На заседании думского комитета по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог на прошлой неделе снова разгорелась острая дискуссия.
Основное внимание сосредоточили на двух темах: зимней уборке дорог в Ярославле и переводу транспортных средств на газомоторное топливо. И ту, и другую задачу областные и городские власти, по сути, провалили. Депутаты фракции КПРФ отметили причины сложившейся ситуации, и предложили собственные пути решения проблем.
Вопрос о создании условий по переводу транспортных средств на «голубое топливо» и развитию газозаправочной сети был включен в повестку по предложению заместителя председателя комитета, депутата-коммуниста Валерия Байло. Ещё пять лет назад он разработал поправки в региональное законодательство, предусматривающие 50% льготу при уплате транспортного налога для владельцев «железных коней», переоборудованных под использование газомоторного топлива.
Напомним, что природный газ является наиболее экономичным, экологичным и безопасным горючим. Его использование позволяет повысить срок эксплуатации транспортных средств и сократить затраты на их техническое обслуживание. При этом, стоимость газа составляет 45-50% от цены бензина или «дизеля», что даёт возможность снизить себестоимость перевозок на 15-25%.
На федеральном уровне это поняли ещё несколько лет назад. В 2013 году было издано специальное распоряжение правительства Российской Федерации. Согласно этому документу уровень использования природного газа в качестве моторного топлива в Ярославской области к 2020 году должен составлять 30% от общего количества единиц техники. Однако мы даже не приблизились к этой цифре.
На сегодняшний день газ используют всего 4% зарегистрированных в регионе транспортных средств. Среди автобусов показатель несколько выше — 14-15%. Однако и это — совершенно не тот уровень.
— То, что с 2015 года никак не продвинулись в этом вопросе — для меня стыдно. В своё время депутаты муниципалитета разработали, а депутаты областной Думы приняли закон, предусматривающий льготу по транспортному налогу. С 1 января 2020 года её больше нет. Как получилось, что её не продлили? Ведь сам закон остался! — возмутился Валерий Байло.
Пассивность областной власти вдвойне удивительна, если учесть, что рекомендации по обеспечению мер стимулирования перехода потребителей на использование природного газа как моторного топлива (в том числе введение льгот по уплате транспортного налога) даны регионам на уровне Министерства энергетики. Спрос на «голубое топливо» тоже есть. Притом, немалый. В Ярославской области действует всего пять автомобильных газонаполнительных станций. Но с 2017 года реализация топлива на них увеличилась на 400%. Машины даже выстраиваются в очередь. По предварительным расчётам в регионе необходима 21 такая АЗС. Однако из-за нерасторопности чиновников мы не попали в пилотный проект, по которому предусмотрено субсидирование затрат на строительство самих станций и переоборудование транспортных средств на газ. Решение этой задачи на сегодняшний день стоит во главе угла.
По итогам обсуждения члены комитета поддержали проект решения, предложенный депутатом Валерием Байло. Документ отмечал низкую эффективность работы по исполнению распоряжения правительства Российской Федерации со стороны органов власти Ярославской области. А также рекомендовал правительству региона принять комплекс мер по обеспечению поддержки организаций автомобильного общественного транспорта и ЖКХ в целях стимулирования перехода к использованию природного газа и разработать план мероприятий по развитию сети автомобильных газонаполнительных станций.
Не менее активное обсуждение вызвал вопрос, который поставил председатель фракции КПРФ Александр Воробьев: о выполнении работ по содержанию улично-дорожной сети Ярославля минувшей зимой. Несмотря на то, что она выдалась на удивление тёплая и бесснежная, мэрия областного центра всё равно не смогла нормально справиться с поставленной задачей. За что получила многочисленные нарекания со стороны жителей. Особенно много их было в новогодние праздники, когда люди жаловались на неубранные дороги и скользкие тротуары, напоминающие ледовые катки. Тогда же коммунисты обратились в надзорные органы с просьбой провести проверку зимней уборки города. Результат запроса говорил сам за себя.
— Только по линии ГИБДД в осенне-зимний период 2019-2020 годов по фактам несоблюдения требований по обеспечению безопасности движения при зимнем содержании дорог в отношении департамента городского хозяйства было составлено 23 протокола об административных правонарушениях. Сколько из них сегодня уже отработано? Как вы устраняете недостатки? — поинтересовалась у представителей мэрии депутат фракции КПРФ Елена Кузнецова.
Директор департамента городского хозяйства Ярослав Овчаров отметил, что в его ведомстве отработали 10 предписаний. То есть, меньше половины. Не удивительно, что с такими темпами существенное изменение ситуации не наблюдается. Количество техники, задействованной на работах, также не вызывает оптимизма.
— Тот автопарк, который имелся в наличии «Спецавтохозяйства», был в четыре раза меньше необходимого для качественной уборки дорог в соответствии с ГОСТом. На этот раз мы даже не наблюдали выставки техники на Советской площади, которая была в предыдущие годы. И пока видим только провалы! — продолжила Елена Кузнецова.
В результате, по итогам обсуждения депутаты потребовали от мэрии Ярославля предусмотреть выделение средств на приобретение дополнительной спецтехники для «Городского спецавтохозяйства», а также выполнить все работы по проведению «ямочного» ремонта объектов улично-дорожной сети областного центра до 1 июня. Чтобы весной и летом ярославские автомобилисты, наконец, перестали убивать подвеску и терять колёса на многочисленных ухабах и колдобинах.
Иван Денисов
Фото: duma.yar.ru