Исторические параллели

DSC_8366

Конституционная реформа прорастает во всё новые и новые законы. 11 ноября Госдума приняла в первом чтении внесённый президентом законопроект о Государственном совете РФ.

ГОССОВЕТ — явление для России не новое. На протяжении истории нашего государства он, видоизменяясь, то возникал на политическом небосклоне, то вновь исчезал. С 2000 года Госсовет действует непрерывно на основании указа президента как совещательный орган при главе государства.

Наблюдающийся сегодня крен на усиление президентской власти поставил вопрос и о новом статусе Государственного совета, теперь это конституционный государственный орган. Не следует путать с органом государственной власти. Формально Госсовет не будет обладать властными полномочиями. Формируемый и возглавляемый президентом, он призван обеспечить взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (новое понятие, появившееся в Конституции), а именно: федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов РФ, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления. Аналогичное положение было и в указе президента о Госсовете. А вот что добавилось к тем задачам, которые решает данный госорган, так это определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития. По сути, Госсовет станет некой надстройкой над системой публичной власти.

Членами Госсовета станут председатель правительства, спикеры обеих палат парламента, руководитель администрации президента и главы регионов. Кроме того, по решению президента в его состав могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции в Государственной думе, представители местного самоуправления и др. Не обладая правом законодательной инициативы, Госсовет будет принимать решения, опираясь на которые президент или иные субъекты законодательной инициативы могут подготовить и внести в Госдуму тот или иной законопроект.

Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, выступая в преддверии пленарного заседания Госдумы перед журналистами, подчеркнул, что, по мнению юридического сообщества, Госсовет будет представлять из себя «аппендикс» администрации президента, поскольку сам по себе этот орган не имеет не аппарата, ни финансирования. Как же он должен функционировать?! «И если уж мы завершаем строительство монархии, то тогда в Госсовет надо включить и представителей религиозных конфессий и парламентских партий на постоянной основе», — с сарказмом заметил депутат, заглянув в историю начала XVII века, когда было созвано собрание тогдашней элиты России — Земский собор — для избрания нового царя. По мнению некоторых политологов, Госсовет, полномочия которого со временем могут расширяться, — это плацдарм для передислокации нынешнего президента после истечения очередного завершающего президентского срока.

Первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков считает, что губернаторам Госсовет поможет «выпускать пар», а для парламентской оппозиции, в случае если президент решит ввести представителей думских партий в состав нового конституционного госоргана, это будет дополнительная трибуна. На этом положительные стороны законопроекта о Госсовете и заканчиваются.

Гораздо выразительнее его отрицательные черты: отказ от принципа разделения властей, заложенного в статье 10 Конституции РФ, которая также гласит о том, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; «покушение» на целостность статьи 11 Основного Закона, где содержится исчерпывающий перечень органов, осуществляющих государственную власть. Вносить поправки в эти статьи Основного Закона полномочно только Конституционное собрание, закон о котором до сих пор не принят. Фракция КПРФ неоднократно вносила в Госдуму законопроекты о Конституционном собрании, пытаясь ликвидировать этот правовой пробел, но парламентское большинство всякий раз вставало на дыбы, чуя угрозу своему господству.

В первом чтении фракция КПРФ поддержала законопроект о Госсовете, уточнив, что её позиция при голосовании во втором и третьем чтениях будет зависеть от принятия поправок, устраняющих указанные нарушения.

Ещё один законопроект — «О молодёжной политике в Российской Федерации», реализующий положения принятых конституционных поправок, был внесён в Госдуму представителями всех фракций нижней палаты парламента и сенаторами. Документ этот векторный: он определяет основные понятия, цели и принципы реализации молодёжной политики. Законопроект предлагает отнести к молодёжи граждан от 14 до 35 лет. Сегодня молодёжью считаются граждане от 14 до 30 лет. Сформировав единую правовую базу, закон получит своё развитие как в отраслевом законодательстве, так и в региональном. К слову, в 78 субъектах Российской Федерации законы о молодёжной политике приняты, но на федеральном уровне эта сфера регулируется единственным нормативным актом — постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года.

«Ельцинской власти не нужна была никакая молодёжная политика, — объясняет этот затянувшийся во времени правовой вакуум один из авторов законопроекта Юрий Афонин. — Были уничтожены комсомол, пионерия, сворачивалась система работы с детьми, шла коммерциализация образования, детско-юношеского спорта. Сегодня мы пожинаем плоды того времени». Депутат напомнил, что в 1998 году фракция КПРФ в Государственной думе внесла законопроект о государственной молодёжной политике. Он был принят в трёх чтениях, но в конце ноября 1999 года, в последний месяц нахождения на посту президента, Борис Ельцин наложил на законопроект вето.

Были и ещё попытки принять «молодёжный» закон, но все они потерпели крах, так как воспитание, образование и поддержка молодёжи требовали затрат, на которые государство было не готово. Не готово оно и сейчас. Поэтому законопроект финансово пустой. Чтобы органы власти различных уровней смогли осуществлять записанные в нём многочисленные полномочия, необходимо ввести в бюджет соответствующие статьи расходов. Если на уровне Федерации кое-какие деньги выделяются Федеральному агентству молодёжи для реализации отдельных программ, то регионы и муниципалитеты, еле-еле сводящие концы с концами, вынуждены расписываться здесь в своём бессилии.

Юрий Афонин привёл данные социологических опросов, какие проблемы волнуют молодых. 61% опрошенных представителей молодого поколения испытывают трудности в поиске работы, 54% боятся не найти своего места в жизни. А вот что думают молодые об обязанностях государства: 71% считает, что государство должно уделять внимание трудоустройству, 60% — повышению доступности и качеству образования, 43% — доступности жилья, 38% — поддержке молодых семей. Эти проблемы, страхи и надежды выливаются в удручающую цифру, выносящую приговор будущему России: 53% молодого поколения хотят уехать из страны.

«Настроение молодёжи надо менять», — убеждён депутат-коммунист. Но, к сожалению, проект принятого в первом чтении федерального бюджета, против которого голосовала фракция КПРФ, не может вселить в молодых уверенность в завтрашнем дне. Программа содействия занятости населения на фоне пятикратного роста безработицы сокращается на 9 млрд рублей. Фракция КПРФ настаивает на квотировании первого рабочего места для молодёжи. И это надо указать в данном законе, подчеркнул Ю. Афонин.

Мечты молодёжи о доступности и качестве образования также тают при одном взгляде на цифры трёхлетнего бюджета. Если в 2021 году запланировано 7-процентное увеличение расходов на образование, то уже в следующем они на 3% сокращаются, а с учётом инфляции выходит, что прибавки не будет вовсе. Образование в нашей стране должно быть бесплатным и доступным, убеждены коммунисты. Но сегодня даже решение о снижении платы за обучение в условиях дистанционки и то не принимается.

«Мы считаем, что молодёжь должна быть обеспечена бесплатным жильём. При рождении третьего ребёнка ипотечный кредит должны полностью списывать», — изложил позицию фракции КПРФ Юрий Афонин. Чтобы закон был действенным, надо во втором чтении заложить необходимые нормы, подчеркнул депутат. Без этого он окажется очередным образчиком нормативного пустословия.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *