходить за примерами в столицу, а внимательно изучить опыт Рыбинска. Там был такой же снег и те же проблемы. А состояние скважин и условия использования реагентов вообще идентичные. Но всё это почему-то не помешало привести второй по величине город области в полный порядок буквально за пару дней. Улицы были вычищены до асфальта, а снег убран до бордюра. Ярославль же всё это время продолжал находиться в непроезжем состоянии, будто какая-то глухая деревня. Александр Васильевич также напомнил, что областному центру единственному среди всех муниципальных образований из бюджета была выделена субсидия на содержание дорог в размере 200 миллионов. Остальным городам и районам не дали ни рубля. Но справились они на порядок лучше, и выглядели существенно приличнее. Так что кому-то из мэрии придётся крепко ответить за выделенные средства.
Поняв, что давить на жалость не получится, чиновники сменили тактику. И решили представить из себя чуть ли не героев. Овчаров патетически заметил, что всю минувшую ночь провёл на уборке Московского проспекта, где было задействовано 76 единиц техники и 44 рабочих. В ответ директору ДГХ посоветовали не выдавать единственный пример за системную работу, которой пока нет. Окончательно чиновника охладила статистика ГИБДД. Начальник управления госавтоинспекции Антон Царёв сказал, что его ведомство ещё осенью предупредило мэрию о серьёзных проблемах с техникой. Тогда в наличии было всего 14 комбинированных дорожных машин (КДМ). В то время, как по нормативу положено более 60. Но по факту не был задействован даже этот мизер. Но данным ГИБДД, в ночь с 12 на 13 февраля в городе работали всего 12 КДМ (притом, почти половина фактически простаивала), а в последующие три дня – и вовсе 10! Грейдеров же для уборки снега с проезжей части и в придорожной полосе не было замечено вовсе. На что обратил внимание депутат-коммунист Валерий Байло, настойчиво рекомендовавший мэрии срочно восполнить этот пробел.
По словам Ярослава Овчарова, помощь техникой оказали Водоканал, МРСК и ТГК-2. Но, судя по состоянию дорог, погоды это не сделало. А к специализированным организациям, готовым предоставить необходимые машины, обращений от мэрии почему-то не было. Итог – резкий рост ДТП. Только в минувший вторник их было 125. А всего с начала года – 388, в которых пострадало 60 человек (в два с лишним раза больше, чем в прошлом году) и два человека погибло. Вина за часть этих происшествий однозначно лежит на городской администрации.
В завершении встречи заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев передал чиновникам претензии жителей города (притом, не только автомобилистов, но и пешеходов) и задал волнующий всех вопрос: когда улицы Ярославля приведут в порядок. Директор ДГХ ответил, что на это потребуется 10 дней. Правда, оговорился, что они начались со вторника. Фактически, власти санкционировали коллапс ещё на одну неделю. Такой бардак вызвал негодование и возмущение депутатов. Тем более, что подобные сроки не соответствуют ни одному официальному нормативу.
В итоге от мэрии потребовали незамедлительно привести проезжую часть в нормативное состояние (сегодня должны ликвидировать колейность и убрать накат на Ленинградском проспекте, проспекте Фрунзе и нескольких других магистралях), а также привлечь максимальное количество дополнительной техники от предприятий и организаций, и до конца дня предоставить подробный график уборки улиц 1-й и 2-й категорий. В противном случае, чиновникам пригрозили оргвыводами и кадровыми решениями.
А. Федоров